Тема «ребенок и компьютер» уже давно стала причиной многочисленных «религиозных войн». Мифы о «вредных флюидах и лучах» меняются былями о невротических состояниях и туннельном синдроме у двенадцатилетних подростков. «Обеспокоенная» общественность в лице «известных детских психологов» и неизвестных общественных организаций время от времени гонит следующую волну истерики по поводу того, «куда мы катимся». «Беззаботная» общественность продолжает молча катиться в пропасть компьютеризации сама и тянуть за собой своих отпрысков. Многие родители, хотя и не в восторге от красных глаз и ночных посиделок своих чад, верят, что из триады «компьютер—телевизор—подворотня» первый элемент все-таки наименьшее из зол.
В материалах этой «Техносферы» мы не преследуем цель сыграть еще один раунд «священной войны». Мы заранее соглашаемся, что компьютеры не являются ни творением злого гения, ни панацеей от всех болезней. Они лишь инструменты, результат использования которых зависит исключительно от их обладателей. Овладение ИТ, даже в относительно юном возрасте — очевидное конкурентное преимущество в сфере саморазвития. А учитывая, что в будущем техника будет развиваться и усложняться, раннее знакомство и понимание принципов ее работы становится еще и очевидным преимуществом на рынке труда.
Итак, речь пойдет о программном обеспечении, направленном на развитие знаний и умений юной личности. Мы не забываем о существовании Интернета и исключительно развлекательных игр. Мы также подозреваем, что именно они и отнимают львиную долю детских дней и лет, проведенных перед монитором. Но это тема отдельного разговора.
Если вы сами работаете с компьютером дома, можете быть уверены: знакомство вашего ребенка с этим чудом техники состоится рано. Быть может, очень рано — хотите вы того или нет. Приготовьтесь, что ребенок будет учить буквы и цифры, сделав клавиатуру своей первой азбукой. Если у вас нет предубеждения относительно ранней компьютеризации, можете это использовать. Пока ребенок играет в подражание и интересуется преимущественно тем, что делают папа-мама, есть шанс овладеть алфавитом, выучить цифры, а также сформировать интерес к креативному времяпрепровождению за машиной, вместе рисуя или составляя картинки из готовых фрагментов. Все, что вам нужно, — обычный текстовый редактор (да хоть бы «Ворд»), шрифт побольше и чтобы буквочки цветные. Удовольствие, которое чадо получает, сидя у вас на коленях и вырисовывая на экране ряды огромных фиолетовых АААА простым нажатием клавиши, сравнимо разве что из удовольствием мамы, которая помогает переставить маленький пальчик с «А» на «М». Почему нет? У домохозяек дети играют кастрюлями, у автомехаников — отвертками, а у работников информационного фронта — соответственно продукцией ИT-индустрии.
Конечно, липкие следы на мониторах, пуговицы в кардридерах, залитые соком клавиатуры или мышки, с корнем вырванные из корпусов и превращенные в «машинки», — это вам не разбитый горшок или потерянная отвертка (хотя автомеханики, возможно, с нами не согласятся). Впрочем, что касается сока: а вы сами никогда ничего не проливали на клавиатуру? А вроде бы взрослые... В общем, если хотите защитить от ребенка свое рабочее пространство (вполне понятное желание) и вместе с тем не нависать над чадом в процессе его развлечения-развития, есть варианты довольно дешевых «детских» решений — моющиеся клавиатуры, линейка планшетов для рисования, ориентированная как раз на маленьких художников, недорогие детские мышки и т.п. Кое-кто и новомодные ноутбуки рассматривает как вариант детского компьютера.
Впрочем, из всех этих продуктов в самом деле заслуживают внимания и расходов разве что планшеты и клавиатуры. Детская мышка по цене сравнима с «взрослой» — ведь с ней дизайнеры поработали, а это денег стоит. А ноутбук «дешевый» только как для ноутбука. Кроме того, небольшие мониторы при значительной разрешающей способности — не самое лучшее решение для детских глаз.
Но большинство родителей согласятся: специального «железа» для ребенка не нужно. Другое дело — софт. Чадо растет быстро, и вскоре цветные буковки в «Ворде» начинают надоедать. И тогда перед родителями возникает серьезный вопрос, грозящий превратиться в настоящую проблему: что бы такого дать ребенку, чтобы и польза, и не без удовольствия, и родительскому сердцу спокойно? Даже даря отпрыску обычнейшие кубики, мы надеемся, что он не просто будет стучать ими по аквариуму, но и развивать моторику, пространственное воображение и еще что-нибудь полезное. От компьютерной программы мы имеем право ожидать не меньшего.
