UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОЩАЙТЕ И ЗДРАВСТВУЙТЕ, «ХРУЩЕВКИ»

Возможно, восклицать: «Свершилось!» несколько преждевременно, однако начало реконструкции «хрущевок», о необходимости которой дискутировали чуть ли не треть времени их существования, положено...

Автор: Максим Зайцев

Возможно, восклицать: «Свершилось!» несколько преждевременно, однако начало реконструкции «хрущевок», о необходимости которой дискутировали чуть ли не треть времени их существования, положено.

Помнится, с какой радостью примеряли на себя в конце пятидесятых местные «Черемушки» города от Бреста до Анадыря. Еще бы! Всего-то лет десять, как разобрали руины разбомбленных строений, а тут какие-никакие дома с отоплением, газом, ванными, санузлами… Права вселиться в эти «райские уголки» дожидались десятилетиями в многотысячных очередях. И только пожив как следует в вожделенных «домах индустриального домостроения», квартиросъемщики в полной мере оценивали отсутствие лифтов и мусоропроводов, наличие совмещенных санузлов, «карманных» балконов и кухонь…

Люди и дома старились синхронно, и у последних все отчетливее проступали симптомы старческих болезней: атеросклероз водопроводной и газовой сетей, хронические свищи и закупорки канализации, кариес лестничных маршей, спазмы электропроводки… Оно и неудивительно, ведь если стены домов имели долгосрочную гарантию, то вся «начинка» делалась на живую нитку. И час, наконец, пробил. Вернее, все чаще пробивало трубы и кабели. А отсутствие средств на ремонт у жэков поставило власти перед выбором: либо реконструировать, либо сносить - промедление чревато.

И вот - первенец «перехрущевки» появился в Московском районе Киева, по улице Жуковского, 10. Причем первенец очень обнадеживающий, жить в котором не зазорно ни «старым», ни «новым» украинцам. А так как реконструкцию его осуществлял трест «Киевгорстрой-4», то и рассказ о ней предоставляем его управляющему Василию Адамовичу Бендюгу:

- У нас на балансе были общежития и «гостинка» в аварийном состоянии. Конечно, депутаты райсовета и горсовета меня донимали: сантехника течет, лифты не работают, электроэнергии нет и т.д. Мы решили отселить этот дом за наш счет и сделать нашей собственностью. Я обратился в Главкиевстрой, и меня поддержал Поляченко, который тогда был начальником главка. Горадминистрация приняла решение, что наш трест будет выступать в роли подрядчика и заказчика. Мы с главным инженером Н.Зозулей разработали проект, по которому из 164 комнатушек-«гостинок» по 12 кв.м - без кухонь и душевых, с коридорными системами - сделали 72 полноценные квартиры. Было много технических проблем. Мы сами делали расчеты. Технические условия обходились дороже, чем сам дом, и мы не могли все это тянуть в одиночку. К тому же нежилой дом быстро разрушается, все разворовывается. Но мы уже начали делать кровлю, поручив это 17-у управлению, когда началась «перестройка».

Денег не хватало, и я обратился к Поляченко с просьбой забрать этот дом на фьючерсные контракты с тем, чтобы наш трест выступал подрядчиком - нужно было как-то кормить людей. Но чтобы его строить, необходим был проектный институт. Туда мы и обратились, а там, естественно, потребовали деньги. И вот ситуация: банк «Аркада» дом не продает, потому что проекта нет. На свой страх и риск берем в кредит для проектного института в банке «Аркада» 32 тысячи, делаем проект по нашим расчетам, и уже когда решили его продавать, возникла идея достроить еще два этажа с квартирами в двух уровнях. Планировалось вообще-то девять этажей. Можно было сделать инъекцию - сейчас у нас существует основа «Солтис», - заварить инъекционные сваи, укрепить фундаменты, сделать металлические пояса подвалов. Но проектный институт настоял на семи. У нас было пять этажей, а проект на шестой и седьмой проектанты еще разрабатывали. И вот взяли 32 тысячи, а вернуть не из чего: нет продажи квартир. Но какие-то копейки поступали с других объектов, и мы потихоньку начали погашать кредит. А потом началась продажа и первые деньги, 90 тысяч, мы получили в апреле 1997 года. Сразу закупили материалы и принялись за пристройки для лифтов, поставили башенные краны, отгородили площадку.

