UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАЙ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ

Если у человека нет прописки, это не значит, что нет человека Сотни людей, оказавшись по воле злых обстоятельств выброшенными на улицу, ночуют, где придется: на вокзалах, в подвалах, чердаках, кладбищах.....

Автор: Нина Перстнёва

Если у человека нет прописки, это не значит, что нет человека

Сотни людей, оказавшись по воле злых обстоятельств выброшенными на улицу, ночуют, где придется: на вокзалах, в подвалах, чердаках, кладбищах... Кочуют из города в город в поисках пристанища... Государству до них нет никакого дела. Их вообще как бы не существует. У них нет никаких документов, у них нет никаких прав - у них ничего нет. Они - бомжи.

Но если у человека нет дома, паспорта и прописки, то это вовсе не означает, что нет человека. Что же делать бездомным? Куда идти и у кого искать помощи и защиты? Ведь от них шарахаются люди, перед ними закрываются двери учреждений, служб, организаций.

Одесса всегда была терпима к нищим, бездомным и обездоленным. До революции здесь было большое количество ночлежных домов, на благотворительность тратились огромные суммы денег. И теперь, когда произошло такое чудовищное расслоение в обществе, у одесских бездомных появилась надежда выбраться из глубокой ямы, надежда обрести себя. У них появилась - «Дорога к дому».

Дорога к дому

Так называется Одесский благотворительный фонд помощи бездомным, который в начале года организовал для этих несчастных людей регистрационно-реабилитационную службу. Эта общественная организация официально зарегистрирована в августе 1997-го. Однако ее организаторы Игорь Каминник, президент ассоциации «Ковчег» и Сергей Костин, возглавивший фонд «Дорога к дому», вместе с такими же энтузиастами, как они, занялись помощью бездомным гораздо раньше.

- Все началось еще года два назад с организации акций «Помоги ближнему» и «Вторая жизнь ваших вещей», - вспоминает исполнительный директор фонда Оксана Ильина. - Мы взяли машину, достали мегафон и стали ездить по улицам и собирать вещи для бездомных. О своих акциях заранее развешивали объявления в подъездах. А потом выезжали в места скопления бомжей и раздавали одежду.

В конце прошлого года им удалось выпросить у города помещение. И сейчас в их ведении здание на Большой Арнаутской, 42, что в центре Одессы, где они и расположили регистрационно-реабилитационную службу.

- Вот здесь, - показывает Оксана, - мы выдаем бездомным вещи. Фонд получил две тонны «second hand» в виде гуманитарной помощи от фонда «Каунтерпарт». Приносят одежду и жители города. Но, к сожалению, желающих получить гораздо больше, чем принести. А в этой комнате оказываем первую медицинскую помощь: выдаем медикаменты, делаем промывание ран, перевязки... Этого не хотят делать поликлиники.

По данным фонда, из числа обследованных ВИЧ-инфицированными оказались 5% . Из них 40% - женщины. Учитывая тот факт, что большинство среди бомжей - это дешевые проститутки, можно говорить не только об эпидемии СПИДа в этой среде, но и росте инфекции в целом в городе. Угрожающая статистика и по другим заразным болезням. Исследования крови более чем 400 бездомных показали, что около 40 % из них больны сифилисом.

Не случайно одна из самых первых, самых шумных акций фонда - акция под названием «Здоровая Одесса», направленная на профилактику СПИДа в городе. Для ее реализации «Дорога к дому» выиграла специальный гранд фонда международного сотрудничества «Каунтерпарт альянс».

Мы идем дальше по коридору. На дверях надписи: регистратура, юрист, пищеблок. Для организации последнего фонд тоже выиграл небольшой грант. Кормят здесь один раз в день около 50 человек.

Большая Арнаутская, 42 - это сегодня и есть то единственное место в Одессе, куда могут прийти бездомные. И не только поесть, получить одежду, юридическую и медицинскую помощь, но и, что очень важно, - обрести себя. Здесь им выдают справки о их регистрации - справки о том, что они есть. К сожалению, они не могут служит удостоверением личности. Но фонду иногда удается восстановить бездомным паспорт. 70 человек уже его получили.

- Это просто везение, - поясняет Оксана. - На самом деле восстановление паспорта - это глобальная проблема для наших подопечных. Он выдается по месту прописки, а у бездомных ее нет. И когда мы обращаемся с такой просьбой в паспортные столы, нам коротко отвечают: «не положено по инструкции» и больше ни о чем слушать не хотят. Видимо, некоторые инспекторы их восстановили только по незнанию.

Но тем не менее, справка, выданная «Дорогой к дому», становится для бездомного единственным документом, свидетельствующим о том, что он находится на учете и, что очень важно, под опекой общественной организации. В Одессе о таких справках знает руководство железной дороги (и по этому документу уже около 100 человек из числа иногородних были отправлены к месту проживания), знает милиция, медучреждения. Поэтому с зарегистрированными при фонде бездомными начинают считаться.

