UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ПОСОБИЕ ПО РАБОТИЦЕ»

Хотел бы продолжить тему, поднятую В.Еременко в статье «О справедливости социальной» («ЗН», 24.02.01) и...

Автор: Олег Гаврюшин

Хотел бы продолжить тему, поднятую В.Еременко в статье «О справедливости социальной» («ЗН», 24.02.01) и Э.Либановой — «Бедность в Украине: диагноз поставлен — будем лечить?» («ЗН», 31.03.01), и экстраполировать научные выводы на обыкновенную психологию обыкновенного человека.

Полностью согласен с В.Еременко, который указывает на невозможность нормального развития страны, если вознаграждение за труд происходит «по-советски». Давайте посмотрим, как это «по-советски» реализуется на моей семье, доход которой немного выше того, что указывал г-н Еременко.

Я — старший преподаватель вуза, получаю на руки 215 гривен. Жена — учительница в школе, на руки получает 145 гривен. Всего — 360 (в месяц). У нас двое детей школьного возраста. То есть — на всю семью 1,15 прожиточного минимума одного человека.

Выделим основные статьи расходов.

1. Квартплата и коммунальные услуги — 140 гривен (обыкновенная двухкомнатная квартира). Остается 220 грн.

2. Проезд на работу и обратно (метро + трамвай): 50 коп. + 50 коп. + 40 коп. + 40 коп. = 1,80 грн., умножим на 20 рабочих дней — 36 гривен. Хорошо, что жена работает рядом с домом и на проезд не тратит (экономия как минимум 16 гривен). А в бюджете осталось 184 грн.

3. Каждый день сыновья получают по 50 коп. на булочку и чай в школе. Это еще 22 грн. Осталось — 162.

4. Моющие принадлежности (от них никак не откажешься): зубная паста — два тюбика по 1,5 грн.; три куска туалетного мыла по 1 грн., шампунь — один литр (5 грн.), стиральный порошок — две пачки по 2,50, хозяйственное мыло — три куска по 1,20, чистящее средство для посуды, раковин — еще 5 гривен, женские прокладки — 6 грн. Итого — 30 гривен. Может, я чего-то лишнего вписал? Шампунь, например? Тогда заменим его бритвенными принадлежностями и кремом для обуви. Может, посуду и унитаз можно по старинке драить? Тогда эти 5 грн. пойдут на губную помаду. Или молодая учительница может без помады обойтись?.. А в бюджете осталось уже 132 грн.

5. Поскольку вся семья задействована в сфере образования, то каждый вечер все одновременно готовятся к урокам: кто — выполняет задания, кто — их составляет. При этом на канцтовары (ручки, тетрадки и т. д.) уходит 8 грн. Осталось 124.

6. Хлеб насущный. Минимум одна буханка в день. 1,30 на 30 дней — 39 гривен.

Если этим и ограничиться, то на все остальное в жизни остается 85 грн. Поделим их на четыре человека: 21 грн. 25 коп. на человека в месяц. А сколько это на один день? Поделите сами на 30 и получите 70 (семьдесят!) копеек в день.

Самый обычный обед в нашей студенческой столовой стоит как раз 2,80 (это если мы всей семьей сбросимся).

Что же получается? Утром дети съедают в школе по булочке с чаем, затем один обед мы делим на четверых, а на ужин остается по 200 граммов хлеба. Это что, Украина XXI века или Ленинград 1942 года?

Прошу заметить, что в наш список не вошли трусы, носки, колготы, верхняя и зимняя одежда, обувь. О книгах и говорить не приходится. А преподаватель их должен иметь дома на столе, а не в читальном зале библиотеки. А журналы? К сожалению, читальные залы закрываются в 18.00, а на ночь взять журнал — 1,20 грн.

Общество совершенно справедливо требует высокого качества образования, то есть хорошей работы от меня и моей жены. А что взамен? Один обед на четверых?

Понятно, что я не держу семью полуголодной. И книги покупаю изредка, и одежду, обувь по мере возможности. За счет чего? Конечно, за счет той статьи семейного бюджета, которая «наименее защищена» от необходимости сиюминутной оплаты (как буханка хлеба или билет на трамвай) — за счет квартплаты. И уходят эти 140 гривен не в ЖЭК и «Теплосеть», а на выживание. (Кстати, лекарства забыли — их пока много не надо.)

Получается в итоге, что на биологическое выживание семьи тратится весь доход, а на оплату жилья и коммунальных услуг не остается ни-че-го! (Мои долги за коммунальные услуги — уже с тремя нолями.) Мне искренне жаль всех работников коммунальной сферы, которые регулярно посещают должников и просят: «Ну вы хоть по пять гривен платите, чтобы долги не росли». Я бы рад все заплатить, но у меня нет этих пяти гривен!

Вот и оказываюсь я (а со мной еще сотни тысяч и миллионы других) в глупейшей ситуации: мы с женой честно работаем на общество, честно (до копейки!) платим налоги, а в результате оказываемся злейшими должниками.

А государство за эти долги может ведь через суд и имущество описать, и спокойно отнестись к отключению воды и света. За что? За честный труд и честные налоги?

И когда господа с Банковой и Грушевского заявляют о «европейском выборе Украины», я поражаюсь их цинизму и аморальности. «Европейский выбор» — это такая же утопия, как и «коммунизм — светлое будущее»: мечта прекрасная, далекая и несбыточная.

Постоянно читаю в газетах выступления и первых лиц государства, и ученых, и служащих среднего и нижнего звена госуправления, и у всех одно и то же: «Надо больше, лучше, глубже, новее...» Почему же вы этого не делаете? Не умеете? Или вам это невыгодно?

И возникает у обыкновенного человека недоверие ко всем: и правым, и левым, и большинству, и меньшинству, и Президенту, и оппозиции.

А у меня есть большое подозрение, что люди, которые в телевизоре и в газетах противостоят друг другу, сами вечером тайно, мирно собираются на кофе с коньяком и полюбовно рассуждают: чем бы нам завтра народ потешить? Может, кассетой? — Давайте! Может, мордобоем в парламенте? — Давайте! Может, меня в тюрьму посадим, а через две недели выпустим? — Давайте!

Вы бы лучше придумали, как прожить на эту зарплату, вернее, на пособие по работице.

P.S. Много раз обещанное повышение зарплаты преподавателям и учителям опять не состоялось. Вместо ожидаемых 50 грн. повышения получил 9 гривен — за выслугу лет.

Кстати, в Днепропетровске не так уж трудно найти место учителя в школе. Даже в условиях безработицы все равно не находится желающих работать «за спасибо». Может, пора бы министерству провести кадровое исследование школы — сколько там осталось мужчин? Какой процент молодых специалистов остается в школе больше пяти лет? И каковы будут результаты реформы, если в школах не останется учителей?