UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕ ДЕЛИТЕ ИНВАЛИДОВ НА «ЧЕРНЫХ» И «БЕЛЫХ»

Основы правовой защиты инвалидов в нашей стране были заложены в принятом 21 марта 1991 года законе «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»...

Автор: Виктор Костюк

Основы правовой защиты инвалидов в нашей стране были заложены в принятом 21 марта 1991 года законе «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине». Уже в его преамбуле было заявлено, что инвалидам предоставляются равные со всеми остальными гражданами возможности для участия в экономической, политической и социальной жизни общества, создаются необходимые условия для полноценного образа жизни в соответствии с индивидуальными способностями и интересами. Абсолютно логично, что это равенство должно обеспечиваться предоставлением данной категории граждан, их общественным организациям, предприятиям соответствующих льгот. Ибо именно они являются той социальной гарантией, которая позволяет инвалидам фактически выживать и обеспечивать свои насущные потребности. Однако то, что абсолютно логично в теории, осложняется множеством неприятных нюансов на практике…

В первые годы после обретения Украиной независимости ничто, казалось, не предвещало нынешних проблем. Согласно принятому 26 декабря 1992 года декрету Кабинета министров «О налоге на прибыль предприятий и организаций», все общественные организации инвалидов, их предприятия были поставлены в равные условия. То есть предоставленные статьей 7 декрета налоговые льготы распространялись на всех без исключения. Немаловажно и то, что декрет был документом прямого действия — он содержал в себе механизм налогообложения. Предоставленные государством льготы создавали условия для развития производственных предприятий, общественных организаций инвалидов и таким образом обеспечивали возможности для поддержки работников- инвалидов; по существу, решалась проблема их трудоустройства.

Этот же подход сохранился и в законе о налогообложении прибыли предприятий в редакции 1994 года. По сути, им предусматривались две важные льготы для предприятий, использовавших труд инвалидов. В соответствии со ст. 9, к производственным затратам, которые относятся на себестоимость продукции, законодатель причислил расходы на перевозку работников- инвалидов первой и второй групп к месту работы и назад независимо от наличия маршрутов пассажирского транспорта общего пользования. Еще одна особенность налогообложения этих специфических субъектов хозяйствования была установлена ст. 10 — суммы налога на прибыль уменьшались, во-первых, до 50 процентов — для возмещения затрат предприятия на закупку и установку специального оборудования для обеспечения работы инвалидов первой и второй групп, которые состоят с ними в трудовых отношениях; во-вторых, до 100 процентов — для возмещения затрат предприятий общественных организаций инвалидов, зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством, где инвалиды составляют более 50 процентов общей численности работающих в основном производстве, и ориентированных на социально-трудовую и медицинскую реабилитацию работающих инвалидов.

Принятая 22 мая 1997 года новая редакция этого закона, хотя и в несколько измененном виде, сохраняла льготы. Так, пунктом 7.12.1 от налогообложения освобождалась прибыль предприятий, учрежденных всеукраинскими общественными организациями инвалидов и являющихся их полной собственностью, которая была получена от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением подакцизных товаров, посреднической деятельности, игрового бизнеса). Такая льгота распространялась только на предприятия, где инвалиды составляли на протяжении отчетного периода не менее 50 процентов общей численности работающих, а фонд оплаты их труда — не менее 25 процентов общей суммы затрат на оплату труда, относящихся на валовые затраты. Однако…

Вскоре этот важный инструмент социальной и правовой защиты был упразднен. Многочисленные изменения к закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий», а их уже больше 30, привели к существенным изменениям в налогообложении предприятий общественных организаций инвалидов. 4 ноября 1997 года парламент утвердил новую редакцию пункта 7.12.1 закона, где, на первый взгляд, сохранены условия предоставления вышеупомянутой льготы предприятиям, основанным всеукраинскими общественными организациями инвалидов. Но только на первый взгляд, ибо редакция части 2 этого пункта сводит благие пожелания законодателя, по существу, на нет: перечень всеукраинских общественных организаций инвалидов, на предприятия которых распространяется эта льгота, утверждается Кабинетом министров Украины. Таким образом, вопреки принципу равенства всех объединений граждан перед законом, то есть статьи 36 Конституции Украины, допускается предоставление льгот только отдельным из них.

В законе нет никаких условий и критериев, по которым должен был составляться кабминовский перечень. Поэтому большинство предприятий общественных организаций инвалидов стали заложниками решения правительства от 27 июля 1998 года, утвердившим его по собственному разумению.