- Они теперь наши подопечные, - говорит Оксана, - и многие убедились: в обиду мы их не дадим. Фонд уже дважды обращался в прокуратуру по поводу нарушения прав бездомных граждан.

Первый случай был совершено жуткий. Двоих бомжей, лежавших в больнице с гангреной ног (это традиционное для них заболевание, связанное с отморожением конечностей), медучреждение выкинуло на улицу в буквальном смысле слова. Хотя волонтеры фонда носили им продукты и лекарства. Поскольку они не могли передвигаться, то так и остались лежать под отделением в лужах крови и среди мух...

- Мы вызвали следователя прокуратуры, - вспоминает Оксана. - Вместе с ним приехали в больницу, и конфликт был улажен. Их выписали только тогда, когда они полностью выздоровели.

Ежедневно на Большую Арнаутскую с целью регистрации приходят в среднем около 10 бездомных. (За все время существования службы зарегистрировано 1200 человек, хотя бездомных в Одессе намного больше.) Тот наплыв, который наблюдался сразу после открытия, сейчас спал. Но работники службы, а здесь трудится 5 человек и помогают им 7 волонтеров, уверены, что с наступлением зимы их количество резко возрастет. На каждого здесь заводится карточка учета с фотографией и затем выдается справка о регистрации. Но прежде чем получить ее, каждый бездомный проходит своеобразную чистку. Он направляется в дезстанцию для санитарно-гигиенической обработки. Чесотка, педикулез - это спутники всех бездомных.

Мы заглянули в регистратору. «Познакомьтесь, это наша Люба, - говорит Оксана. - Она не только регистратор, но и психолог в одном лице».

- В большинстве своем - это психически нездоровые люди, хронические алкоголики, - говорит Люба. - Но все они нуждаются во внимании и общении. Голод, холод, стресс и болезни - это все, что их окружает. Правда, есть небольшой процент бездомных, которые живут у родственников и даже имеют работу, но официально их как бы не существует. У них нет паспорта и восстановить они его не могут, потому что у них нет прописки. Это тоже наши клиенты.

Часть из них трудится в регистрационно-реабилитационной службе волонтерами, выполняя необходимую работу. Мне рассказали уникальный случай, произошедший с украинским хирургом. Несколько лет назад, когда случилось жуткое землетрясение в Армении, он уехал из Одессы работать в Спитак, а когда вернулся - прописки нет, украинского паспорта - тоже. Случайно узнав из телевизионной передачи о существовании службы, обратился за помощью, даже некоторое время здесь работал. Теперь у него не только паспорт, но и пенсия по старости.

Что касается предоставления работы, то фонд специально для этих целей издает газету «На дне». Распространяя ее, бездомные таким образом зарабатывают себе на жизнь.

Сейчас фонд занят открытием первого в Одессе ночлежного дома, где будет весь комплекс услуг для бездомных. Это будет дом, по чьему адресу фонд намерен прописывать бездомных. Несмотря на то, что идея эта возникла давно, реализовать ее удалось только теперь, когда город, наконец-то, выделил для этой цели помещение.

Ночлежка

Софиевская, 10. Старый одесский двор в центре города В глубине виднеются железные ворота и калитка. За ней просторный дворик с умирающей виноградной лозой и старые двух- и одноэтажные безжизненные строения. Это бывший швейный цех фабрики «Заря». Шесть лет здание пустовало. Но с недавних пор атмосферу запустения стал нарушать стук молотков. Видно было, как во дворе целыми днями возятся какие-то люди в военном. В день моего прихода тут тоже шла работа.

Это и есть ночлежка. И сами обитатели приводят ее в порядок. Дел непочатый край. Но до зимы они думают успеть подготовить на втором этаже помещения для ночевки. Отопление уже почти готово. Осталось раздобыть новые стекла для окон.

В небольшой комнате уже стояла часть кроватей. Они тоже были вида необычного, как и сами бездомные. Что-то среднее между раскладушкой и медицинскими носилками. Их получили в дар от натовской армии, когда в Украине проходили совместные учения, через гуманитарный фонд «Каунтерпарт». Всего 50 штук и 80 носилок. И еще одежду - военное обмундирование.

Поэтому бездомные и похожи на солдат. Только один директор этого необычного заведения Владимир Камарницкий (тоже, кстати, бездомный, правда, живет у знакомых), ходит не в спецодежде защитного цвета, а в гражданской и в галстуке.

- Но здесь будет не только ночлежка, а реабилитационный центр для бездомных, - уточняет он. - На первом этаже в самом большом помещении мы планируем открыть мастерские: швейные, столярные... Это для того, чтобы люди смогли приобрести или восстановить утраченные профессиональные навыки. А в этой комнате, - сейчас в ней питаются те, кто живет здесь, - мы пытаемся оборудовать пищеблок. Рядом будет комната для досуга. Здесь - душевые и санпропускник. А там хотим открыть свою пекарню. Вообще планы у нас большие.

