UA / RU
Поддержать ZN.ua

Глобализация образования: простить, понять, использовать

Старая система образования уходит, а что взамен?

Автор: Эдуард Рубин

Последние лет десять онлайн-образование стало набирать обороты. 

Учитывая, что образование движет прогресс человечества, все страны так или иначе поднимают вопросы обучения детей и молодежи и спорят, какой режим и формат лучше всего. 

У любого новшества есть сторонники и противники.

Когда появились прививки, были те, кто яростно протестовал и считал их злом. Когда наука доказала, что Земля — круглая, были и те, кто продолжал отстаивать идею плоской земли. Появилось 5G — начали кричать о вреде вышек и излучения. И даже в XXI веке такие люди уверены в своей правоте. 

Онлайн-образование не стало исключением и так же разделило общество на сторонников и противников. Дискуссии о его пользе и вреде обострились именно в последние годы, когда оно стало набирать обороты. 

Онлайн-образование как форма обучения появилось очень давно. Просто его не замечали, поскольку практиковало его довольно ограниченное количество людей, и не ради экспериментов, а по необходимости. 

В Австралии, например, было развито дистанционное образование с помощью радио, и тренд был вызван тем, что ранчо были разбросаны по всему материку, а детей нужно было учить. Лекции читали по радио и ученики отвечали на вопросы учителей тоже по радио.

В 1969 году в Англии появился Open University (OU). Его основал лейбористский премьер Гарольд Вильсон, который рассматривал Open University как главный показатель приверженности Лейбористской партии идее модернизации британского общества. Вильсон считал, что это поможет построить более конкурентоспособную экономику, а также будет способствовать равенству возможностей и социальной мобильности общества. 

Сегодня в университете обучаются более 168 тысяч студентов со всего мира, не считая постоянно действующих разнообразных курсов. Сразу скажу, что это — настоящий университет, ведущий научную деятельность. В этом году OU получил 6,7 миллиона фунтов стерлингов от Research England на расширение своей исследовательской группы по астробиологии для решения фундаментальных вопросов о жизни за пределами Земли. Задачи, достойные любого университета. С 1969 года занятия транслировались из студии государственной телерадиокомпании BBC. Сегодня это настоящий онлайн-университет, использующий Интернет как средство обучения. 

В 2017 году, побывав в OU, я был поражен современными зданиями и полностью цифровыми процессами. В университетском городке персонал (около 10 000 человек) работает в студиях и лабораториях, но в кампусе нет ни одного студента. Все студенты — онлайн.

В 2012 году в сфере массового онлайн-образования Coursera стартовал международный проект, основанный профессорами Стенфордского университета. Сегодня посещаемость курсов — более 25 миллионов человек в год. Своей миссией они провозгласили «обучать миллионы студентов со всего мира, изменяя метод традиционного преподавания». Coursera — не первый такой проект, известными образовательными онлайн-платформами также являются edX, Udacity, MIT OpenCourseWare, Академия Хана и другие. 

В 2014-м в Украине стартовали первые онлайн-курсы Prometheus, которые позиционируют себя как общественный проект массовых открытых онлайн-курсов. Их целью является предоставление бесплатного онлайн-доступа к курсам университетского уровня всем желающим. Интересно то, что ведущие преподаватели и компании могут публиковать и распространять свои курсы на этой платформе. 

Так обучение без обязательного присутствия в учебном заведении постепенно входило в нашу жизнь. Университеты создавали у себя различные онлайн-курсы, используя собственные или сторонние платформы. Одной из основных таких платформ является Moodle, которая вышла на рынок в 2002 году, а сегодня только в США она занимает около 18% рынка. После появления таких платформ начал развиваться новый подход, т.н. blended learning — смешанное обучение, которое совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн-обучение, имеющие одинаковую важность. Онлайн-среда предоставляет учащимся возможность самим контролировать темп, время и место обучения. Это помогает развивать навыки планирования, самоконтроль и саморегуляцию, а также дает свободу. 

Уже на этапе внедрения этого подхода многие его критиковали. Тенденция прогнозируема, ведь мелкие университеты конкурируют с крупными, вне зависимости от места их дислокации. Не все выдерживают такую конкуренцию, особенно университеты с низким качеством обучения.

Всемирная пандемия резко изменила отношение общества к онлайн-образованию. Свыше 100 стран приняли решение закрыть все школы и университеты, более 1,5 миллиардов детей перешли на дистанционное обучение, но школы и многие университеты оказались не готовы к таким условиям работы как технически, так и морально. 

Многие учителя отказывались работать дистанционно, особенно это было заметно в государственных школах даже в развитых европейских странах. Именно в это время началось бурное развитие онлайн-школ в Украине. Родители не готовы были ждать, когда отстающие школы начнут перестраиваться, и перевели детей на обучение онлайн к тем, кто может быстро меняться и предлагает альтернативы. Такой резкий переход показал преимущество частного образования, которое смогло быстро перестроиться под новые глобальные вызовы, но это же вызвало и неравенство между теми, кто учится в частных и государственных школах.

Интересно, что в Португалии с неравенством решили бороться законодательным путем. Во время карантина в связи с тем, что государственные школы не смогли быстро перейти на онлайн-обучение, власти запретили работу частных школ для старшеклассников, мотивировав тем, что выпускники государственных школ при поступлении в университет не смогут конкурировать с детьми из частных.

Переход к массовому онлайн-образованию произойдет, хотим мы этого или не хотим. Можно сопротивляться и рассказывать о проблемах, а можно подумать, как эти проблемы решать. В истории такого рода переходы от старого к новому всегда сопровождались сопротивлением общества, но другого пути не было, и прогресс брал свое.

Например, Великобритания считает, что к 2030 году в стране будет дефицит в 40 тысяч учителей, и тогда смешанная система образования с элементами дистанционного и онлайн-обучения может оказаться единственным вариантом. Обучать по Интернету дешевле. Если записывать лекцию на видео, его можно показывать нескольким поколениям студентов, но именно это и настораживает некоторых преподавателей. 

 

Приведу еще несколько аргументов в пользу онлайн-обучения: 

 

Естественно, как и у любой системы, у онлайн-образования есть и минусы:

 

Можно найти множество причин, почему нельзя. А можно наоборот — принимать текущую действительность и искать решение новых проблем. Надо лишь помнить, что старая система образования отмирает, скорость получения информации возросла в тысячи раз, а каждые пять лет изменяется образ жизни человека, меняются технологии. В ответ на эти тренды и нужны новые методы образования. Сегодня не нужно зубрить предметы, требуется глубокое понимание фундаментальных основ устройства мира. Эти знания и позволят человеку перестраиваться под новые вызовы цивилизации. Нужно учиться находить информацию и правильно использовать ее в тех или иных сферах. Пандемия, которая не заканчивается, — такой же вызов, и именно сегодня мы должны научиться жить и учиться в этом стремительно меняющемся мире.

Все статьи автора Эдуарда Рубина читайте по ссылке