UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Неокученные» селяне

В спешке принятый 25 декабря 2008 года Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украин...

Автор: Владимир Чопенко

В спешке принятый 25 декабря 2008 года Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения» после новогоднего похмелья стал причиной социального взрыва на селе. Привычно потянувшись после кавалькады праздников на «призывные» пункты — в центры занятости, селяне не смогли зарегистрироваться там как безработные. Пропуском должна была служить справка из сельсовета о том, что они — не члены личного селянского хозяйства. А какой председатель осмелится ее выдать? Ведь «член» — от главы семейства до родственников — наделен землей, следовательно, трудоустроен. Копайся в огороде и живи с него!

Протрезвели и депутаты. Осознав свою вину, рванули на груди вышиванки-сорочки-тельняшки: да мы за селян горой встанем! И наплодили целых восемь альтернативных законопроектов, которые были призваны восстановить социальную справедливость. Сводились они к одному: исполнительной власти — вернуться на исходные позиции, действовавшие до вступления в силу упомянутого «антиселянского» закона. Однако проблемы с крестьянскими пенсиями, социальным страхованием остались нерешенными…

Правительство схитрило. Сначала запустило в сессионный зал собственный «антикризисный» законопроект. Но когда депутаты раскусили коварное посягательство на социальную защиту членов личных селянских хозяйств (ЛСХ) в случае безработицы, документ отклонили.

Тогда Кабмин зашел с тыла — через депутатский законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения». На его рассмотрение парламент потратил всего... четыре минуты, и, конечно же, немногие успели заметить, что антиселянские новеллы из непринятого кабминовского законопроекта тихонько перекочевали в новый документ.

Чтобы реализовать нормы законопроекта, по расчетам его авторов, необходимо изыскать в государственном бюджете дополнительно 184 млн. грн. Из каких источников? Разработчики, вопреки статье 27 Бюджетного кодекса Украины, не указали их. Но президент закон подписал, и с 13 января в центрах занятости началось настоящее светопреставление.

Крестьяне до сих пор не могут понять: как правительство с президентом мгновенно «перелицевали кожух», сделав их, фактически безработных, трудоустроенными и обеспеченными? Без справки из центра занятости они теряли право на получение субсидий, социального пособия для малообеспеченных семей... Некоторые сельские советы, чтобы помочь односельчанам, приняли абсурдные решения: «всех жителей села не считать членами ЛСХ», «Закон «О личном селянском хозяйстве» признать недействительным на территории села Кацаповка (Хохловка, Хоружевка...)».

Мятежная волна докатилась и до столицы. 25 февраля Кабмин, чтобы хоть частично спустить ее через «шлюзы», принял постановление, которым изменил порядок регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан, занятых поисками работы, и безработных. Центрам занятости разрешили ставить на учет лиц, проработавших в течение последнего года не менее 26 недель, несмотря на то, что они являются членами ЛСХ. В этой уступке был трезвый расчет: почти 80% сельских тружеников работают на стройках, в других организациях полулегально, получая зарплату в конвертах. Разумеется, их тоже отсекали от государственной помощи.

Не дремали и депутаты. Из восьми законопроектов слепили один — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно занятости членов личных селянских хозяйств» Сергея Гордиенко и Валентина Матвеева. При подготовке законопроекта ко второму чтению депутат Олег Шевчук внес предложения и поправки, дублирующие и, собственно, узаконивающие положения упомянутого постановления Кабмина. В результате многих дискуссий, вопреки настояниям фракции БЮТ, Верховная Рада 6 апреля на внеочередном пленарном заседании приняла закон в первозданном виде.

Собственно, закон вернул статус-кво статьям законов Украины «О занятости населения» и «О личном селянском хозяйстве» относительно занятости членов ЛСХ, действовавшим до вступления в силу пресловутого «антикризисного» закона. И определил, что отныне к занятому населению относятся «члены личных селянских хозяйств, деятельность которых осуществляется в соответствии с Зако­ном Украины «О личном селянском хозяйстве», и «если работа в этом хозяйстве для них является основной и расчетный месячный доход на одного члена равен или превышает размер минимальной заработной платы».

И хотя действующее законодательство не связывает занятость с размером получаемого селянами дохода, я поддерживаю идею авторов. Поскольку в вопросах социальной защиты крестьян — конь не валялся. Прочтите Инструкцию по ведению хозяйственного учета в сельских, поселковых и городских советах, утвержденную приказом Госкомстата от 18 апреля 2005 года №95: все члены семьи и родственники лица, которому выделен земельный участок для ведения ЛСХ, считаются членами этого хозяйства, независимо от того, занимаются они его ведением с соответствующим получением дохода или нет. При этом подача заявлений о выходе из хозяйства законодательством не предусмотрена.

