Весну украинское правительство собиралось встречать без долгов. Для начала — внутренних. К 1 марта в стране надлежало полностью погасить задолженность по зарплате из госбюджета — эту акцию профинансировал Минфин. И, кажется, погасили.
Еще через месяц, по словам министра труда и социальной политики Украины Ивана Саханя, вернут долги тем работникам, чей труд оплачивается местными бюджетами. К тому же правительство обязало самое себя отметить День независимости Украины ударной раздачей всех «зарплатных» долгов. Правда, в этих прожектах отдельным пунктом стоит угольная отрасль, где регрессные долги превышают 615 млн. грн. Тут процесс погашения, по словам социального министра, пойдет по особому сценарию…
— Когда мы ликвидируем это явление как таковое, то сможем повышать размеры заработной платы, не оглядываясь на эту неприятность, — заявил он, подразумевая под «неприятностью» долги.
Жесткие санкции к злостным неплательщикам зарплаты — руководителям государственных и коммунальных предприятий и тех, где корпоративные права государства составляют не менее 50%, уже применены. По итогам прошлого года каждый четвертый руководитель понес административное наказание за нарушение трудового законодательства. Впрочем, многих такие мелкоденежные порицания (а они в основном вычисляются по формуле n-минимальных зарплат) не пугают. Ибо в большинстве случаев руководителю выгодно заплатить маленький штраф и продолжать в тени крутить деньги, предназначенные для оплаты труда рабочих предприятия.
Это одна из основных причин того, что удельный вес официальных трудовых доходов среднестатистического украинца в общих его доходах составляет около 48%. Поэтому, по словам И. Саханя, заработная плата сегодня не может быть критерием, определяющим уровень жизни населения.
По части формулирования сверхзадач правительство преуспело. Оно озадачило себя увеличением в этом году реальной зарплаты в Украине на 2,9%. «Больший показатель уже нереален для общества», — считает министр труда и соцполитики.
— Мы пришли к выводу, что каждый регион может самостоятельно отслеживать ситуацию в сфере роста уровня жизни населения, в частности повышения зарплаты, — заявил И. Сахань. — Правительство поставило себе задание ежемесячно анализировать соотношение номинальной и реальной заработной платы по отраслям с учетом инфляции. Таким образом мы получим реальную картину того, что происходит в экономике, и как это влияет на социальное развитие…
Теоретически задумано блестяще. Однако не верится, что наблюдательные упражнения исполнительной власти как-то повлияют на рост оплаты труда граждан. Советник премьер-министра Украины Александр Яременко считает, что у правительства есть и реальные, экономически подкрепленные основания для оптимизма. Ссылаясь на данные Госкомстата, г-н Яременко заявил, что реальный рост зарплаты в экономике страны с учетом инфляции 1,5% в январе текущего года (в сравнении с аналогичным периодом 2000 года) составил 11,9%. По его словам, такой показатель роста в Украине зафиксирован впервые за последнюю пятилетку. В этой радости коллегу поддерживает и социальный министр, утверждая, что (опять же впервые за пять лет) социальные программы были профинансированы бюджетом на сто процентов.
— С 1 марта начнутся повышения зарплат в бюджетной сфере, — напоминает Иван Яковлевич. — Я хочу отметить, что повышение на 25% при нынешних темпах инфляции приведет к тому, что и у бюджетников реальная заработная плата возрастет. — И добавил:
— Впервые за последние четыре года бюджетом предусмотрено финансирование роста зарплаты в госсекторе.
А по итогам социального бюджета прошлого года, «на Человека было направлено почти 10 млрд. грн.!» — такая формулировка содержится в пресс-релизе социального министерства, составленного по итогам его коллегии. Почему-то вспомнился анекдот про ИТОГО…
Впрочем, действенная социальная политика в нашем государстве зависит, увы, не только от узкопрофильного министерства. Г-н Сахань очень обеспокоен судьбой пенсионного страхования — «гвоздем» монументальной социальной реформы. Министр опасается, что если закон об общеобязательном государственном пенсионном страховании не будет принят на нынешней сессии Верховной Рады, то парламент может вернуться к его рассмотрению лишь года через два-три — уже после парламентских выборов, адаптации и политического становления нового парламента.
— Поэтому сегодня мы предлагаем создать парламентско-правительственную группу, которую бы возглавили спикер и премьер-министр, для проведения пенсионной реформы, — заявил социальный министр. И добавил, что на информационное обеспечение реформы уже выделено 1 млн. грн.
Пока же реформы нет, правительство вновь намечает сделать шажок навстречу нынешним пенсионерам. По большому секрету сообщим, что с 1 апреля планируется повышение пенсий, назначенных до 1992 года, — в среднем примерно на 11 гривен. (Обойдется это Пенсионному фонду в 120 млн. грн. в расчете на месяц.) Постановление Кабмина на сей счет может быть подписано где-то после 10 марта. Так что следите за календарем и телесообщениями.