Писать об «обучающем софте» и просто, и сложно одновременно. Просто — потому что программ, претендующих на звание «обучающих» или «направленных на развитие», чрезвычайно много. Конечно, по количеству они не могут сравняться с играми, но в природе их существует намного больше, нежели может заподозрить рядовой пользователь. А сложно — потому что за гигантским валом из тысяч коммерческих, «шароварных» и бесплатных программ «для развития и обучения» чрезвычайно трудно найти такие, качество и полезность которых для юных талантов были бы довольно весомыми.
Первое, что поражает, когда знакомишься с миром детских и учебных программ, — это невероятно высокий процент откровенного брака. Здесь можно увидеть все. «Мультимедийные энциклопедии» с двумя десятками статей и с интерфейсом «привет, 90-е». Криво написанные программы, которые при первом же удобном случае «падают», а попытаешься деинсталлировать — стараются унести с собой на тот свет внушительную часть операционки. Нескладушные «развивалки» с совершенно непонятной логикой и «хелпом» на трех страницах мелким шрифтом.
Даже попав на действительно хорошо сделанный и более-менее отлаженный продукт, не стоит спешить праздновать победу. Ведь, кроме мастерства реализации, в программах, сделанных для юного поколения, критически важен еще один момент: способность продукта задерживать на себе внимание. С этим у разработчиков ничуть не меньшая беда, нежели с «безглючными» интерфейсами. Рынок наводнен невероятным количеством неинтересных продуктов, работа с которыми уже за считанные минуты превращается в откровенное издевательство над здравым смыслом даже взрослого пользователя.
Представьте себе, например, комплекты утилит «для развития математических способностей», где юным пользователям предлагают сложить два числа, высвеченных на экране, и написать результат в третье окошечко. После чего программа рассказывает о количестве правильных и неправильных ответов и скорости. Судя по сложности задач (12+32, 41-9...), программа рассчитана на учащихся младших классов. Какой злой гений сказал разработчикам, что их продукт хоть на миллиметр интереснее для ребенка, нежели учебник и тетрадь? Весело, как в Excel...
Чтобы не утомлять читателя пространными тирадами вроде «программа Х — серая, а В — скучная и пытается повредить ОС», рассмотрим только большие группы продуктов, а об особо удачных находках расскажем подробнее.
Обидно, но факт: просмотрев несколько «детских» и «школьных» программ для изучения иностранных языков, мы не нашли ни одного достойного кандидата. Т.е. мы не можем сказать, что таких программ не существует вообще, но найти их в общем потоке посредственных продуктов чрезвычайно сложно. Наиболее распространенным способом изучения иностранного языка, по мнению производителей программ, является прямое запоминание слов. Подавляющее большинство предлагает заняться этим без лишних затей — в алфавитном порядке. Как вам продукт, который знакомство с немецким предлагает начать со слов Aal (угорь) и Aberglaube (предрассудок)? Правда, самые нужные?
Некоторые пошли дальше и сгруппировали слова по каким-то тематическими направлениям (еда, одежда, транспорт и т.п.), но в чем заключается коренное мультимедийное преимущество даже таких программ перед бумажным разговорником — понять непросто. Даже если все это воплощено в мультяшной форме с открывающимися шкафчиками и звонящим телефоном, — понять, как именно называние предметов на экране заставит человека говорить на иностранном языке, сложно.
Правда, креативные варианты изучения английского тоже попадались. Как вам идея разработчиков одной из программ вставлять английские слова в стихотворные шедевры на родном или же понятном языке? Отдельные из них звучат действительно шедеврально: «В чай чудесный, ароматный бросить LEMON так приятно!» Но это еще полбеды, можно создать стихотворные строки, которые еще прочнее врежутся в память признательных потомков: «Сочетаются отлично маслице и BREAD пшеничный»...
Однако в наших поисках нам попался целый класс учебных программ, которые могут заинтересовать даже трехлетнего ребенка (проверено на собственном отпрыске). И если даже не засеять целое поле разумного, доброго и вечного, то по крайней мере заставить ознакомиться с компьютерным интерфейсом и научиться уверенно держать мышь в руках.