Конечно, все это делалось в долг. Был утвержденный график, но мы никогда не получали тех денег, которые должны были поступать, потому что не было продаж квартир. Когда же начал вырисовываться дом, его фасад - люди пошли, началась продажа. Впервые в своей практике мы применили пластиковую столярку. В Ривно нашли организацию «Ривнопластик», которая только начала ее производство (заготовку возили из Словакии, а рамы делали в Ривно). Сначала мы заключили с ними договор и на установку, но позже научились делать это сами. Мы произвели конфигурацию квартир - однокомнатная имела 46 кв. м общей площади, двухкомнатная - 64, четырехкомнатная -102 кв. м. Помимо этого мы достроили еще лоджии, а также эркеры.

Вся реконструкция дома обошлась в 1 миллион 834 тысячи гривен.

Кстати, в Москве, например, пятиэтажные дома сносят. Но гораздо рациональнее оставлять кирпичные утепленные пятиэтажки. Это намного проще.

Утепление для домов мы получили по лицензии из Словакии - это пенопластовая плита 1х1 м со специальными креплениями. В стене высверливается отверстие, забивается пластмассовый дюбель, затем эта плита прикручивается на шурупе, и этот дюбель получается раздвижным. Затем на плите укрепляется капроновая сетка и вся поверхность покрывается специальным раствором, который не пропускает влагу и защищает от коррозии. Этот материал очень долговечен, будет стоять сотню лет, не гнить, не гореть.

Подобные материалы есть и в Украине, и если использовать их, то сэкономленные деньги - на фасаде, на кровле - можно заложить в отделочные работы, допустим, цветную плитку, паркет, рабочую зону на кухне, линолеум стелить чуть подороже.

Сейчас можно услышать мнение о необходимости создания специализированной организации по реконструкции пятиэтажек, мол, чтобы это шло конвейером. Но, спрашивается, зачем? Ведь у нас уже все есть. Допустим, наш трест «Крещатикстрой» - четыре монтажных управления и отделочное. Они все это знают, у них есть свои краны, все свое. Если бы нам поручили, к примеру, участок Нивки, я бы знал, что я не строю школы, другие объекты, а реконструирую жилье - и оно бы шло потоком. Понимаете, когда строишь один дом, это очень невыгодно, потому что осуществляется как индивидуальный проект. Как, например, с этим домом. Если бы у нас было 20 домов, это обошлось бы намного дешевле, все делалось бы намного быстрее, потому что шло бы потоком.

И еще один вопрос, уже не строительный, а скорее финансовый. У нас в «Киевстрое» на очереди стоит около 13 тыс. человек. Необходимо давать какие-то ипотечные кредиты не только молодым, всем. Чтобы семьи могли взять кредит в банке, который заключит договор с нами через холдинг, получить квартиру, выплатить за определенный период. Если у меня, допустим, десять таких объектов, я получаю прибыль, за счет которой могу погасить часть кредита тем работникам, которые заключили долгосрочный договор с трестом. Иначе нет смысла решать эту социальную проблему: лучшие, опытнейшие специалисты, дождавшись квартиры, уходят. Потом, через несколько лет, возвращаются, но уже теряют квалификацию. А так мы могли бы реконструировать старую часть города, сохранить кадры и уменьшить очередь на жилье.

* * *

Возможно, лет эдак через полсотни и этот первенец станет анахронизмом. Но обеспечить условия нормального проживания десяткам семей на такой срок - несомненное достижение. С ним мы поздравляем киевских строителей и новоселов.