Незрячие, они же политики?
Я редко смотрю по ICTV «Свободу слова», но выпуск от 22 июня с Александром Богуцким, посвященный социальным инициативам, честно пыталась досмотреть хотя бы до половины. Какое-то время было любопытно наблюдать за дуэлью экс-министра финансов Пинзеника и министра труда Папиева — кто, отстаивая завоевания своего правительства, окажется более убедительным?
Очень скоро передача наскучила. Затертые цифры повышений в разы минимальной пенсии и номинальных доходов, суммы выплат ветеранам и по рождению ребенка, манипуляции с помощью показателя инфляции отскакивали от сознания, как горох. Однако оппоненты и не собирались переходить на новый уровень дискуссии. Грядут выборы — значит, основная цель — заразить электорат своей убежденностью, причем, по возможности, используя самые простые цифры и примеры.
Я, наверное, электорат испорченный. Меня мало заботит цифра минимальной зарплаты по стране с очередного первого января. А вот услышать что-то конкретное относительно повышения в Украине пенсионного возраста для женщин действительно была бы рада. Очень не хочется, чтобы при жизни моего поколения рванула та бомба замедленного действия, которую общество носит у себя на груди, принимая за бриллиант социальных завоеваний.
Меня очень интересует фамилия президента или премьера (пусть хоть из серо-буро-малиновой политической силы), при котором в стране заработает наконец механизм полноценного пенсионного обеспечения частных предпринимателей. Год за годом, начиная с конца 90-х, эти социально активные, трудолюбивые люди теряют страховой пенсионный стаж и не слишком по этому поводу грустят. Аргумент? «Я до пенсии не доживу». Это что ж, наши правительство с президентом согласны с тем, что четыре-пять миллионов субъектов предпринимательской деятельности уйдут в лучший мир, так и не дожив до 55/60 лет? А коль не согласны, то почему ни президент, ни премьер не идут на жизненно необходимые, но непопулярные реформы?
В свое время упрощенные схемы налогообложения (и единый налог в том числе) вводились в нашей стране как мера вынужденная, как способ организации экономической активности населения и вывода заработков из тени. Я не говорю, что сегодня единый налог должен уйти. Но сегодня непременно должен прийти какой-то вменяемый обязательный взнос в Пенсионный фонд, ибо жалкие 84 грн. в месяц, отщепляемые от единого налога, к примеру, в Киеве, не позволяют миллионам предпринимателей рассчитывать в будущем даже на минимальную пенсию по старости.
Не видеть этого — по моему разумению, большой грех. А как назвать тех, кто не видит? Для них есть более благозвучное слово — «политики». Политики снова готовятся к выборам. И снова будут одаривать избирателей, кто во что горазд.
В канун Дня Победы правительство Януковича уже осчастливило сограждан вторым этапом внедрения Единой тарифной сетки с 1 июня и существенным ростом пенсий для инвалидов и ветеранов (см. «ЗН» за 12 мая с.г.).
22 июня, в день начала Великой Отечественной, свои социальные инициативы презентовал президент, находившийся в г. Острог Ривненской области. Суммы — побольше, охват — покруче (шутка ль сказать, инициативы затрагивают интересы 19 млн. работников бюджетной сферы и 14 млн. пенсионеров Украины!), ну а содержательное наполнение... Как по мне, хотелось бы чего-то более системного и менее сиюминутного. Впрочем, судите сами.
Девять пунктов от Ющенко
Выступление президента перед студентами Острогской академии транслировалось по нескольким телевизионным каналам и по радио. Его текст можно найти на официальном сайте главы государства. Кроме того, немалые, думается, деньги истрачены на издание по горячим следам роскошной глянцевой брошюры «Соціальні ініціативи президента України», где на 11 страницах, помимо диаграмм, «на пальцах» иллюстрирующих наше светлое социальное будущее, мы находим четыре фотографии Виктора Андреевича с различными категориями граждан: участниками Майдана, военнослужащими, медиками. А еще цитату: «Достижение достойной жизни граждан было и остается для меня основным смыслом проведения реформ в государстве».
