UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВИННИТЧАНЕ СОБИРАЮТ ГРИВНИ… НА ДОЛЛАРОВЫЙ КРЕДИТ

Конверту со штампом родной школы, который выпал из стопки свежих газет, я вначале удивилась. До традиционной встречи выпускников вроде бы еще далековато...

Автор: Татьяна Пархомчук

Конверту со штампом родной школы, который выпал из стопки свежих газет, я вначале удивилась. До традиционной встречи выпускников вроде бы еще далековато. Оказалось, школа просит от своих воспитанников не памяти, а помощи — хотя бы десяткой гривен. На новостройку. Чтобы получить под нее нужную сумму в ...валюте.

Это не ребус такой. Это суть технологии совместного проекта правительства Украины и Всемирного банка, создавших для его реализации Украинский фонд социальных инвестиций (УФСИ). Означенный проект предполагает использовать до 2007 года около 70 млн. долларов (в том числе 50 млн. заемных) для решения острейших социальных и коммунальных проблем сельских общин в 50 самых проблемных районах страны (по два в каждой из 25 областей). В частности, реабилитации школ, детских садов, медицинских амбулаторий, домов культуры, реконструкции сельских дорог, улучшения качества окружающей среды путем озеленения и т.д.

Виннитчине повезло наравне с Киевской, Черниговской, Сумской, Житомирской и Хмельницкой областями, которые стали пилотными полигонами проекта. При этом подоляне все равно сумели отличиться. Если, например, в Хмельницкой и Харьковской областях приоритет был отдан внедрению микропроектов по предоставлению инновационных социальных услуг для уязвимых слоев населения, то Виннитчина предпочла образование.

Барский и Гайсинский районы области, выбранные для реализации проекта по ооновским коэффициентам человеческого развития, представили 75 микропроектов, подавляющее большинство которых касалось модернизации сельских школ. Одно удручает: их общая стоимость — более 22 млн. грн. — почти вдвое превышает выделенный региону финансовый ресурс.

На встрече руководства области с представителями Фонда социальных инвестиций столь повышенное внимание к сфере образования объяснили менталитетом винницких общин, которые 80% всех проектов возложили именно на алтарь просвещения. Для примера, в Грузии «школьное» направление работы Фонда социальных инвестиций оттянуло не более 60%, в Армении — 50% средств, а в латиноамериканских странах этому вопросу вообще практически не уделяют внимания.

Весь этот школьно-строительный бум ожидается на Виннитчине уже в нынешнем году. И пока суть да сметы, в области вовсю началась подготовка учителей информатики именно для школ Гайсинского и Барского районов.

— Параллельно мы договорились о том, что в каждом проекте строительства новой школы будет предусмотрена её компьютеризация, — отметил, не скрывая удовлетворения, заместитель губернатора Валерий Коровий.

Радость властей, конечно же, понятна. Да, общая сумма означенного кредита в 1,86 млн. долл. — не Бог весть что. Но для сравнения: вся программа капитального строительства области за счёт централизованных источников в 2002 году уместилась в 9 млн. грн. Да и для инвесторов область словно заколдованная. По данным главного управления экономики обладминистрации, с начала инвестирования иностранными инвесторами Виннитчина получила всего 33,6 млн. долл. И, конечно же, совсем не в социальную сферу. Так что пускай хоть синица... Даже при том, что эта удача вовсе не «халява, плиз».

Условиями социального инвестирования предусмотрено, что каждый район, избранный беднейшим, определяет в свою очередь пять беднейших общин, которые и получат по 150 тыс. долларов каждая. И — сами решат, на что потратить привалившие деньги. Проложить дорогу к селу или же провести в него газ, построить школу либо организовать производство и обеспечить людей работой. А чтобы «халява» действительно не воспринималась таковой, община должна внести и собственные средства. А именно: 10% стоимости каждого микропроекта, причем не менее 2% общей стоимости должны составлять средства, собранные с каждого члена общины. Это обязательное условие, как заявлялось, призвано способствовать контролю общественности за выполнением собственных проектов.

