UA / RU
Поддержать ZN.ua

Жилищные программы

Уровень жилищного обеспечения является показателем жизни в стране.

Автор: Сергей Комнатный

Убеждать в актуальности решения одного из базовых вопросов для каждого человека - жилищного - в условиях, когда Украина катастрофически теряет человеческий потенциал, прежде всего молодежь, просто излишне.

К сожалению, у нас до сих пор много говорят, но мало делают для создания украинцам стимулов оставаться жить, растить детей и работать дома, а не под чужими заборами. Тогда как нужно прилагать усилия, чтобы от "плача Ярославны" перейти к конкретным шагам навстречу сотням тысяч семей, которые уже забыли, что это такое - поддержка и сильное плечо государства. Ибо скоро ходить на выборы и смотреть дебаты будет некому.

Напомню, что "Держмолодьжитло" - государственное учреждение, имеющее более чем четвертьвековой опыт реализации жилищных программ. За эти годы участниками программ Фонда стали свыше 39 тысяч украинских семей.

В течение 2019 года, по предварительным данным, по всем жилищными программам мы обеспечим жильем в 2,5 раза больше семей, чем в 2018-м, когда собственное жилье получила 751 семья. Кредитный портфель Фонда на начало 2019 года составлял 1,28 млрд грн. За 2018 год в строительство привлечено 583,8 млн грн инвестиций.

Большинство наших программ дают возможность не только решить жилищный вопрос людей, но и через механизмы кредитования, компенсации процентов по кредитам или части стоимости жилья стимулировать граждан к экономической активности, а строительную отрасль - к развитию.

В течение года мы занимались не только администрированием программ. Наши специалисты принимают участие в подготовке проектов изменений в действующие и разработке новых нормативно-правовых актов в сфере жилищной политики. Это дало возможность упростить доступ к программам для их потенциальных участников. При поддержке международных организаций, сотрудничество с которыми наладило "Держмолодьжитло", модернизованы, упрощены для граждан условия программ "Доступное жилье" и кредитования из уставного капитала Фонда. В частности, перемещенные лица могут принимать участие в программе "Доступное жилье" и получать 50% безвозвратной компенсации стоимости жилья от государства, а в программе кредитования из уставного капитала "Держмолодьжитло" внутренне перемещенные лица имеют первоочередное право на получение кредита.

Убежден, что поддержка социально уязвимых категорий населения, в частности внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), в их стремлении строить собственную жизнь в родной стране должна стать одним из приоритетов государства.

Из последних новостей этого года - начало работы в тестовом режиме новой, уникальной для Украины программы жилищного кредитования под европейские 3% годовых для участников АТО/ООС и ВПЛ. Огромное количество поданных документов свидетельствует, что программа актуальна и нужна людям. Особый вес она имеет для тех граждан, которые конкретными делами доказали преданность Украине и имеют право рассчитывать на помощь со стороны государства.

Надеюсь, что на основе анализа результатов пилотного проекта государственная власть сохранит эту программу в 2020 году. Проанализировав первый этап ее реализации, совместно с Минрегионов и Минветеранов мы должны найти источники финансирования программы на следующий год и дать единственно правильный ответ на запрос сотен тысяч украинцев, нуждающихся в собственном жилье.

Не менее важно не забыть и о других категориях населения - молодежи, педагогах, медиках - всех тех, кто остро нуждается в государственной поддержке в приобретении жилья. И для кого фактор собственного дома станет решающим при принятии решения оставаться жить и работать дома.

Для всех этих людей таким правильным ответом со стороны государства будет полноценное финансирование жилищных программ. К сожалению, в течение последних пяти лет государственная власть мало учитывала необходимость помочь людям в приобретении жилья. Основной проблемой для Фонда остается недостаточное финансирование жилищных программ из Госбюджета, что не дает возможности обеспечивать жильем десятки тысяч, а не сотни украинских семей, и сдерживает финансирование жилищных программ из местных бюджетов. Программы или не финансировались совсем, или на них выделялась одна десятая средств от бюджетных запросов "Держмолодьжитло". Потому и результаты реализации были соответствующими: сотни счастливых семей в год вместо сотен тысяч, как должно было быть.

Пока что и в Госбюджете на 2020 год на жилищные программы предусмотрен мизер. Но создается впечатление, что профильные министерства начинают поворачиваться лицом к этой потребности граждан. Индикатор возможного изменения отношения власти на центральном уровне к жилищной политике - создание программы кредитования под 3% для ВПЛ и участников АТО. Люди ожидают и следующих шагов в этом направлении.

Надежным фундаментом, который обеспечит необратимость перемен, станет пересмотр и модернизация всего массива законодательства, регулирующего в Украине жилищную политику. Большинство законодательных актов в этой сфере давно и безнадежно устарели. Нельзя строить капитализм социалистическими инструментами, такими как Жилищный кодекс образца 1983 года, от которого веет нафталином и который президент Украины правильно назвал трэшем.

Поэтому с мы надеждой восприняли поручения президента Украины правительству разработать в течение 2020 года Концепцию жилищной политики, которая определит действия по решению системной проблемы обеспечения людей жильем. В этой концепции следует предусмотреть единую, целостную и комплексную государственную жилищную программу, которая заменит нынешние и охватит все категории украинцев, нуждающихся в собственном жилье.

Рассчитываем и на сохранение тенденции последних лет к увеличению финансирования жилищных программ из местных бюджетов. На сегодняшний день существует 117 региональных программ, в которые, по итогам 2019 года, планируем привлечь не менее 300 млн грн.

Необходимо продолжить сотрудничество с международными учреждениями с целью изучения лучшего мирового опыта в жилищной политике и привлечения инвестиций и донорских средств в программы приобретения украинцами жилья. В частности, и в дальнейшем отстаивать целесообразность и важность присоединения Украины к Банку развития Совета Европы - институту, при поддержке которого реализован целый ряд жилых проектов в странах Европы, особенно там, где произошли вооруженные конфликты.

И главное - нужно продолжать работу над тем, чтобы жилищная политика заняла ведущие позиции в программах как власти, так и политических сил в 2020 году. Ведь уровень жилищного обеспечения в стране является показателем уровня качества жизни в ней.

Остро необходимы Украине и украинцам новый Жилищный, Градостроительный кодексы, современная Концепция жилищной политики, которая должна строиться на лучших мировых образцах. Нужны решения по внедрению программ реконструкции (реновации) устаревшего жилья, разработки соответствующей нормативно-правовой базы и внедрения соответствующих проектов. Остро стоит вопрос гармоничного развития городов, которое происходит хаотически, - видим большой разрыв между жилищным строительством и строительством социальной инфраструктуры.