UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕЛО НЕ ЖЕЛАЕТ ЗАРАБАТЫВАТЬ ПЕНСИОННЫЕ «ТРУДОДНИ»?

Искать программу нардепа, где бы не содержалось обещание существенно улучшить благосостояние пенсионеров, — это практически то же самое, что пытаться доказать теорему Ферма...

Автор: Владимир Писковый

Искать программу нардепа, где бы не содержалось обещание существенно улучшить благосостояние пенсионеров, — это практически то же самое, что пытаться доказать теорему Ферма. Поскольку не было, нет и, наверное, не будет такого народного избранника, который если не сулит ветеранам трехзначные суммы в так называемых условных единицах, то, в крайнем случае, обязуется «обеспечить достойную старость». Что ж, относительно обещаний люди не скаредные, как, впрочем, и в их выполнении не щепетильные. Одно из наглядных и, увы, далеко не исключительных подтверждений тому — продолжающиеся проволочки с принятием Верховной Радой пенсионных законопроектов. Следовательно, решение одной из наиболее острых социальных проблем вновь откладывается «на потом». А она тем временем все больше усугубляется.

Отечественное пенсионное обеспечение базируется на системе еще советских времен, предусматривавшей более чем 60-процентный налог на фонд оплаты труда. Правда, сейчас его ставка сократилась вдвое, но и она является ощутимым бременем для товаропроизводителей. Поэтому наполнять пенсионный бюджет, чтобы из него увеличивать размер пенсий, за счет поднятия ставки отчислений в ПФ абсолютно нереально. Иначе даже разговор о конкурентоспособности предприятий потеряет всякий смысл. Как свидетельствует мировой опыт, проблема упирается в необходимость внедрения механизмов накопительного страхования (как государственной, так и негосударственной форм), позволяющих самим работникам принимать участие в формировании собственного материального благополучия в пожилом возрасте. Лучший аргумент в пользу реформы — демографическая динамика, свидетельствующая о постоянном росте количества пенсионеров.

О том, что проблема с каждым годом приобретает все большую остроту, свидетельствует положение дел даже в регионах, традиционно считающихся относительно благополучными. В их число входит и Запорожская область, где треть населения составляют пенсионеры, получающие положенные выплаты без задержек в течение последних пяти лет.

По итогам девяти месяцев, план наполнения бюджета областного Пенсионного фонда за счет собственных ресурсов выполнен без малого на 107 процентов. Рост поступлений почти на 700 млн. грн. по сравнению с соответствующим прошлогодним периодом позволил своевременно и в полном объеме профинансировать выплаты пенсий и денежной помощи даже с учетом увеличения их сумм. Однако при более пристальном взгляде внешне благополучная картина предстает в несколько ином свете.

Для пяти районов области планы по собственным сборам оказались непосильными. Разумеется, финансовая брешь была устранена за счет более успешной деятельности других территорий, но и это является весьма относительным утешением, если учесть непрекращающийся рост недоимки плательщиков перед ПФ. За три истекших квартала 2,5 тыс. предприятий области увеличили ее почти на 63 процента, доведя сумму до 155 млн. грн. Это вынуждает прибегать к мерам административного давления, эффект от которых, увы, малозначителен. Хотя с начала года задолженность и удалось сократить на 63 млн. грн., но усилия были практически сведены на нет вновь образовавшимся 59-миллионным долгом.

Подобные тенденции представляются вполне закономерными, если учесть общее состояние экономики региона. Хотя в третьем квартале и наметились некоторые признаки экономического оздоровления (спад промышленного производства составил 3, а не 7 процентов, как было по итогам полугодия), говорить о существенном улучшении ситуации, пожалуй, преждевременно. Удельный вес убыточных предприятий составляет почти половину от их общего количества в области. Да и результаты финансовой деятельности в целом явно неутешительны. К сентябрю объем кредиторской задолженности запорожских предприятий и организаций составил 10, 4 млрд. грн., превысив дебиторскую более чем на 3 млрд. И это притом, что для первой характерен рост (более чем на 4 процента с начала года), а для второй — уменьшение на 15,2 процента.

Особое беспокойство у работников Пенсионного фонда вызывает ситуация на селе. По части долгов она там наиболее напряженная. Пенсионное обеспечение всех сельских районов стабильно остается дотационным, поскольку их собственные ресурсы позволяют покрыть менее трети необходимых затрат. Это — в общем. А если учитывать поступления в Пенсионный фонд только от агропроизводителей, показатель не превышает 7 процентов. Основная причина в том, что установленный на период реформирования АПК фиксированный сельскохозяйственный налог изначально не был направлен на полное финансирование пенсий. К тому же его полной уплатой даже по минимальной ставке озабочены далеко не все производители. В частности, в масштабах области это характерно почти для трети плательщиков, 124 из которых вообще самоустранились от уплаты фиксированного налога. В итоге задолженность сельхозпроизводителей области перед Пенсионным фондом достигла 7,5 млн. грн. и сохраняет устойчивую тенденцию к росту.

Конечно, город не бросит сельских жителей на произвол судьбы, и перераспределение в пользу последних будет продолжаться. Волнует другое: знают ли нынешние трудящиеся и зарабатывающие, чем обернется нынешняя неуплата через пять-десять-пятнадцать лет, когда придет время и им оформлять пенсию. В графе «участие в Пенсионном фонде» против месяцев неуплаты будут значиться нули, что не может не повлиять на итоговый размер пенсионных выплат — естественно, в сторону снижения.

На кого тогда будем пенять — на Пенсионный фонд, фиксированный налог или собственную легкомысленность в молодые годы?