Речь идет о так называемых Creative tools. Это графические, аудио- и видеоредакторы для юных пользователей. Их качество бывает разным, но возможность создать собственный продукт, вместо того, чтобы ходить по «заданному сюжету», нередко окрыляет юные умы и толкает их к некому подобию реального творчества. При этом существуют «креативные инструменты» как для 10—12-летних подростков, так и для совсем маленьких пользователей.
Особняком стоят программы для более серьезного изучения естественных и точных наук. Отечественные создатели таких продуктов, к сожалению, слишком часто считают, что физику и химию учат подростки серьезные, а потому всяческие «красивости» могут оказаться лишними. Потому многие их разработки сводятся опять-таки к серым интерфейсам и тестовым заданиям, которые, безусловно, полезны, но лишнего энтузиазма не вызывают. К счастью, среди европейских разработчиков есть как минимум одно яркое исключение — компания Heureka-Klett. Их серия образовательных игр — Physikus, Chemikus и Bioskopia — это настоящие маленькие шедевры, где изучение соответствующих дисциплин происходит в форме полноценного и довольно интересного квеста. При этом — как, скажем, в «Химикусе» — все довольно серьезно: смешать реактивы «методом тыка» (как часто бывает в квестах) не удастся, без знания свойств металлов и кислот игру пройти невозможно.
В общем, поиски привели нас к одному довольно простому выводу: прежде чем предлагать ребенку занятия с образовательной программой, попытайтесь поработать с ней сами. Если скука одолела вас на десятой минуте — не надейтесь, что отпрыск продержится дольше.
Если вы решились стать сторонником ранней компьютеризации (или вас поставили перед этой необходимостью собственные дети), глубоко вздохните и подумайте о двух вещах. Первое: все, что делается, делается вовремя, нужно только найти способ этим управлять. Второе: как организовать компьютерное место и время занятий для ребенка.
На что нужно обращать внимание:
Если есть возможность, прежде чем покупать программу для обучения и развития, есть смысл прочитать отклики о ней в Интернете. Часто многое становится понятно даже из пресс-релиза.
Покупая программу, не забудьте посмотреть на упаковке год ее выпуска. Не все старое — плохое, но «шедевр», созданный в минувшем тысячелетии (попадается на этом рынке и такое), да с тех пор так и не проданный, вызывает обоснованные сомнения. Между тем на рынке можно найти старые релизы программ «всех времен и народов» — но о них обычно информации достаточно.
Перед установкой продуктов, особенно скачанных из Интернета, стоит сделать резервные копии важных файлов на компьютере. Как правило, все проходит хорошо, но нередко встречаются исключения из правила. Обидно переустанавливать систему и подсчитывать потери только потому, что хотел дать ребенку новую игрушку.
Едва ли стоит пугаться «приступов энтузиазма», которые переживает ребенок с появлением новой программы, и бежать к психологу лечиться от «компьютерной зависимости». Обычно через два-четыре дня бешеный энтузиазм проходит и, в лучшем случае, остается устойчивый и ровный интерес.
Детям в возрасте до десяти лет не стоит находиться перед компьютером дольше 15—20 минут подряд, и «второй заход» возможен только после длительного перерыва. Для подростков время пребывания можно удлинить до часа, но перерывы также обязательны. И компромиссы в вопросах продолжительности рабочих сеансов недопустимы. То есть нужно придумать весомые аргументы или стимулы, которые смогут оторвать чадо от монитора в нужный момент.
Яркость монитора стоит установить существенно ниже той, которая идет «по умолчанию». Кроме того, помещение, в котором за компьютером работает ребенок, должно быть хорошо освещено. Контраст между ярким монитором и темной стеной напрягает глаза. Также нужно следить, чтобы не было слишком резких, ярких источников света, дающих отблески на мониторе.
Игорь БЕЗГИН, генеральный директор
фирмы «Декарт компьютерс»
Вопрос о том, с какого возраста подпускать ребенка к компьютеру, — это вопрос не о возрасте, а о том, что ребенок будет с ним делать. Моему сыну ноутбук попал в руки, когда ему было полтора года. Через неделю из ноутбука были вынуты все кнопочки. Потом я выяснил, что не мы одни такие — для маленьких детей свойственно начинать свое знакомство с ноутбуком именно с этого.