Следовательно, «номинальные» члены ЛСХ, фактически не имея места работы и заработка, не имеют права обращаться в поисках работы в государственную службу занятости и не могут признаваться безработными.

Еще одно обстоятельство, свидетельствующее о том, что необходимо учитывать месячный доход члена ЛСХ, чтобы он не выпал из категории занятых граждан. Размеры земельных участков в разных регионах Украины не дают реальной возможности ни обеспечить фактическую занятость членов ЛСХ, ни получить доходы от ведения хозяйства, достаточные для нормальной жизни.

И когда Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно занятости членов личных селянских хозяйств» попал на подпись к президенту, тот его отклонил. Виктор Андреевич, как и я, натолкнулся на антиконституционный «месячный доход». Гарант не позволил ревизовать статью 24 Конституции Украины, согласно которой граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Ющенко повторил тираду: не может быть привилегий или ограничений, в частности, по признакам имущественного положения (части первая и вторая), ведь для остальных категорий граждан принадлежность к занятому населению не связывается с размером получаемого ими дохода.

Но, главное, думаю, остановила президента… сумма — около 430 млн. грн. на реализацию положений закона. Адресовались они для предоставления материальных выплат на случай безработицы почти 200 тыс. незастрахованных лиц, что существенно опустошило бы Фонд общеобязательного государственного социального страхования.

Конечно, это — право президента: заботиться о сбалансированности бюджета фонда, не допускать задолженности по выплатам… Так же, как и, не будучи Лобачевским, уяснить: 184 млн. грн. (заложенные в подписанном Законе «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения») — это меньше, чем 430 млн. (в отклоненном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно занятости членов личных селянских хозяйств»).

Что касается руководительницы высшего органа исполнительной власти, то Кабмин заранее подготовился к социальным притеснениям членов ЛСХ. Верстая бюджет на 2009 год, правительство заложило в смете «экономию» на крестьянах. И законодательно добилось ее.

Вот вам и все папины-мамины объяснения в любви к крестьянству…

Не спорю: в сложные времена нужно экономить. Разумеется, на нуворишах где сядешь, там и слезешь. А вот селян можно взять голыми руками. Хорошо, поймали! Но что им предложили взамен? Растолковали, как легализоваться, «приписаться» в Пенсионный фонд, другие социальные институты? Тишина!

Беда в том, что мы до сих пор не выстроили фискальную идеологию для аграриев. Ее архитектонику обрисовали народные депутаты Сергей Терехин с Олегом Юхновским в Законе №1878-IV «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно налогообложения сельскохозяйственных предприятий и поддержки социальных стандартов их работников», который Верховная Рада приняла 24 июня уже далекого 2004 года.

Что он предусматривал? Переход аграрных формирований на более прозрачную, понятную систему налогообложения. А изменения и дополнения к законам «О налоге на добавленную стоимость», «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» и «Об обязательном государственном пенсионном страховании» назвали прогрессивными, альтернативой действующей налоговой политике.

Собственно, сельхозпроизводители — юридические лица с 2005 года перешли на отчисления в Пенсионный фонд и фонды социального страхования от фонда оплаты труда по специальной ставке. Такая договоренность была достигнута с Министерством финансов, Пенсионным фондом и профильными комитетами Верховной Рады, в результате чего в проекте госбюджета появилась целевая строка — компенсаторные 1,2 млрд. грн. Пенсионному фонду.

Этой системой постепенно можно было бы охватить и членов ЛСХ. Однако за минувшие годы никто из законодателей и членов правительства не вбросил на крестьянское пенсионно-социальное поле ни зернышка. Преградой считаю и паллиативный фиксированный налог, другие атавистические преференции в АПК, которые только тормозят движение вперед. Единственное, чем крестьянин наполняет казну, — это плата за землю. На этом диалог с государством резко обрывается.

Продолжить его — общественный, цивилизованный, паритетный — намеревается народный депутат Роман Ткач, автор взаимосвязанных законопроектов: «О внесении изменений в Закон Украины «О личном селянском хозяйстве» и «О едином налоге для членов личного селянского хозяйства». Их философия коренным образом отличается от действующего законодательства.