Ну, пиарщики, ну, расстарались...
Итак, за что ратует президент?
Пункт первый — установить с 1 января 2008 года минимальную зарплату в размере не менее 500 гривен.
Второе. Реализовать с 1 января третий, заключительный этап внедрения Единой тарифной сетки. Это, в совокупности со вторым этапом, обеспечит рост заработной платы работников бюджетных учреждений на 58%.
Обратите внимание, что в этом же пункте содержится упоминание о росте «на тот же процент» зарплат тех бюджетников (военнослужащих, правоохранителей, ученых), которых внедрение ЕТС не касается. И очень расплывчатая фраза — «Соответственно будут увеличены пенсии, государственная социальная помощь». Надо понимать, с целью сохранения прежних соотношений между ними и возросшими зарплатами.
Третье. Надбавка в 20% должностного оклада для сельских бюджетников. «Убежден, — говорит В.Ющенко, — что благодаря лишь такому шагу мы сможем сформировать контрактные отношения с выпускниками вузов, выйти на договорную основу для работы в украинском селе и серьезно решить в последующие годы проблему укомплектования работников учебных заведений, медицины, учреждений культуры в украинском селе». Да уж, президент у нас оптимист...
Четвертое. Повышение вдвое уровня денежного довольствия военнослужащих срочной службы — с нынешних 51—81 грн. до 102—162.
Пятое. С целью ликвидации уравниловки в пенсионном обеспечении — увеличение коэффициента страхового стажа для расчета пенсий с 1 до 1,35%.
Шестое. Увеличение размера помощи при рождении второго и последующего ребенка с 8500 до 15000 грн.
Седьмое. Повышение размера помощи на детей в многодетных семьях до 50% прожиточного минимума с учетом доходов.
Президент предлагает законодательно установить право на первоочередное предоставление социального жилья семьям и одиноким родителям с пятью и более детьми, а также в случае рождения тройни. Он — за льготные условия поступления и освобождения от платы за обучение в государственных учебных заведениях всех уровней детей из семей, имеющих пятерых и более детей.
Восьмое. Сиротам из числа студентов и учащихся профтехучилищ размер стипендий повышается до двойного прожиточного минимума (с учетом доходов). Т.е. с нынешних 212—265 до 1064 грн.
Девятое. В течение 2008 года предполагается обеспечить каждый фельдшерско-акушерский пункт (сельскую амбулаторию) как минимум одним автомобилем скорой помощи.
Цели, как видим, достойные. Только вот насколько оптимальны механизмы их реализации? Если президент хочет сделать что-то действительно ценное для страны, может, следовало бы четче выписать круг облагодетельствуемых и озаботиться хотя бы среднесрочной перспективой?
Есть ли альтернатива
Поиски каких-либо финансовых обоснований привели меня, естественно, в президентский секретариат. И, чуть вникнув в кухню, я почти готова согласиться, что инициативы действительно готовились не столько предвыборные, коль скоро их проработка началась еще в начале года, сколько предбюджетные. Президент хотел дать сигнал правительству Виктора Януковича о необходимости безусловного повышения социальной планки при подготовке финансовой сметы страны на очередной год.
Обнаружились и любопытные подробности. К примеру, в одном из черновых вариантов инициатив фигурировали другие, более мягкие для бюджета цифры помощи на детей: на рождение второго — нынешние 8500 грн. плюс 1500 грн. дополнительно, третьего — плюс еще 1500 грн. Кто и на каком основании решил остановиться на цифре в 15 тыс., загадка. Как и то, можно ли ее считать оптимальной.
Как утверждают демографы, даже сегодня, при 8,5 тыс. грн., в Украине — одно из самых высоких в Европе соотношений между помощью по рождению ребенка и средней зарплатой. До какого уровня в 10—15-летней перспективе мы хотим дорасти и на какой результат в плане подъема рождаемости рассчитываем? Или горизонт наших представлений по понятным причинам упирается в 2009 год?