Поэтому вопрос не в том, «когда», а в том, что вы будете делать с ребенком на компьютере. Например, мы сейчас по полчаса в день тратим на алфавит. Как на мой взгляд, процедура совершенно неинтересная — нажимаем кнопочки, появляются буквы. Но сын готов этим заниматься. Мы так играемся с двух лет. С двух с половиной перешли на английский алфавит — нашли программку, которая произносит эти буквы. А вот для манипуляций с мышкой координации пока не хватает. Значит рано.
Что касается специальных развивающих программ — я потратил на поиск кучу времени и перелопатил массу программ. Все сделано довольно топорно и само по себе никакой пользы не приносит. Но, с другой стороны, как говорят специалисты, самая интересная для ребенка игра — та, в которую он играет с родителями. Дайте ребенку самую классную компьютерную развлекалку, а сами уткнитесь в телевизор, и вы убедитесь — она ему быстро надоест. Это можно делать только на очень короткий период, когда у вас действительно неотложное дело. А так надо играть с ребенком — хоть на компьютере, хоть без него.
Над тем, что именно вы даете своему ребенку в качестве развлечения, надо думать. Причем не только, когда он маленький. Если вы играете с ним в Counterstrike, вы должны понимать, что все это вкладывается в его голову. Он с раннего возраста впитывает привычку к тому, что можно сделать глупость, потом вернуться к сохраненному, перезагрузиться и пройти эпизод заново, учитывая ошибки. Не думайте, что это остается для них «в игре» — они с этим по улицам ходят. Как и с теми агрессивными состояниями, которые у них формируются, когда они играют в «стрелялки». И с желанием «попробовать», не осознавая до конца последствий и непоправимости своих действий в реальной жизни.
С другой стороны, если вы с ним ездите на машинках или заставляете белочку прыгать за орешками, давления на психику нет никакого и, соответственно, никаких возражений.
Вообще компьютер, если мы не говорим о сложных системах искусственного интеллекта, — это только информационная машина. Он не заменит человеку человека, ребенку — учителя. Независимо от технического прогресса надо уметь писать от руки, читать книжки и считать в уме, развивать интеллект, гибкость мышления. Надо общаться с людьми — с их эмоциями, плохим или хорошим настроением. Никакой софт, даже самый лучший, не научит общаться. Компьютер не делает человека человеком — он только предоставляет широкий доступ к знаниям.
Сергей ДЯЧЕНКО, писатель-фантаст
Я консерватор. Я бы запретил подпускать детей к компьютерам — да кто ж меня послушает... Да, компьютер здорово помогает в обучении — но лишь в качестве технического приспособления. Когда я учился в медицинском, для меня было пыткой зубрить анатомию. Держишь в руках косточку и заучиваешь названия каждого бугорочка. Тогда я мечтал увидеть модель человеческого тела, которая наглядно дала бы понять, как эта косточка работает в теле человека. Теперь — пожалуйста, есть такие программы, и я не спорю — это огромный шаг вперед в деле обучения.
Выполняя школьные задания, мы с дочерью часто обращаемся к компьютеру — без этого уже трудно представить себе учебу. Компьютер — колоссальная копилка знаний, и любой школьник, имеющий к ней доступ, проводит там достаточно много времени. Мы используем программы-симуляторы тестов, например, способные подготовить ребенка к тестированиям — простые и эффективные. Но найти действительно хорошие обучающие программы необыкновенно трудно. По личному опыту скажу, что, изучая иностранный язык по компьютерным методикам, я добился больших успехов. Виртуальных. Потому что на улицах Лондона оказался не способен даже задать простой вопрос «как пройти». В то время как во время обучения в группе — в игровой форме, в общении, в соревновании — достигаются куда лучшие результаты. Можно сделать очень эффективные симуляторы тестов — например, чтобы при неправильном ответе било током, а при правильном выдавало шоколадку, — но отсутствие эмоциональной компоненты, которая стимулирует нас в процессе обучения, не компенсируешь ничем.
Несмотря на преимущества в деле обучения, я бы не пускал человека за компьютер, пока ему не исполнится 18 лет. Ввел бы строгое ограничение — как на Западе на фильмы и компьютерные игры. Потому что, на мой взгляд, компьютер развращает человека, прикрываясь как фиговым листком ролью интеллектуального помощника и безобидного развлечения. К нему привыкаешь, и вскоре без него уже не мыслишь своего существования — что-то вроде наркотика. При этом с компьютером связана масса искушений. Это не только легкость в получении информации — это иллюзия общения, ложная коммуникация, ложный круг друзей. Связь с компьютером замещает более естественные необходимые ребенку связи — компьютер в результате становится ближе, чем самые родные люди, родители, которые пытаются ввести для ребенка какие-то ограничения, привить дисциплину.
