UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЫНОК ТРУДА: ОБЛАВА НА «ВОЛКОВ»?

Знаменитая, еще не так давно близкая сердцу каждого ударника социалистического труда народная мудрость «Работа - не волк, в лес не убежит» сегодня воспринимается как архаизм...

Автор: Ольга Ваулина

Знаменитая, еще не так давно близкая сердцу каждого ударника социалистического труда народная мудрость «Работа - не волк, в лес не убежит» сегодня воспринимается как архаизм. Времена изменились, охота на «волков» началась.

«Триумфальное» шествие безработицы по Украине продолжается. Отечественный рынок труда напоминает айсберг, вершина которого - официальные клиенты государственной службы занятости, а подводная, большая часть - так называемые скрытые безработные. На 1 декабря минувшего года на учете в службе занятости состояло 112,6 тысячи граждан, которые имеют статус безработных. Еще 600 тысяч соотечественников, не найдя своего места в реформируемой жизни, зарегистрировались в центрах содействия занятости как ищущие работу. 46% из этого количества жаждущих утолили свой рабочий голод благодаря государственной службе трудоустройства, 11% - переквалифицировались, 4% - были охвачены общественными работами, как то: уборка улиц, озеленение и т.д. Правда, последний вид деятельности слегка напоминает легенды о трудовых порывах наших дедов и отцов, ибо легче и выгоднее заняться перепродажей сигарет и шоколада, нежели за копейки махать метлой на улице...

Впрочем, невостребованные в народнохозяйственном комплексе страны руки и мозги не очень-то уповают на помощь государства. В народе начинает развиваться капиталистическая жилка: каждый устраивается, как может. И в основном - в малом теневом торговом бизнесе. Феномен украинской безработицы в том, что ее по сути не существует. Поставлять в торговую сеть водку, сникерсы и памперсы, закупленные на базарах Польши или даже на барахолке соседнего районного центра, - это ведь тоже работа. Правда, нет тарифных ставок, оплачиваемых больничных, профсоюзной защиты, но и налогов никто не платит и начальников не имеет.

Тем временем в государственном секторе 14,6 тысячи вакансий ждут своего заполнения. Итак, работа есть, но работать здесь не желают. Спрос не соответствует предложению: в ассортименте рынка рабочей силы преимущественно неквалифицированный труд. А «грузить апельсины бочками» пойдет далеко не каждый токарь шестого разряда: здесь имеет место морально-психологический барьер. Однако этот барьер легко убирается хорошей зарплатой. Ведь не претит, скажем, нашему доктору наук (не от хорошей жизни, конечно) мыть посуду в какой-нибудь забегаловке на загнивающем Западе, получая за это 5 долларов в час. По мнению директора Республиканского центра занятости Владимира Ерасова, пока в стране не заработает механизм цивилизованной оплаты труда, проблемы украинской безработицы останутся феноменальными.

Дабы оздоровить экономику, надо отказаться от услуг 2,5 миллиона тружеников ее госсектора. Впрочем, судя по декабрьскому выступлению в парламенте премьер-министра Е.Марчука, правительство на такой решительный шаг не отважится: в проекте Государственной программы экономического и социального развития Украины на 1996 год размер официальной безработицы определен в 350 тысяч человек, что меньше одного процента трудоспособного населения страны. Несложно предположить, что при вялых структурных изменениях в промышленности или же почти полном отсутствии оных будет процветать безработица скрытая. Уже сегодня в вынужденных неоплачиваемых отпусках находится около 4,5 миллиона трудоспособных граждан Украины. И это плохо. Теряется квалификация, нет ни моральной, ни материальной заинтересованности, падает дисциплина, как следствие - неизбежна социальная деградация личности. И если уж домыслить дальше уродливое лицо безработицы, то следует упомянуть о спивающемся народе и ухудшении криминогенной обстановки.

Итак, в нынешнем году служба занятости ждет около 400 тысяч «лишних» людей. При прогрессирующей безработице - явной и тайной - государственная политика в сфере занятости населения будет носить оборонительный характер: увеличатся социальные гарантии незанятым гражданам. Государству проще платить за простой рабочему, чем обеспечить его работой.

Сейчас в стадии доработки находятся законопроекты, которые обеспечат правовую базу новой политики занятости. Главное ноу-хау проекта Закона «Об изменениях и дополнениях к закону о занятости», который выносится на рассмотрение Верховного Совета в январе 1996 года, заключается в том, что с госпредприятий и организаций снимается ответственность за выплату пособий высвобожденным работникам. Предлагается эту обязанность вменить Фонду занятости. Также планируется реформа механизма начислений компенсаций по безработице: она будет выплачиваться на протяжении двух лет, а не трех, как раньше, но еще год безработный получит некую материальную помощь в размере 75% предыдущего пособия. К тому же минимальная компенсация будет рассчитываться исходя из минимального прожиточного минимума (2600 тыс. крб.), а не минимальной заработной платы, которая у нас осталась на уровне 60 тысяч.

Законодательные нововведения потребуют увеличения размеров Фонда на 20,6 трлн. крб. Так что, уважаемые легитимные налогоплательщики, работайте хорошо, иначе государству не прокормить растущую армию безработных!