UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ

Фото Василия АРТЮШЕНКО Начало нового года ознаменовалось усиленной обработкой правительством общественного сознания...

Автор: Юрий Буздуган

Фото Василия АРТЮШЕНКО

Начало нового года ознаменовалось усиленной обработкой правительством общественного сознания. Основные тезисы выступлений сводятся к следующим: в 1995 году правительству удалось справиться с инфляцией, созданы предпосылки для проведения радикальных экономических преобразований, заложены основы принципиально новой социальной политики. Однако действительность недвусмысленно говорит о том, что ощущение стабилизации уменьшается в геометрической прогрессии по мере удаления от здания Кабинета министров и что радости от внедрения новой социальной политики не испытывают даже обитатели его коридоров.

Экономическая реформа

То, что все наши правительства за последние 5 - 7 лет пытались проводить задекларированные экономические реформы за счет кошелька простых граждан, факт самоочевидный. Но только в независимой Украине дело своеобразно понятого экономического реформирования было поставлено на «широкую ногу».

Рассмотрим ряд объективных макроэкономических показателей (данные сугубо официальные).

Доля зарплаты в ВВП: 1991 - 58%, 1992 - 50%, 1994 - 34%, 1995 - 31%.

Доля прибыли в ВВП: 1991 - 29%, 1992 - 30%, 1994 - 34%, 1995 - 35%.

Для справки: для того, чтобы экономика могла нормально функционировать, доля зарплаты в ВВП должна составлять 60 - 80%. К примеру, в ФРГ, США, Франции и других развитых странах в последние годы она колеблется в пределах 62 - 74%, доля же прибыли держалась на уровне в три-четыре раза меньшем. Таким образом, Украина по результатам 1995 года, в течение которого доля прибыли в ВВП превысила долю зарплаты, может претендовать на попадание в книгу рекордов Гиннесса.

Доля зарплаты в себестоимости на начало 1995 года составляла 8,8%, попросту говоря, наемный работник в Украине работает на себя при 8-часовом рабочем дне менее получаса. Для сравнения, в СССР она была - 18 - 20%, в ФРГ колеблется на уровне 40 - 50%.

Сама структура зарплаты чудовищно деформирована. Если в нормальных условиях тарифная ставка составляет 80% всей зарплаты, а надбавки - 20%, то сейчас все наоборот. Железнодорожник получает за перевезенный груз 30% зарплаты, шахтер за добытый уголь - 18%, а все остальное - ночные, за вредность и т. д.

Вывод напрашивается совершенно однозначный: «экономическая революция» в Украине уже осуществилась. В результате монетаристских экспериментов на живых людях на свет появилась система сверхэксплуатации наемных тружеников, в которой зарплата не выполняет ни одной из естественных и экономических функций. Если мы рассмотрим доходную и расходную части бюджета, мы найдем и вторую отличительную черту этой системы. В 1994-м население заплатило с учетом косвенных налогов, таких, как НДС (этот налог платит исключительно население), 70,4% доходной части, а получило из бюджета в виде ассигнований на здравоохранение, образование, социальную защиту и т. д. 39%. Предприятия заплатили 17,3% доходной части, а получили 36,8%. Эффективность этих капиталовложений видна невооруженным глазом. При этом в 1994 году было выделено кредитов на 21% госбюджета, причем, нецелевым образом в частный сектор (т. е. на разворовывание) в январе была направлена четверть, а в ноябре - более половины (51,4%) государственного кредитного потока. Фактически можно говорить о перекачивании через госбюджет накопленных в результате сверхэксплуатации средств в «частный карман».

Если в 1993 году монетаризм был жизненной необходимостью, в 1994-м - архаизм, в 1995-м - препятствием для эффективного функционирования экономики, то в 1996 году он становится преступлением, учитывая программную установку правительства - рост зарплаты с индексом 0,8 по отношению к инфляции (т. е. ее сокращение). Увлечение монетаристскими идеологемами приводит к удушению потребительского спроса, что является главной причиной нарастания кризисных явлений в экономике в целом: затоваренности при падении производства, хронической нехватке оборотных средств, разрастанию «раковой опухоли» взаимных неплатежей. За девять месяцев 1995 года их сумма выросла в 5,1 раза и достигла астрономической цифры в 870 трлн. крб., что составляет 27% ВВП.

Рассуждения о радикальности экономических реформ в Украине больше всего напоминают вывеску перед павильоном: «Здесь показывают самого большого в мире слона, кроме него самого». В этом контексте не удивительным будет сопоставление еще ряда показателей. Правительство, манипулируя со статистическими данными, заявляет о росте в 1995 году реальной заработной платы на 15,1% при ее действительном снижении на 17,7% и возрастании задолженности по зарплате с 3,5 трлн. крб. (6,9% общей массы) на 1.01.95 до 83 трлн. крб. (более 50%) на 21.01.96. По-видимому, наше правительство собирается опровергнуть главный научный тезис известного героя Стругацких - профессора Выбегалы о том, что «ежели человека не кормить, не поить и не лечить - он умреть».