Пока что здесь живут и работают всего 15 человек. Отбор строгий. Главное условие - не пить. И это самое трудное для них испытание. Кто не справляется - выгоняют на улицу.

Сама же ночлежка рассчитана на 50-80 мест. Но ее организаторы знают, что зимой здесь будет вповалку. И это лучше, чем десятки замерзших бомжей на улице. Уже сегодня каждый день в калитку стучатся бездомные в надежде получить пристанище. В тот день, когда мы смотрели ночлежку вместе с директором благотворительного фонда «Дорога к дому» Сергеем Костиным, пришла молодая женщина с ребенком.

- Нам негде жить, - пояснила она. - Нас выселила хозяйка, а я слышала, тут таких принимают.

- К сожалению, мы не можем вас принять, - ответил Костин. - У нас идет ремонт. И вообще с детьми мы пока брать не можем.

Когда женщина ушла, Костин пояснил: «Понимаете, что получается, как только мы поселим детей, тут же санэпидстанция предъявит массу претензий. Хотя я все равно буду вынужден поселить одну семью. Они беженцы из Эстонии. Им совершенно некуда деться. Проблема в том, что мы получили совсем не то помещение, на которое рассчитывали. Город вначале обещал нам здание поликлиники, целый год мы ждали, но потом все изменилось, и мы остались ни с чем. Ничего не оставалось как взять это заброшенное здание».

Парадоксальная однако ситуация складывается. То, что сейчас эти люди, в том числе и с детьми, живут в подвалах и на чердаках, питаются из мусорных баков - это можно, на это никто не обращает внимание. А жить в доме, где на кухне стены выкрашены краской, полы устланы линолеумом и установлена эмалированная мойка, оказывается нельзя. Все должно быть покрыто кафелем и стоять баки из нержавейки. Такие сегодня требования. Только где на все это деньги взять, если приходится жить по принципу: «С миру по нитке, бедному сорочка».

Сейчас они добиваются, чтобы город взял на себя расходы по коммунальным платежам. Даже если им установят льготную аренду, как это хотят сделать, в размере 1 гривни, то все равно фонд не потянет. Общая площадь помещений - 736 кв м.

Нет прописки -

нет проблем

О Сергее Костине, директоре благотворительного фонда «Дорога к дому», я слышала давно как об одном из самых активных организаторов движения помощи бездомным. И, пожалуй, не только в Одессе, но и в Украине. Сейчас филиал фонда открывается в Киеве, Львове, Днепропетровске.

Костин считает, что для решения проблем бездомных необходима соответствующая государственная программа.

- К сожалению, у нас в стране, - говорит он, - на официальном уровне, даже нет такого понятия как бездомные. И кроме общественных организаций ими никто более не занимается. Но их тысячи человек. И, естественно, без государственной поддержки решить существующие проблемы нереально.

В масштабах области и города фонд «Дорога к дому» такую программу уже разработал. Теперь слово за властями. «Комплексная программа профилактики бездомности» предусматривает разделение граждан без определенного места жительства на группы и оказание конкретных видов помощи каждой их них.

По данным фонда «Дорога к дому», из 1200 зарегистрированных в фонде бездомных 43% - это освободившиеся из мест лишения свободы, 32% - люди, потерявшие жилье в результате продажи и обмена квартир, 10% - выселенные родственниками, 7% - жертвы маклерских махинаций, 3% - выпускники детских домов и мигрирующие бездомные и 2% - это граждане из стран СНГ, потерявшие документы. Возраст самый разный. Если смотреть в процентном отношении, то в основном это 30-50-летние.

Исходя из этой статистики предполагается и соответствующая помощь. Прежде всего - это восстановление паспортов и помощь в получении идентификационных кодов, предоставление ночлега и питания, медицинской, юридической и психологической помощи, содействие в трудоустройстве, в постановке на учет в социальных службах города, в оформлении пенсии, в отправке к месту жительства, в предоставлении гуманитарной помощи. И, конечно, помощь детям.

По мнению фонда, для успешного решения этих и других вопросов в Одессе необходимо создать городскую межведомственную комиссию по профилактике бездомных с участием представителей различных служб города, принять положение о регистрации бездомных на территории Одессы и, наконец, создать сеть ночлежных домов в различных районах.

Но, по словам Костина, до тех пор, пока в нашей стране будет существовать прописка, бездомные будут оставаться бесправными гражданами - гражданами вне общества и вне закона. Поэтому сейчас для решения этой глобальной проблемы фонд «Дорога к дому» готовится к серьезной акции, направленной на отмену в стране института прописки. Он планирует провести по Украине целую серию «круглых столов» и всеукраинский митинг бездомных.