Мировая практика свидетельствует, что методы поддержки рождаемости, подобные украинским, сохраняют свою эффективность не менее трех-четырех лет. Возможно, наша страна и в этом плане исключение? Теоретически, государство может, наверное, платить за рождение ребенка и 100 тыс. грн. Только где гарантия, что таким образом вызванные к жизни украинские дети не уедут вместе с родителями за границу — подальше от педиатров, которые не моют руки, приходя в дом к юному пациенту, от дедовских систем диагностики, от постоянно ухудшающейся и дорожающей для родительского кармана системы образования и всего того, что связано с перманентной украинской нестабильностью? Может, следовало бы какие-то средства переориентировать с адресной помощи на инфраструктурные реформы?
Инициативы-2007 плохо учитывают и тот факт, что рожденному в 2008-м ребенку, если он останется жить и работать в Украине, придется нести тяжкое бремя заботы о старости своих родителей. Постоянное — и довольно топорное — вмешательство в пенсионную систему с помощью бюджетных и других законов уже успело привести к уравниловке в пенсиях, огромному дефициту Пенсионного фонда и рекордному его дотированию из госбюджета. Но наши политики так, по-видимому, ничему и не научились.
Похоже, повторяется ситуация 2004 года. На сей раз президент предлагает повысить коэффициент трудового стажа при определении размера пенсий с 1 до 1,35 за каждый год. Почему 1,35? В секретариате меня убеждают, что это — показатель расчетный, на него вышли, исходя из объема изысканных ресурсов (6 млрд. грн. в 2008 году, или 3,0 млрд. за полугодие, так как реализация новшества планируется с 1 июля будущего года). Но при этом как-то упускается из виду тот факт, что однажды принятое решение по пенсионному обеспечению продолжает действовать и в 2009-м, и в 2011-м, и в 2019-м. Более того, в Украине оно, согласно Конституции, вообще не может быть пересмотрено в сторону понижения. Так что оперировать финансами в рамках одного года — вершина безответственности. Как, собственно, и принимать любое решение относительно пенсий без анализа его долгосрочных последствий для сбалансированности Пенсионного фонда.
На 2009 год в нашей стране намечалось введение второго, обязательного накопительного, уровня пенсионной системы. На сей счет есть даже принятый в первом чтении законопроект. Внедрение накопительного уровня, с отчислением средств на персональные счета будущих пенсионеров, предполагает, что в солидарной системе, т.е. на выплаты пенсионерам нынешним, останется меньше средств. Разница может составить и 2— 3 млрд., и даже до 8 млрд. грн.
Но ведь это еще не все ожидаемые новшества. В президентском секретариате заготовлена (но пока не озвучена) инициатива по снижению в 2008—2009 годах совокупного взноса в социальные фонды в среднем с 36,2 до 30%, что еще больше снизит поступления в ПФ.
А из озвученных, но детально не прописанных инициатив мы можем напомнить об упомянутом в п.2 увеличении пенсий (дабы сохранить сложившиеся соотношения при повышении зарплат в рамках ЕТС). Это — тоже дополнительные расходы не только в 2008-м, но и на десятилетия вперед.
На поверку итог может оказаться печальным: несбалансированность Пенсионного фонда на длительную перспективу, отказ от введения в Украине обязательной накопительной системы и окончательная утрата логики реформ. Или после досрочных парламентских выборов 2007 года — хоть потоп?
В принципе я согласна с президентом и его окружением: любой шаг вперед в социальной сфере лучше, чем ничегонеделанье. Однако всесторонне продуманный и обсчитанный шаг несомненно лучше действий случайных и несистемных. И мне грустно, что в секретариате не потрудились рассмотреть предложение относительно коэффициента страхового пенсионного стажа, уже неоднократно высказывавшееся известным демографом, членом-корреспондентом НАН Украины Эллой Либановой, в том числе и на страницах нашей газеты (см. «ЗН» за 10 июня 2006 года).