Монетаризм подобен скальпелю в умелых руках хирурга и способен спасти жизнь в критической ситуации, но кто же лечит хроническую дистрофию полосованием больного? Главную задачу: обеспечить стабильность основных макроэкономических показателей и балансов, в том числе и баланса потребления, создать экономический базис «общества благосостояния» способно только кейнсианство. О чем однозначно говорит мировая экономическая история (вспомним хотя бы американскую «великую депрессию» или японский послевоенный опыт).

«Новая» социальная политика

Главным элементом новой социальной политики правительства задекларирован принцип перераспределения доходов более зажиточной части населения в пользу менее обеспеченных. Принцип, безусловно, справедливый, но в нашей стране его реализация почему-то оборачивается дальнейшим обнищанием бедных и обогащением богатых.

История с выполнением правительством в прошлом году наиболее значимых в социальном плане решений по черте малообеспеченности и введению в действие статей 9, 10, 33, 34 Закона Украины «Об оплате труда» напоминает банальный криминально-бытовой сюжет о злостном неплательщике алиментов. В роли забытых пасынков выступили как раз наиболее незащищенные в социальном плане слои населения: малоимущие пенсионеры, трудящиеся с зарплатой ниже черты малообеспеченности, которых у нас более четверти от всех работающих.

Новый год начался с очередного повышения платы за жилье и коммунальные услуги. И вновь под лозунгом заботы о благе населения. Под фанфары о социальной и экономической эффективности системы адресной «помощи» населению стыдливо умалчивается, почему через организованную правительством «нервовыжималку» из 8 миллионов прогнозируемых адресантов сумел пройти только каждый восьмой. Никто не сообщает и сколько будет стоить бюджету содержание и расширениесубсидий. Или таким вот образом правительство создает новые рабочие места?!

В 1994 году, последнем году полного дотирования государством жилищно-коммунального хозяйства, подобная «расточительность» потянула аж на 1,6% госбюджета. В 1996 году по сравнению с 1995-м правительство «урезало» только социальные статьи последнего на 3,8%. Я готов отдать с каждой «социальной» статьи бюджета еще по 3 - 5% для того, чтобы у людей было дешевое жилье. Адресное дотирование уместно в ситуации, когда в нем нуждается 10%, ну максимум 15% населения. Когда же на него вправе претендовать 90 - 95% - и их искусственно отсекают через зауженные пропускники служб субсидий, такую политику можно назвать только циничной и аморальной.

Не менее циничными и аморальными представляются мне и ссылки на то, что реальный уровень потребления населения в 2,5 раза превышает официальный уровень доходов. Ограничивая рост зарплаты и пенсий самым бедным, не выплачивая их людям месяцами, правительство собственными руками превратило основную массу населения своей страны в «нацию» уличных торговцев. Посредством нехитрой операции - деление суммы расходов на некоторый обобщенный показатель численности людей - 600-й «Мерседес» нефтяного или угольного короля превращается в зажиточную «среднеарифметическую жизнь» сотен простых граждан.

Но что это доказывает, кроме того, что 3% населения процветают, несмотря ни на что, вернее, исключительно благодаря правительственной политике, и живет «в законе», 7% пробует кормиться крошками с их стола и абсолютное большинство отчаянно пытается свести концы с концами в атмосфере полного беззакония?! И, может быть, поэтому со стороны совершенно непонятно, кто реально управляет страной, в каком государстве и по каким законам мы живем.

Выводы

Вышеописанная ситуация не является случайной, она - законорожденное дитя сложившейся в Украине системы политической безответственности власти перед народом. Политика как сфера принятия решений утратила публичность и превратилась в борьбу номенклатурно-хозяйственных кланов «под ковром».

Историческим и логическим завершением данной системы, ее окончательной легитимизацией мыслиться принятие «президентского» проекта Конституции, который предусматривает сосредоточение всей полноты практически неограниченной власти в руках тех, кто уже привел страну на грань катастрофы. Фактическая ликвидация контрольных функций представительных органов власти на местах и в центре, дискредитирующая саму идею выборов и демократии, сделает невозможным даже намек на общественный контроль за распределением собственности, бюджета и других национальных ресурсов. В подобной авторитарной системе единственной формой представительства народных интересов станет социальный взрыв - революция.

Украина переживает ключевой момент. Решения, принимаемые сегодня, определят судьбы страны на десятки лет вперед. Причем линия борьбы за достойную зарплату и эффективную экономику проходит через проект Конституции. Если все демократические партии, депутатские группы, профсоюзы и другие общественные организации не объединятся для согласования содержания и механизма принятия конституционных альтернатив, с перспективами Украины стать действительно цивилизованным европейским государством будет покончено. Во всяком случае, в обозримом будущем...