UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕНЬШЕ ТОВАРОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ,

или Курение как следствие аварии на Чернобыльской АЭС Принятый в конце прошлой недели Закон «О не...

Автор: Юрий Крот

или Курение как следствие аварии на Чернобыльской АЭС

Принятый в конце прошлой недели Закон «О некоторых вопросах налогообложения подакцизных товаров», отменив льготы на импорт для «чернобыльских» организаций, в сущности, является попыткой отвоевать отданные некогда в аренду (почти как у Задорнова) метры государственной границы. По недомыслию или по небескорыстному умыслу были отданы в аренду эти самые метры в незапамятную эпоху раннего индепенденса - сейчас значения не имеет. Важно, что через них на территорию страны безданно-беспошлинно провозились товары, дани и пошлины на которые теоретически могли бы сформировать бюджет трех-четырех среднеразвитых стран.

Речь, в частности, идет о том, что статьей 61 Закона о социальном статусе граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, таковым гражданам, а также их объединениям и фондам были предоставлены льготы невиданных масштабов. Эти объединения, фонды и предприятия освобождались от всех видов налогов. Законодатели, разумеется, тогда рубанули с плеча: таких «приятных» форм налогообложения, как акциз, таможенная пошлина, НДС и прочая, еще не было и в помине, а существовал только так называемый налог с оборота. Прольготированные же авансом на много лет вперед «чернобыльцы», понятное дело, момента не упустили и посвятили себя наиболее прибыльному делу: импортированию спиртного, сигарет, автомашин и прочих товаров, которые в цивилизованных странах облагаются налогами весьма плотно. Позднее же, когда и наша налоговая система стала приобретать более-менее цивилизованные формы и появились на свет акцизы вкупе с пошлинами и НДС, статья 61 продолжала действовать и де-юре освобождала от них «чернобыльские» предприятия.

Таков в самом общем виде ответ на вопрос, почему у нас до сих пор так дешевы импортные сигареты, которые так дорого стоят «у них», и откуда у бритоголовых пэтэушников лихо разъезжающие по городам и весям иномарки. Впрочем, задавать подобные вопросы сейчас уже поздно, ибо поезд с дешевым импортом, ведомый чернобыльским локомотивом, ушел навсегда: вышеупомянутым законом Верховный Совет отменил предусматривавшиеся статьей 61 льготы.

Не стоит приводить цифры с огромным количеством нолей, выражающие потенциальные потери бюджета от слишком длительного действия этих льгот. Коммерсантов подобная статистика способна только рассмешить: они утверждают, что, не будь таких лазеек в законе, никто и не занимался бы ввозом столь ходовой на рынке продукции, как импортное спиртное и табачные изделия. Важно другое: реакция на это решение ВС будет шумной и неоднозначной. Ведь, во-первых, «чернобыльцы» делали благое дело, обеспечивая наш не избалованный высокими доходами народ дешевым товаром, хорошим и разным. Ни для кого не секрет, что при уплате импортерами всех законных пошлин, налогов и сборов цена на пачку сигарет среднего качества просто не может быть ниже двух долларов, а скорее всего, по расчетам работников налоговых инспекций, будет колебаться на уровне $5 - $6. Тому виной украинские драконовские акцизы.

Кстати, ведущие импортеры, а также известные зарубежные консалтинговые компании не раз предлагали их пересмотреть. Так, в частности, «Делойт и Туш» провел исследование возможных путей увеличения доходов госбюджета от налогообложения табачных изделий и опубликовал его результаты. Согласно этому документу, необходимо изменить базу обложения акцизом импортных сигарет: облагать не таможенную стоимость партии, а количество ввозимых единиц товара, то есть вместо взимания 150% таможенной стоимости партии взимать $2 на 1000 штук сигарет. Таким же образом, по мнению экспертов фирмы, следует изменить и ставку таможенного сбора: вместо 30% таможенной стоимости установить ее в размере $3 за ту же тысячу ввозимых изделий. В этом случае эксперты «Делойт и Туш» предсказывают приток в бюджет до $324 млн. дополнительных денег в течение последующих пяти лет.

Говорят, что подобный законопроект уже внесен в парламент. Но, учитывая скорость рассмотрения такого рода инициатив, легко предположить, что до слушания оного на пленарном заседании утечет еще много воды. Точнее - потенциально бюджетных денег.

Во-вторых, еще задолго до принятия парламентом кардинальных мер по перекрытию источников дешевых сигарет и спиртного налоговики утверждали, что льгота 61 статьи - вовсе не льгота, а лишь своеобразно понятая игра слов: той же статьей предусматривается, что не облагаемые налогом товары должны приобретаться исключительно для собственных нужд «чернобыльских» предприятий. Но, несмотря даже на многочисленные иски (ответчиков в налоговых инспекциях благоразумно не называют: мол, сами понимаете, какие силы за ними стоят), в открытое наступление госорганы решились перейти только недавно. Тотчас после вступления в силу последнего президентского указа об акцизных марках, запретившего ввоз на территорию Украины товаров без таковых с 15 октября, зампред Госкомтаможни Александр Егоров составил письмо с запретом растамаживать немаркированные подакцизные товары в случае, если их получатели ссылаются на статью 61. После продолжительной и изнурительной борьбы со многими организациями, в том числе и с признавшей письмо незаконным Генпрокуратурой, документ Гостаможней был отозван. Тут-то и выложил козырного туза Верховный Совет, отменив льготы.

Однако парламентарии не только перекрыли кислород импортерам, но еще и обязали Генпрокуратуру и Главную государственную налоговую инспекцию проверить использование полученных от беспошлинного импорта средств. И хотя закон вступает в силу лишь с 1 января будущего года, многие фонды самоликвидируются уже сейчас. Что однозначно свидетельствует: деньги пошли отнюдь не в кружку для бедных. По не проверенным, но усиленно циркулирующим в коридорах налоговых инспекций данным, не будут существовать Фонд содействия развитию искусств и Фонд делового сотрудничества в Украине.

По логике потребителя, фонды не виноваты, ибо тот не бизнесмен, кто не использует противоречия в законодательстве в своих целях. Но факт остается фактом: акцизных льгот в Украине больше нет. Следовательно, будет меньше товаров, хороших и разных. К тому же, по словам сотрудников аппарата комиссии ВС по вопросам финансов и банковской деятельности, с начала будущего года плательщиками акцизов и прочих таможенных сборов станут и физические лица, то есть те самые «чернобыльцы», которые до сего дня практически беспрепятственно ввозили в Украину подакцизные товары (прежде всего авто) как частные лица. Таким образом, закрывается лазейка и для «челноков». Но специалисты по изысканию путей найдутся, ибо, как известно, ключ замка сильнее. А услуги их будут стоить дороже. Поэтому жаль, что предлагаемые зарубежными специалистами пути оптимизации и акцизного законодательства, и рынка подакцизных товаров остаются в сфере благих намерений на неопределенный срок.