Так что соучастие общин в финансировании далеко не символическое: условно говоря, каждый десятый доллар сметы. Получается, что к 150 тыс. «заемных» баксов беднейшая (по условиям проекта) община должна присовокупить около 80 тыс. собственных гривен. Это при проблемах-то сельсовета заменить одинокой старушке две доски в заборе? Тут невольно задашься вопросом почти по Некрасову: так кому же на Виннитчине жить хорошо?

Озадаченных «инвесторов» успокаивали тем, что сумма все равно, мол, получается «смешная». Да к тому же к участию в общем благом деле можно пригласить местных меценатов, предпринимателей, фермеров и даже разные благотворительные и международные организации.

Но поскольку масло масляным бывает только в поговорках, меценатами, как и задумывалось, стали сами общины. И не только сельские, для которых зачастую и дареная шапка оказалась тяжеловатой. В райцентре Гайсин, например, для обновления одной из школ с родителей собрали по 17 грн. плюс 5 грн. за каждого их школьника. Жители улицы, решившие построить водопровод, достали из кошельков около 7000 грн.

Сложнее виделся финансовый вклад безденежных «землевладельцев», чей достаток в большинстве ограничивается хрюкающе-кудахтающим прожиточным минимумом, или же «зажиточных», как для натурализованного села, пенсионеров. Но сельчане не подвели. Даже (а то и особенно) старики, чьи дети давно живут в городе и появляются на родине разве что картофельно-огородным десантом. Кто пятерку, кто десятку. А когда и этого оказалось недостаточно, директора иных школ обратились к бывшим выпускникам. Равнодушных тоже не было.

Так что, по словам заместителя председателя Винницкой обладминистрации Валерия Коровия, осуществление проекта наметило сдвиги не только в социальной и коммунальной сферах, но и в сознании граждан.

— Я сам долго думал над тем, для чего собирать деньги с людей, и пришёл к выводу, что это делается для того, чтобы каждый житель общины почувствовал свою принадлежность к делу. Ведь если человек вложит гривню, это будет его гривня. Сколько раз мы видели, как потихоньку растягиваются по кирпичу и доске разные недостроенные объекты! (Судя по всему, Всемирный банк знает нас очень хорошо. — Т.П.). Характерно, что при сборе этих средств выявились неформальные лидеры общин. И зачастую, как оказалось, это не председатели поселковых и сельских советов, а учителя, медики...

Не менее примечателен еще один факт. Реализация на Виннитчине проекта УФСИ совпала с появлением местной «Программы развития территориальной общины». И, как говаривал один герой, меня терзают смутные сомнения, что воплощение последней (как-то строительство газо- и водоснабжение, развитие образования, здравоохранения и т.п. ) в немалой степени подвязано как раз под зарубежные денежки. Которые, кстати, вовсе даже не подарок — все та же кредитная линия. Пусть на 20 лет и только под 4% годовых, но возвращать их придется. Власти, наверное, считают, что за 20 лет как-нибудь да уж придумают, как отдавать. Тем более что думать-то над этим придется уже другим властям.

Зато с плеч нынешних спала проблема очистки двух малых рек — Савранки и Школьной — в райцентре Чечельник. Благодаря экопроекту, разработанному местными школьниками, территориальную общину поселка признали одной из семи самых экологически сознательных в Украине. И Агентство США по международному развитию выделило ей под этот проект 1000 долл.

Так что, похоже, «будущее», обещанное нам множеством кабинетных вождей, у страны все же есть. Обидно лишь, что покамест кирпичики такового приходится возить аж из-за океана. Откуда, кстати, родом и многие шикарные «хатынки», которые поднялись за последние годы в том же Гайсинском районе. Как помощь «дядька з Канади». На школу, правда, родственники канадцев жаловали не больше пенсионеров. Но это, увы, тоже одна из особенностей нашего менталитета. Как и то, что в прошлом году, сразу же после объявления проекта УФСИ по селам Гайсинского района проехались некие лжеэксперты фонда. Интересовала их, конечно, наличность сельских общин. Кто, дескать, первым взносы сдаст, тот и «доляры» получит.

Кстати, кое-где отголоски тех скандалов еще не утихли. Откуда ж было знать Западу, что первым надежду на его помощь у нас заложил комбинатор всех времен Остап Бендер.