Зима в Карпатах белая и пушистая. Горные реки смиренно бегут в ледяных берегах. Словно ничего и не было — ни наводнения, ни разрушений.
— Такой беды, которую натворила большая вода прошлым летом, даже старожилы не помнят, хотя нам к паводкам не привыкать, — рассказывает Николай Труфен, сельский голова с. Дихтинец, что в Путильском районе. — Дороги напрочь смыло, мы оказались отрезанными от мира. Немногие верили, что вскоре удастся отстроить разрушенное. Думали, так и будем зимовать, как сможем, в горах. Надежда появилась, когда приехали строители — из Донетчины. Причем со своей техникой. В селе гостиницы нет, расселили их по домам. Кормили нашими карпатскими блюдами. Старались угодить чем могли, поскольку люди работали день и ночь, без передышки, без сетований. И за три месяца все же сделали нам дороги — хорошо, по-хозяйски. Еще и амбулаторию восстановили, школу отремонтировали — как новая. Село донетчанам теперь до конца дней благодарно.
— Как только услышали о стихии на западе страны, сразу решили откомандировать туда людей и технику, — говорит генеральный директор донецкой дорожно-строительной компании «ОПТК» Сергей Гончаров. — В короткие сроки укрепили берега, провели капитальный и текущий ремонт 67 км дорог государственного и местного значения в Путильском и Выжницком районах. Четверо наших рабочих за добросовестный труд награждены почетной грамотой «Укравтодора». Но, пожалуй, самое приятное — добрые слова буковинцев в наш адрес и их теплое к нам отношение...
Катастрофическое наводнение 23—27 июля, самое масштабное за последние несколько десятилетий, охватило практически всю область. Реки вышли из берегов, смывая все на своем пути. Пострадали 194 населенных пункта. Подтоплено более 2 тыс. домов, 624 требовали полного восстановления. Целые села оказались отрезанными от основных коммуникаций — вода сорвала мосты и дороги, газопроводы и линии электропередачи.
Губернатор Владимир Кулиш ввел на территории края почти чрезвычайное положение, объявив мобилизацию населения по программе гражданской защиты. Запретил даже продажу спиртного в рабочее время. При облгосадминистрации был создан штаб по координации и ликвидации последствий стихийного бедствия, которому буквально на ходу приходилось формировать новые подходы и предпринимать шаги для предотвращения разрушительных действий паводка. Имеющиеся мобилизационные планы оказались безнадежно устаревшими и неэффективными.
Именно благодаря решительным действиям областной исполнительной власти удалось оперативно эвакуировать людей из затопленных городов и сел, организовать необходимую медицинскую и социальную помощь. Уже на второй день после начала наводнения все пострадавшие районы были обеспечены питьевой водой, проводилась интенсивная дезинфекция водопроводов и колодцев, что дало возможность избежать в самую жаркую пору года вспышки, казалось бы, неминуемых эпидемий.
Стихия нанесла области огромный ущерб: на 3 млрд. грн. в частном секторе и на 2,2 млрд. в государственном. Обещанные правительством средства на восстановление (1 млрд. 400 млн. грн., из которых 260 млн. — только на дороги и мосты коммунальной собственности) поступили как никогда быстро. Их освоение также требовало оперативных и эффективных мер.
— По решению облгосадминистрации, для согласования смет, составляемых генподрядчиками по ускоренной схеме, подключили местные общины, сельские и поселковые советы, государственные администрации районов, — рассказывает Александр Лиев, начальник главного управления регионального развития, архитектуры и инфраструктуры Черновицкой ОГА, выполнявшего функции главного распорядителя «паводочных» средств. — С одной стороны, это обеспечивало прозрачность в формировании смет и использовании значительных сумм, исключая возможность финансовых злоупотреблений, с другой — позволяло определить, куда в первую очередь направить деньги и усилия строительно-монтажных организаций. Ход выполнения работ и сдачу объектов в эксплуатацию также контролировали местные общины.
— Черновицкая область в те дни, помню, была сплошной строительной площадкой, — вспоминает начальник отдела реализации жилищных программ Минрегионстроя Лариса Литвиненко. — Восстановительные работы велись одновременно на 470 объектах в 10 из 11 районов области. Правительственная комиссия в составе представителей 21 центрального ведомства, проанализировав организацию работы краевых властей по ликвидации последствий стихийного бедствия и эффективности использования средств, констатировала: благодаря четко налаженным действиям, местной исполнительной власти удалось выполнить огромный объем работ и восстановить край после стихии.
Едва ли не наибольших усилий и средств требовали разрушенные мосты и дороги — коммунальные и общего пользования. Чтобы, например, не теряя времени, производить асфальт непосредственно на месте и вместе с тем снизить его себестоимость, в Сторожинецкий район привезли мобильный асфальтобетонный завод мощностью 160 тонн асфальта в час. В общем, на ремонтно-восстановительных дорожных работах было задействовано 840 единиц тяжелой техники (из них 640 — из других областей) и 2,3 тыс. человек. В итоге область получила более 160 отремонтированных мостов и мостовых переходов.
Уже упоминавшаяся донецкая компания «ОПТК» бросила на ликвидацию последствий июльского наводнения в горных районах Черновицкой области 53 мощных машины (бульдозеры, самосвалы, экскаваторы, катки, грейдеры и автокран) и отправила на помощь за все это время более 460 своих работников разных специальностей и квалификации. В первый же день донецкие строители решили, что будут работать круглосуточно и без выходных.
— Дорожники иногда находились в экстремальных условиях, приходилось принимать оперативные и неординарные решения, — говорит Денис Колесник, заместитель директора по научной работе ГНТЦ «Дор’якість», входящего в структуру «Укравтодора». — Мы осуществляли экспертную оценку качества выполненных работ. Ведь, несмотря на весьма сжатые сроки, дорожная инфраструктура должна быть построена на совесть. Могу заверить: на всех объектах технологии придерживались неуклонно, что гарантировало качество построенного.
Сегодня можно с облегчением вздохнуть, вспоминая то жаркое во всех смыслах время. Строительство по программе ликвидации последствий наводнения будет продолжено и в этом году. Но основное сделано. Люди зимуют в тепле, с газом и светом, в новом жилье — в большинстве своем намного лучшем, чем разрушенное большой водой. В Черногузах Выжницкого района, например, построено 20 современных двухэтажных домов. Их сдали, что называется, под ключ — заходи и живи. Люди сначала даже не могли поверить, что получили такое хорошее жилье взамен старого. Село теперь не узнать.
— Хочу выразить благодарность всем регионам, прежде всего моим коллегам — руководителям облгосадминистраций, которые не бросили Буковину наедине с бедой, — говорит голова Черновицкой облгосадминистрации Владимир Кулиш. — Восемь облгосадминистраций откомандировали в область своих сотрудников из управлений капитального строительства, которые помогали нам справиться с паводком. В целом в области на восстановлении разрушенных наводнением объектов работало 37 компаний из 11 областей Украины. Особая благодарность строителям. Без их оперативности и квалификации в такие короткие сроки мы не справились бы с тем огромным объемом неотложных работ, которые предстояло выполнить. Да, было невероятно трудно. Но все вместе, всей страной, мы победили беду и отстроили Буковину.