UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА РЫНОК ТРУДА УПАЛА ТЕНЬ...

В «добрые совковые» времена неработающих у нас и называли по-другому, и поощряли по-особому (согласно соответствующей статье Уголовного кодекса Украинской ССР)...

Автор: Ольга Ваулина

В «добрые совковые» времена неработающих у нас и называли по-другому, и поощряли по-особому (согласно соответствующей статье Уголовного кодекса Украинской ССР). Теперь, после провозглашения курса на рыночные преобразования, отношение к ним коренным образом изменилось. Отменена карающая статья, раз и навсегда отправлена в архив установка «кто не работает, тот не ест», начал формироваться рынок труда.

На сегодняшний день статус безработного имеют более 200 тысяч наших соотечественников. По данным Министерства труда, скрытая безработица в стране составляет около 35 процентов, по отдельным промышленным регионам - 40 процентов. К концу года на украинском рынке ожидаются «обильные осадки» в виде 400 тысяч безработных и 1,5 миллиона ищущих работу. Волна же скрытой безработицы может «смыть» целых 25 процентов рабочей силы.

Согласно закону сохранения энергии, ничто не исчезает бесследно и не возникает ниоткуда. То же самое можно сказать и о рынке труда: на его «прилавках» - «товар», предлагаемый государственной системой занятости, под «прилавками» - невостребованная рабочая сила и «мозги», самореализующиеся в теневой экономике.

Теперь о самих «прилавках». Еще несколько лет назад на государственном уровне активно проводилась политика тотальной занятости населения. Интенсивно создавались новые рабочие места - зачастую без учета потребностей производства, по принципу «трудоустройство ради трудоустройства». В ценах начала 1994 года одно такое «местечко» обходилось государству в 32 миллиона карбованцев.

С попыткой вхождения в рыночную экономику подобная благотворительность не оправдывает себя. На данном этапе концепция политики занятости такова: создать необходимые условия человеку для того, чтобы он самостоятельно сумел найти свое «место в жизни». В свете этой концепции при службах занятости создаются центры переквалификации и обучения, на что из госказны в этом году выделено 6 триллионов карбованцев. На социальную защиту безработных, а попросту говоря, на выплату пособий уйдет около 8 триллионов в национальной валюте. А вообще на реализацию государственной программы занятости в этом году в госбюджете предусмотрено 18,6 триллиона. Эта мизерная сумма не может удовлетворить глобальные запросы системы занятости.

Специалисты Минтруда и Республиканского центра занятости разработали ряд принципиальных дополнений к Закону о занятости. Одно из них - отказ от расчета размера пособия из минимальной заработной платы. В новом варианте закона, который, как предполагается, будет вынесен на рассмотрение Верховного Совета в июне, предусмотрено начисление пособий из расчета необлагаемого минимума (уже сегодня пособие по безработице выплачивается из расчета физиологического минимума - 1450 тысяч карбованцев). Кроме этого новшества, специалисты-трудовики предлагают ответственность за выплату компенсаций переложить на службы занятости, сняв обязательства по выплате выходных пособий с предприятий, т.к. они все равно не в состоянии их выполнять.

Также в законодательство планируют ввести определение частичной безработицы. Это предложение прошло апробацию в Международной организации труда (МОТ). По предварительным данным, статус частичного безработного с соответствующими льготами должен быть присвоен примерно 700 тысячам граждан страны. Но из-за сокращения отчислений в Фонд занятости с 3 до 1 процента (согласно Указу Президента от 28 декабря 1994 года) финансовое обеспечение данного статуса становится проблематичным. Если даже видоизмененный закон начнет действовать с середины года, он «съест» 15 триллионов карбованцев...

Несмотря на осадное финансовое положение, государственная служба занятости делает все возможное, дабы облегчить удар безработицы по населению. Лицевая сторона вопроса ясна. Посмотрим на оборотную. Почему здоровые трудоспособные люди обращаются в центры занятости? Уповать на них, как на последнюю инстанцию в решении своих проблем, не приходится. Во-первых, предлагаемые на официальной бирже труда вакансии в основном рассчитаны на неквалифицированную рабочую силу. Спрос же на дипломированные «мозги» в наше время базарно-рыночных отношений резко снизился. Во-вторых, заработная плата в госсекторе - а именно туда поставляет рабочий материал система служб занятости - как правило, не может удовлетворить физиологических потребностей нормального человека. И все же, невзирая на эти «минусы», популярность центров занятости в народе не падает. Почему? Ответ до банальности прост: запись в трудовой книжке, непрерывный стаж, как подстраховка своей будущей пенсии, да еще какие-то гроши на хлеб.

Получив желанный статус «невостребованного» на рынке труда, большинство сограждан трудоустраиваются в теневом секторе - в основном это экономический туризм и сфера обслуживания. А так как в нашей стране система налогообложения находится в эмбриональном состоянии и контроль за данной категорией граждан практически отсутствует, бояться им нечего. Самое печальное, что может произойти, - какой-нибудь завистливый сосед или же социальный работник «застукает» безработного за «работой». В этом случае его лишат пособия и взимут штраф «за обман государства» в размере одной или двух компенсаций, которые он получал, имея «левый» доход. И все.

Специалисты обеспокоены существованием нелегального рынка труда. Государство не получает весомую часть налогов из неофициальной сферы производства и услуг, следовательно, не хватает средств на финансирование социальных программ, в том числе и занятости. Еще одна проблема - деквалификация занятого теневой деятельностью специалиста. Торгующий шоколадками хирург через полгода не сможет взять скальпель в руки... Однако, по мнению экспертов МОТ, в теневом секторе человек просто получает другую специальность, в данном случае - торговую.

Действенных мер, направленных на минимизацию объемов теневого сектора, государство на данном этапе принять не в состоянии, тем более, что его существование обусловлено объективными причинами. Остается лишь философствовать на данную тему, что несколько напоминает разговор о вреде курения с сигаретой в зубах...

Итак, по большому счету, безработицы в Украине нет. Вернее, она имеет место быть лишь в госсекторе и то в извращенном варианте: предлагаемые вакансии не находят спроса. Дипломированный специалист вряд ли согласится на неквалифицированный труд. Впрочем, если бы за него хорошо платили, возможно, и «черная» работа была бы желанна.

Анализируя состояние украинского рынка труда, приходишь к выводу - главная проблема не в отсутствии работы, а в оплате труда. Ибо лучше получать пособия по безработице в размере 2 миллиона карбованцев, чем зарплату в том же эквиваленте... Председатель отдела социально-трудовых отношений при Кабинете министров Украины Владимир Тимофеев считает, что стабилизировать ситуацию на рынке труда можно лишь комплексным решением ряда социально-экономических вопросов: реанимирование производства, действенная система налогообложения, реформа оплаты труда. Впрочем, об этом сегодня говорят все. Однако воз и ныне там...