Этим решением установлено, что всеукраинскими общественными организациями инвалидов, предприятия которых освобождаются от уплаты налога на прибыль с операций от продажи товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 7.12.1 закона «О налогообложении прибыли предприятий», являются Украинское общество глухих, Украинское общество слепых и Союз организаций инвалидов Украины. Несомненно, их предприятия должны иметь налоговые льготы. Несомненно, продукция этих предприятий должна быть включена в госзаказ, они имеют право на финансовую поддержку из госбюджета. Но возникает логичный вопрос: а как быть с предприятиями других общественных объединений инвалидов?

В этой связи следует напомнить, что на территории Украины действует свыше 25 таких организаций и большинство из них имеют свои предприятия, на которых также работают инвалиды. Фактически эти люди поставлены в дискриминационные экономические, социальные и правовые условия. Может быть, кого-то в правительстве обуревает сильное желание согнать всех инвалидов под крышу трех инвалидских организаций, однако непонятно, насколько все это согласуется с конституционным принципом свободы объединения граждан в общественные организации для защиты своих прав и свобод и, в более широком плане, с принципами демократического государственного устройства…

По сути, своим, мягко говоря, избирательным подходом наше правительство поделило на «белых» и «черных» не только общественные организации инвалидов, но и самих инвалидов, что противоречит духу и букве Конституции. Ведь ст. 21 предусматривает, что все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах, а ст. 24 закрепляет принцип равности конституционных прав перед законом.

Именно Конституция Украины является Основным Законом, которому должны соответствовать все остальные нормативно-правовые акты. Поэтому очень актуальным сейчас является вопрос о необходимости приведения ст. 7 закона «О налогообложении прибыли предприятий», а также подзаконных актов в соответствие с ее требованиями. На наш взгляд, эту проблему в значительной степени решает внесенный на рассмотрение Верховной Рады депутатом В.Сушкевичем проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности общественных организаций и их предприятий». Вместе с тем, для предприятий общественных организаций инвалидов, как, к слову сказать, и для самих инвалидов, наиболее подходящим вариантом было бы принятие таких изменений к упомянутому закону, которые бы, во-первых, учитывали интересы всех общественных организаций инвалидов; во-вторых, содержали четкие и понятные льготы, касающиеся налогообложения прибыли; в-третьих, предусматривали прозрачный механизм применения льгот; в-четвертых, предупреждали злоупотребление этими льготами со стороны тех субъектов хозяйствования, которые не имеют отношения к общественным организациям инвалидов. Одним словом, чтобы принятые изменения не содержали отсылочных норм. Такой подход должен быть сохранен и при предоставлении общественным организациям инвалидов поддержки за счет средств государственного бюджета.

Еще одним важным направлением деятельности должно стать налаживание сотрудничества между органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями инвалидов. Речь идет прежде всего о создании при органах государственной власти и местного самоуправления консультативных групп из числа представителей общественных организаций инвалидов, самих инвалидов — специалистов по праву, экономике, социальным проблемам, которые проводили бы экспертизы проектов нормативно-правовых актов и готовили бы соответствующие рекомендации для принятия наиболее правильных и взвешенных решений. Кроме того, сегодня как никогда остро стоит вопрос о создании на государственном уровне органа (возможно, при Президенте Украины), который бы занимался исключительно проблемами инвалидов. Именно он мог бы, во-первых, координировать работу названных консультативных групп; во-вторых, проводить аналитическую работу, касающуюся положения инвалидов в Украине; в-третьих, разрабатывать для Президента, других субъектов законодательной инициативы рекомендации, рассматривать жалобы и т.д.

По большому счету, необходимость усиления правовой защиты инвалидов диктуется плохой информированностью этой категории граждан о своих правах и льготах, закрепленных большей частью на подзаконном уровне, то есть решениями исполнительной власти. Таких актов в данное время насчитывается свыше ста (!), причем некоторые из них были приняты еще до вступления в силу Конституции. Что же касается законов, то ими регулируется лишь незначительная часть вопросов социальной защиты инвалидов, скажем, права инвалидов войны, труда, но до сих пор не урегулированы, к примеру, вопросы, касающиеся правового статуса инвалидов с детства. Поэтому сейчас весьма актуальна проблема кодификации социального законодательства и создания на этой основе единого законодательного акта — Социального кодекса. Именно в нем следует определить вопросы социальной и правовой защиты инвалидов, а главное — их права и свободы, гарантии их реализации и защиты.