UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАЧИНЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИЙ СЛОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПИРОГА

Михаил КОЛОМИЕЦ Говоря о развитии, связисты всегда вспоминают о пирамиде, состоящей из трех основных частей...

Автор: Михаил Коломиец

Михаил КОЛОМИЕЦ

Говоря о развитии, связисты всегда вспоминают о пирамиде, состоящей из трех основных частей. Верхняя - международная связь, средняя - городская и нижняя - сельская. Смысл существования пирамиды заключается в том, что чем выше слой, в котором вы работаете, тем выше ваша прибыль и тем меньше денег необходимо вкладывать.

Верхний - самый лакомый - слой этого пирога в Украине уже начинен, разрезан и разложен по тарелкам: в 18 областных центрах страны работают современные международные телефонные станции, в остальных семи в скором времени начнут работать, прокладываются кабели, и скоро, звоня за границу, вы перестанете слышать эхо собственного голоса, что вызвано использованием спутниковой связи. В общем, доклады связистов об успехах украинской международной связи вполне обоснованно построены «под бодрячка» с горделивыми интонациями энтузиастов. Самые большие куски верхней части пирога достались американской AT&T, традиционно входящей в пятерку наиболее богатых компаний мира среди тех, кто занимается легальным бизнесом.

Теперь своего развития ждут городские телефонные сети, без которых самая отлаженная международная связь теряет смысл: кто же согласится на телефон, пусть и хороший, но работающий только на международных линиях?

Желания клиента пока остаются его капризами

Телекоммуникационно развитая среда предполагает возможность такого заявления: «Хочу восемь телефонных линий и одну прямую с Антарктидой». Посмеиваясь над причудами клиента, телефонная компания выполняет его заказ в течение дня и заносит его имя в список поздравляемых на Рождество.

В Украине телефонные компании пока еще не готовы выслушивать такие пожелания клиента: отвечая ему, сложно удержаться в рамках нетабуированной лексики.

Развитие городских сетей происходит в нашей стране со всеми присущими украинскому бизнесу особенностями. Лидером по специфичности является Киев, и объяснение этого факта содержится в ответе на вопрос, сколько платит упрямый, если скупой платит дважды.

Телефонная сеть Киева представляет собою богатую диссонансную палитру. Есть так называемая ВЧ-связь - это уровень Президент-премьер, далее по элитарности идет «сотка» (не путать с сотовой связью, название которой происходит от медовых сот, хотя не уверен, содержится ли здесь намек на прибыльность данного вида связи) - предположим, для разговоров премьера с министром, затем «десятка» - министр-директор, станции 220 и 226, также предназначенные в первую очередь для «своих». Вообще, есть много чего, например, сеть «Искра», планировавшаяся для телефонной связи партийных работников и достаточно эффективно приспособленная Национальным банком для создания системы межбанковских расчетов. Ну, и все остальное, в том числе до сих пор работают еще станции, где барышня-телефонистка, демонстрируя иллюзионистскую ловкость, соединяет абонентов с помощью штекеров на коммутационном щите.

Развитие всего этого великолепия происходит со скрипом. Попытки «Киевэлектросвязи» наполнить содержанием ставший уже привычным лозунг - «привлечение иностранных инвестиций» следует считать скорее неудачными. В прошлом году на Троещине, в крупнейшем «спальном» районе Киева, заработала немецкая станция на 15 тысяч номеров. Пять тысяч из них планировалось продать желающим по 300 долларов за номер, что тогда стоило 15 миллионов карбованцев. Этому предшествовало решение Кабинета министров, которое было признано революционным: для развития телекоммуникаций можно использовать средства фирм и граждан, то есть, другими словами, телефон не обязательно должен быть бесплатным.

Однако эти благие намерения в основном пошли на облицовку дороги, ведущей в ад. «Киевэлектросвязь» по-прежнему вынуждена продавать троещинские номера по 15 миллионов, что, как сами понимаете, несколько дешевле 300 долларов. Таким образом, расплата с немцами представляет большую проблему, а из этого следует, что еще две практически готовые немецкие станции в Киеве пребывают в нерабочем состоянии.

Можно с известной долей вероятности предположить, что людям, распределяющим сейчас телефоны, досадно потерять такую возможность, дающую власть и влияние. Во всяком случае, «Киевэлектросвязи», обивающей пороги Кабинета министров в попытках добиться того самого революционного решения, пришлось ждать. Уже готовое прошлой весной решение Кабинета было отложено до августа, потому что выборы происходили в июле, и планы заменить распределение телефонов их продажей каким-то образом могли повлиять на результаты голосования...

Но хотя упрямый продолжает платить свою специально для упрямых определенную цену, прогресс берет свое (ура!), и телекоммуникационная жизнь достаточно бурно развивается вне метрополии.

Рецепт начинки

По мнению министра связи Украины Валерия Ефремова, телекоммуникационные проекты, планируемые и осуществляемые в областях, могут привести к тому, что в конце концов в стране будет слишком много хорошего оборудования. А это - дополнительные трудности в его обслуживании и согласовании между собой.

Валерию Ефремову эта проблема должна быть знакома очень хорошо. До того как занять в августе нынешнего года министерское кресло, он руководил «Харьковтелекомом». В Харькове же с 1992 года городские сети развиваются, используя широкий спектр оборудования: здесь работает городская станция французской Alcatel, вскоре должны заработать станции AT&T и немецкой Siemens, используется также отечественная «Кварц». Деньги для установки и запуска оборудования находят простым и, видимо, единственно эффективным способом: собирают их с будущих абонентов.

Не сидят сложа руки и в других областных центрах. Крупный - на 50 миллионов долларов - контракт с корейской Gold Star подписан с Луганском; по всей видимости, Донецк подпишет контракт с корейской Daewoo; очень активно подбирается к Николаеву и Херсону шведская Ericsson.

Кроме того, следует, конечно же, оказать поддержку своим днепропетровскому «Днепровскому машиностроительному заводу», который недавно получил сертификат Министерства связи на свою станцию С-32. В.Ефремов пообещал, что он сделает все возможное, чтобы хотя бы одна С-32 была установлена в каждой области.

Министерство связи, судя по словам министра, пока не будет применять жестких административных мер и собирается ограничиться разъяснительной работой с главами областных администраций, уговаривая их быть внимательнее к советам министерства в использовании телекоммуникационного оборудования. А предпочтение должно быть отдано уже проверенным партнерам - AT&T и Siemens.

Неизвестно, послушаются ли местные начальники министра, но можно смело прогнозировать, что недалек тот час, когда звон телефонов в Украине станет оживленнее, независимо от того, где эти телефоны будут произведены.

Нашим гражданам следует звонить друг другу как можно чаще и говорить в трубку слова как можно более проникновенные. Поверьте, вы помогаете экономическому и, в частности, телекоммуникационному развитию страны.