Суть предложения состоит в том, что при нынешнем неоправданно низком обязательном стаже для выхода на пенсию (20 лет — для женщин, 25 — для мужчин) в Украине очень важно стимулировать не всех подряд, а именно тех «трудоголиков», которые «оттрубили» на благо Отечества 40—45—50 и больше лет. Так почему бы после коэффициента 1 для основной массы пенсионеров не установить коэффициент, скажем, 3 за каждый год, отработанный сверх 35/40 (или 38/42, конкретные цифры можно обсуждать)? С одной стороны, это стимул более позднего выхода на пенсию, с другой — дополнительный трудовой ресурс в нынешней непростой демографической ситуации. Почему же мы не хотим думать, хватаемся только за те решения, которые лежат на поверхности?
А теперь о финансах
Разыскать финансовое обоснование президентских инициатив от 22 июня оказалось более сложно, чем разные варианты текста, даже с картинками, но все же возможно. Ориентировочные цифры дополнительных расходов и источники их покрытия, подготовленные в президентском секретариате, читатели найдут в таблице. А от себя скажу, что президентское намерение сделать так, чтобы каждый человек ощутил результаты последних семи лет экономического подъема на собственном уровне жизни, имеет немало предпосылок для реализации на практике.
По данным президентских аналитиков, бюджет-2008 будет на 35,0 млрд. грн. больше бюджета—2007. Это — результат динамичного экономического роста в нашей стране. Вместе же с традиционными надеждами на сокращение недоимки по платежам в Пенсионный фонд и в бюджет, сокращением расходов на те субсидии и помощь, которые утратят актуальность в связи с внедрением ЕТС и соотвествующим пересмотром пенсий, объем дополнительного ресурса окажется еще больше — 46,7 млрд. (Здесь также учтены дополнительные поступления в ПФ, другие социальные фонды и рост поступлений от налога на доходы физлиц, которые образуются уже в процессе реализации президентских инициатив).
Вот эта сумму, 46,7 млрд. грн., и предлагается распределить в соотношении примерно 1:3.
12,1 млрд. грн. — на расходы, связанные с инфляцией и повышением цен (в том числе — возможное дальнейшее подорожание газа);
34,6 млрд. — на реализацию президентских социальных инициатив. Самые дорогостоящие из них — запуск третьего (и заключительного) этапа ЕТС (с 1 января будущего года, ориентировочно — 3,4 млрд. грн.) и сохранение соотношений между увеличившимися в процессе внедрения ЕТС зарплатами и пенсиями, другими видами помощи (с 1 июля 2008-го, расчетный объем средств — 14,1 млрд.).
Цифры могут уточняться, в конце концов, не в них суть. Но нас ждут непростые времена. Нетрудно представить себе, каким гигантским яблоком раздора станут нынешние президентские предложения. Ну разве может правящая коалиция вот так, с легкостью, отказаться от любимого инновационно-инвестиционного «конька»? А с другой стороны, могут ли политики из сине-белого лагеря с ходу отметать масштабные социальные начинания, давая козырь своим оппонентам в преддверии выборов?
Об инновациях с инвестициями по-кабминовски разговор особый. По-хорошему, это тема отдельного обстоятельного анализа, а пока лишь один пример — финансирование бюджетной программы «Развитие и реконструкция централизованных систем водоснабжения и водоотведения».
На реализацию программы в бюджете нынешнего года заложены 200 млн. грн. Согласно принятому правительством порядку распределения средств, 130 млн. грн. из этой суммы достались трем областям. Догадались, каким? Правильно, Донецкой, Луганской и Харьковской. А на 20 с лишним областей осталось 70 млн. грн. Зато, как явствует из письма премьера, разделены они абсолютно честно — «с учетом количества населения, которое в них проживает».
Вам вспомнился известный герой из кинофильма «Свадьба в Малиновке»? Мне тоже…
Пока у нас такие замечательные подходы к госинвестированию, может, и впрямь лучше все дополнительные бюджетные ресурсы делить напрямую между людьми? Между врачом, пенсионером, военнослужащим-срочником, сельским учителем или работником клуба, родителями новорожденного и студентом-сиротой... По кусочку пряника от Ющенко, но обязательно каждому, без региональных и прочих различий.