— Считаю ошибкой увязывать занятость члена личного селянского хозяйства с количеством земли и доходом. Во-первых, ЛСХ может топтаться на 25—40 сотках и вольготно чувствовать себя на 25—40 гектарах. Ограничений нет. Во-вторых, в зависимости от размера земельного участка колеблются и доходы.

Сравним небольшие наделы в моем родном Прикарпатье и луганские, херсонские просторы… Доход на селянскую душу в Ивано-Франковской области — 40 гривен. Во сколько раз он меньше минимальной зарплаты? В пятнадцать! Следовательно, хозяин с семьей автоматически становятся безработным… А мы пишем законы и говорим: «Роман! Ты — сознательный, в стране — кризис. Как ты можешь в такое трудное время обращаться за справкой на субсидию?»

Что касается доходов, то крестьянин традиционно считал выручку с огорода неким приварком. Но чтобы делиться ним еще и с государством... С какой стати? Какая помощь ему от него? На протяжении пяти лет со дня принятия Закона Украины «О личном селянском хозяйстве» правительство не разработало ни одной адресной программы. Но даже работай они, средства вряд ли дошли бы до крестьян: нет механизмов учета и отчетности получателей государственной поддержки.

Вот и получается: в агропромышленный сектор в прошлом году вбухали рекордную сумму бюджетной поддержки. Но ею воспользовались исключительно сельскохозяйственные товарные предприятия.

Еще одним недостатком Закона «О личном селянском хозяйстве» является отсутствие социальных гарантий для членов ЛСХ. До 13 января 2009 года им гарантировали право на всеобщее пенсионное и социальное страхование. А кто платил взносы за членов ЛСХ, не работавших по трудовым соглашениям? Никто!

В новой редакции статьи 9 Закона Украины «О личном селянском хозяйстве» содержится предложение распространить общеобязательное государственное пенсионное страхование на членов личных селянских хозяйств. Но, согласно статье 11 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», члены ЛСХ не относятся к кругу лиц, подлежащих этому виду страхования. Юристы утверждают, что крестьяне по основным экономическим признакам своей деятельности относятся как раз к числу лиц, имеющих право на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. Как бы мы ни ходили кругами вокруг этого закона, мы постоянно спотыкаемся о камень с надписью «лишенные социальной защиты».

Следовательно, чтобы урегулировать деятельность ЛСХ в современных условиях, нужно изменить действующий закон. Я предлагаю каждому незанятому крестьянину, который, работая на земельном участке, предоставляя услуги сельского зеленого туризма, получает определенные доходы и думает о завтрашнем дне, пенсии, социальном страховании, добровольно зарегистрироваться в государственной налоговой службе. Но не юридическим лицом или частным предпринимателем, а именно как член ЛСХ, поскольку ведение последнего является основной, но не предпринимательской деятельностью. Это — особый статус плательщика единого налога, позволяющий принимать участие в общеобязательном пенсионном и социальном страховании и получать государственную поддержку.

Как именно? Это регламентируется в законопроекте «О едином налоге для членов личного селянского хозяйства». Какова ставка налога? Предлагаю «вилку»: от 500 гривен до полторы тысячи в год, которые крестьяне будут платить ежеквартально. Сумму налога в каждом селе определяет местная власть.

Налогоплательщики перечисляют общую сумму на отдельный счет отделений Государственного казначейства Украины, которые распределяют их так: 45% — в местный бюджет, 40 — в Пенсионный фонд и 15% — на общеобязательное социальное страхование (в том числе 5% — в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности). Таким образом крестьянин вступает в диалог с государством.

Приняв и реализовав эти законы, мы обеспечим конституционные права 1,5—2 миллиона граждан Украины, занятых личным селянским хозяйством. Кроме того, за счет уплаты единого налога для членов ЛСХ увеличатся доходы прежде всего сельских и поселковых бюджетов, требующих сегодня наибольшей поддержки.

Законопроекты прогрессивные. Да, можно спорить о предлагаемых ставках налога, а можно было бы, на мой взгляд, вообще не указывать конкретных цифр, чтобы в период кризиса их не восприняли как очередное выкачивание денег из селян. Можно обойтись формулировкой: член ЛСХ платит раз в год сумму налога в зависимости от финансовых доходов. Но проблема существует, проблема запущенная, и хотя бы первые шаги по ее решению делать необходимо.

Крестьянам надоело слышать со всех сторон упреки в свой адрес — социальные иждивенцы! Они хотят стать полноправными членами украинского общества.