UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАННИЙ ФАЛЬСТАРТ

Перерасчет пенсий, проведенный с 1 января текущего года, для многих пожилых людей в Украине стал настоящим разочарованием...

Автор: Роман Якель

Перерасчет пенсий, проведенный с 1 января текущего года, для многих пожилых людей в Украине стал настоящим разочарованием. Они надеялись на существенное повышение государственной помощи, а все вышло «в соответствии с возможностями Пенсионного фонда». В основу расчета размера пенсии, как известно, была заложена заработная плата, зависящая от средней заработной платы в отраслях экономики и трудового стажа работника. Но если люди социальной сферы — учителя, врачи, культурно-просветительные работники, а также труженики колхозов весь советско-постсоветский период работали на голодном денежном пайке, практически «за спасибо», то разрекламированная пенсионная реформа сыграла с ними злую шутку. Например, в небольшой аграрной Тернопольщине, по данным областного управления Пенсионного фонда Украины, из 326 тысяч пенсионеров 258 тысячам государство добавило к «кровным» всего лишь 13%, то есть в среднем по 18 гривен.

Перерасчет пенсий — это не сама пенсионная реформа, а только вступление к ней. По крайней мере, так убеждает правительство. Однако фальстарт реформы был виден еще раньше. Значительные диспропорции возникли даже в пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан, к которым государство относительно благосклонно, — военнослужащих и работников органов внутренних дел. Дошло до абсурда: несмотря на одинаковую выслугу лет, генерал, вышедший на пенсию до 2001 года, получает меньше денег от государства, нежели прапорщик, уволившийся теперь. Определенный законодательством ежегодный перерасчет пенсий стал здесь чем-то необязательным, он, как веревкой, привязан к «интересам бюджета». И поэтому Закон «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц», постановление Кабинета министров «О порядке расчета выслуги лет, назначения и выплаты пенсий...» с изменениями и дополнениями уже почти десять лет остаются голыми декларациями. Молодые работники за это время успели получить сигнал — чтобы вас постоянно не обманывали, как можно быстрее бегите из органов внутренних дел и Вооруженных сил!

А законодательная база для выравнивания диспропорций достаточная. Еще в 1995 году Президент двумя указами установил военнослужащим и работникам органов внутренних дел 40-процентную надбавку к окладам, а за особые условия службы добавил 50%. Оптимальным вариантом, как считают специалисты, было бы повышение должностных окладов и окладов за звание. Это практикуется в России и Беларуси. Но, в худшем случае, пригодилась и надбавка. Так что упомянутая 40-процентная надбавка распространялась на всех людей в форме. С ее учетом и был сделан перерасчет пенсий лицам, вышедшим на пенсию до 1995 года. То есть пенсии повышены.

Однако в августе 2001 года вышел новый, аналогичный, указ Президента, согласно которому лицам рядового, а также среднего и старшего начальствующего состава милиции установлена ежемесячная надбавка в размере 100%, высшему начальствующему составу — 50% денежного обеспечения, работникам — в размере 100% должностных окладов. И потому с 1 октября 2001 года изменилась общая сумма денежного обеспечения всех работающих сотрудников органов внутренних дел.

Ее нужно было бы согласовать с Законом «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц». А там черным по белому записано, что проводится «перерасчет ранее назначенных пенсий», к тому же, «ежегодно, исходя из установленного на 1 января текущего года размера денежного обеспечения соответствующих категорий»... (ст.63).

Но закон для правительства оказался, как дышло. Перерасчеты пенсий не проводятся. Причина до боли знакома — в госбюджете не хватает средств. И пенсионеров Вооруженных сил и МВД невольно разделили на две категории — те, кто вышел на пенсию до 1 октября 2001 года, и те, кто стал пенсионером после этой даты. Должностные лица Минфина отвечают, например, что «изменения к госбюджету-2004 в части увеличения расходов на пенсионное обеспечение указанных категорий граждан прорабатываются» (письмо тернопольскому союзу ветеранов «Кремень» от 30 апреля 2004 года). В большинстве своем органы исполнительной власти ссылаются на то, что определенные в президентском указе надбавки к основным видам денежного обеспечения (должностной оклад, оклад за звание, надбавка за выслугу лет (!) применяют в течение... 24 месяцев. Поскольку так предписывает действовать правительственное постановление от 8 января 2000 года.

Начальник инспекции по работе с правоохранительными органами Тернопольского городского совета юрист Владимир Воронин детально обосновывает, что принятие этого постановления существенно ограничило конституционные права работников милиции и военнослужащих при выходе на пенсию. «В законе, — объясняет он, — четко предусмотрен расчет пенсии из денежного обеспечения, полученного за последний месяц работы. В это денежное обеспечение входят также дополнительные надбавки — за ученое звание и ученую степень, квалификацию и условия службы. А правительственное постановление от 8 января 2001 года, вопреки закону, предписывает учитывать размер надбавок при определении пенсии за последние 24 месяца. И многие мои коллеги, вышедшие на пенсию раньше, получают более низкие пенсии. Это был первый удар по пенсионерам милиции и Вооруженных сил. А второй, еще более чувствительный, нанесен им реализацией правительством президентского указа от 31 августа 2001 года. Теперь уже надбавки к основному виду денежного обеспечения вообще перестали учитываться при начислении пенсий лицам, вышедшим на пенсию до этой даты!»

А какую позицию заняли судебные органы? В 2002 году суды Полтавской области все-таки приняли решение о перерасчете пенсий нескольким пенсионерам органов внутренних дел в соответствии с указом Президента от 31 августа 2001 года. И перерасчеты были сделаны. Но в дальнейшем суды уже не удовлетворяют такие исковые требования.

Довольно яркий пример: один из пенсионеров, инвалид 2-й группы из Тернополя, подал кассационную жалобу в Верховный суд. Тем не менее высшая судебная инстанция более десяти месяцев тянет с принятием решения, что лишает истца возможности обратиться в Европейский суд по правам человека. Кстати, в последнее время пенсионеры ОВД, не веря в справедливые решения украинской Фемиды, все чаще пишут в Страсбург. И при этом не остаются с «носом». Поскольку только в 2003 году, по данным института уполномоченного по правам человека (Нины Карпачевой), Европейский суд предъявил в пользу 12 человек претензии к Украине на сумму почти в 10 млн. долл. Скупое украинское правительство, значит, платит дважды.

В европейских странах размер пенсии не зависит от времени выхода на пенсию. Там социальное обеспечение отвечает своей сути. В Украине принят ряд законов, в частности «О статусе ветеранов военной службы и службы в органах внутренних дел и их социальной защите», «О милиции» и т.д., которые гарантируют этим категориям работников одинаковую социальную защиту, независимо от времени выхода на пенсию. Но в Украине уже железной стала практика: если закон не согласовывается с доходами бюджета, нужно отбросить закон.