С этой привычкой к ложному общению ребенок переходит в следующий возрастной период, в котором он начинает конструировать собственные миры. И он их создает, совершенно не согласуясь с теми правилами, по которым строится реальная жизнь. Интересная как раз тем, что приходится соотносить собственное эго с эго других людей. То есть ограничивать себя, считаться с интересами другого — то, что называется социализацией. Мы можем наблюдать, как последние десятилетия этот процесс деформируется: геймер растет в искусственных джунглях, у него рано или поздно возникают проблемы с агрессией и эгоизмом. Он привык получать удовольствие от ничем не контролируемых действий. Формируется психопатическая личность, которая слабо понимает требования реальности. В чем состоит мудрость, на которой держатся все великие религии? В простой истине: относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Этот принцип срабатывает в человеческом общении, на нем держатся общества и государства. Но он не срабатывает, когда человек имеет дело с компьютерным миром, игрой, в которой он сам устанавливает правила.
Помимо этого, человек должен развивать свой ум. Скажем, я в свое время потратил кучу времени на то, чтобы изучить математику, всякие сложные физические формулы и прочее, с чем, я был убежден, мне не придется иметь дело в жизни. Но в то же время, решая математические задачи, ребенок оттачивает свой ум, развивает абстрактное мышление. Это к тому же тренировка силы воли. Да, я очень рад, что наш ребенок с помощью машины, например, прикоснулся к Эрмитажу. Но меня настораживает то, что люди теряют способность обходиться без компьютера даже в простейших ситуациях. Например, не могут без калькулятора произвести простейшие арифметические действия. То есть пропадает тренировка ума — то, что стимулировало развитие мозга, самого человека, цивилизации, наконец.
Думаете, я лучше? Я сам считаю на калькуляторе.
Алексей Чурюмов, художник, «Зеркало недели»
Подпускать ребенка к компьютеру можно и нужно с момента появления интереса. Весь вопрос в том, что именно ему предлагать. Например, моим детям было интересно наблюдать за процессом изготовления баннеров. Им нравился процесс рождения «мультиков».
Желательно, чтобы первыми программами для ребенка стали всяческие «обучалки». Азбуки, интерактивные энциклопедии и, естественно, программы, в которых можно проявить свою творческую инициативу.
Конечно, когда тебе 12–15 лет, и одноклассники только и говорят о Counter Strike и прочих стрелялкобродилках, удержаться от искушения довольно трудно. Своим я разрешил-таки поставить что-то подобное — кажется, это был StarCraft. В нем, во всяком случае, наличествовали элементы стратегии.
Кроме того, если взрослые дома играют в компьютерные игры, то дети обязательно будут поступать так же…
Примерное соотношение творческого/учебного и чисто игрового времени, проводимого ребенком за компьютером, тоже зависит от возраста. До восьми лет большинство занятий — это в основном игра, хотя мы замечательно использовали Photoshop и изучали основы анимации во Flash. Пока я мог контролировать этот процесс, то старался, чтобы ребенок осваивал программы, которые в будущем ему пригодятся. Дети учились рисовать в Painter и Photoshop, работать с текстом в Word. Позже, когда в школе для некоторых работ нужно было пользоваться компьютером, эти навыки им очень пригодились. Младший сын даже выпускал классную газету и верстал ее в InDesign. Почему-то работы, написанные и оформленные от руки, уже не очень-то и приветствовались.
Кроме того, во многих случаях трудно определить, что такое работа, а что — развлечение. К примеру, поиск интересующей темы в Internet может быть и тем, и другим. Сейчас, когда моим детям уже по 19—20 лет и у каждого есть свой компьютер, подключенный к Internet, время, проводимое как за развлечениями, так и за работой, примерно одинаково — учеба требует своего.
Пока они были поменьше, компьютер был моим рабочим инструментом и время, проведенное ими у монитора, регламентировалось и зависело от моего свободного времени.
Если говорить о качестве программ, рассчитанных на детей, то все игрушки и программы, которые я предлагал своим детям, отвечали задачам, которые перед ними ставились. «Обучалки» обучали, «рисовалки» помогали рисовать, энциклопедии открывали новое. Если конкретнее — нам очень нравилась серия обучающих игр с Бабой Ягой. Можно обсуждать качество стихов, но детям было понятно и интересно.