UA / RU
Поддержать ZN.ua

Клавдия Петровна как помеха на пути к народному счастью

Донецкие коммунальщики продолжают одерживать скромные, но почетные победы на энергетических фронтах...

Автор: Евгений Шибалов

Донецкие коммунальщики продолжают одерживать скромные, но почетные победы на энергетических фронтах. На прошлой неделе отбились от газовщиков, на этой наконец-то разрешился вопрос с угрозой отключения насосов на канале «Северский Донец–Донбасс» – облэнерго пошло на компромисс с компанией «Вода Донбасса». Снова удалось избежать карательных санкций, не возвращая жителей в подзабытые реалии 90-х, с сухими кранами и веерными отключениями электроэнергии. При этом финансовое положение коммунальных предприятий такое же, мягко говоря, не радужное, как и везде. Официальная статистика гласит, что за январь долги населения за услуги ЖКХ выросли на 104 млн. грн., прирост долгов за весь прошлый год – 146 млн. грн. Исследование такого искусства лавирования между потенциально взрывоопасными массами людей (мало кто остается благодушным без воды и тепла) и постоянно требующими денег энергетиками помогло бы, возможно, найти ответ на почти мистический вопрос: если все так плохо, то почему еще работает?

Признаюсь честно: когда «ЗН» собиралось описать опыт региональных «войнушек» донецких коммунальщиков против энергетических монополистов со столичной пропиской, и мысли не было о том, чтобы привязывать все это к политике. Но так вышло, что политика «привлеклась» сама по себе. Борис Колесников вдруг вспомнил, что он не только народный депутат, но и руководитель Донецкой областной организации «бело-синих», и решил поднять регионалов из региона (ну никуда не деться от такого каламбура!) на «священный бой» против НАК «Нафтогаз України». По замыслу нардепа, партийные общественные приемные временно превратятся в юридические консультации, где замерзающим гражданам и обиженным теплоснабжающим предприятиям помогут с оформлением исков в суды. Отстаивать интересы заявителей в судах должны будут юристы Центра законодательных инициатив при Донецком облсовете.

Но главная изюминка сего в другом. Точнее, изюминок целых две. Во-первых, в любом случае при подаче иска велено требовать от судей определения о запрете отключения газа на котельных – в качестве меры обеспечения. О том, как такого определения добилась «Донецкгортепло­сеть», теплоснабжающее предприятие областного центра, «ЗН» подробно описывало в предыдущем номере. Но мало кто знает, что аналогичный судебный запрет однажды в Донецкой области был вынесен по иску частных лиц. В Мариуполе, по словам мэра приморского города Юрия Хотлубея, в сентябре прошлого года трое горожан добились от Фемиды такого постановления. Как? Загадка. Юристы говорят, что гражданин вполне может судиться со своей теплосетью, но механизм привлечения в качестве соответчика «Нафтогазу» представляется довольно смутным. Тем не менее прецедент создан.

Во-вторых, обороняться от «злобных газовщиков», если те все же полезут закручивать вентили вопреки судебным постановлениям, Борис Колесников предлагает с помощью «добровольных народных дружин» или же частных охранных фирм. «Законов в нашей стране много, а работают единицы, поэтому нам необходимо вернуться к созданию на общественных началах добровольных народных дружин», – заверял нардеп. Дружинников, как предполагается, наберут из «младорегионалов», сиречь активистов Союза молодежи регионов. Поди пойми – то ли «бригада», то ли фольксштурм…

Вся эта схема военных действий скромно и респектабельно представлена как проект «Защита законных прав граждан в сфере коммунальных услуг». Впрочем, в случае с политиками к заявлениям о «защите» следует подходить крайне осторожно. Ранее в нашей практике наблюдалось только временное совпадение интересов политических лидеров и широких народных масс.

По сути, весь этот «проект» – не что иное, как методика (потенциально) саботажа требований НАК «Нафтогаз України» о немедленной и 100-процентной оплате потребленного газа.

В общем-то, следует признать, что и газовщики несколько поторопились с такими жесткими финансовыми требованиями, поскольку, как логично заметил мэр Донецка Александр Лукьянченко, повсеместный переход на так называемый двухставочный тариф (оплата услуг отопления только в течение отопительного сезона) до сих пор не осуществлен, и большинство предприятий теплокоммунэнерго летом «добирают» деньги за оказанные зимой услуги. Исходя из этого, ранее главное требование газовых компаний к тепловикам было вполне логичным и удовлетворяющим обе стороны – лимиты на газ выделялись при отсутствии долгов на момент запуска котельных, в октябре. Не все и не всегда успевали расплатиться к сроку, но опоздание с началом отопительного сезона это совсем не то, что отключение тепла посреди зимы.

Более того, донецкий градоначальник предложил законодательно установить ограничение по оплате газа теплосетями во время отопительного сезона на уровне 50%. Есть, однако, большие сомнения, что эту инициативу поддержат, особенно с учетом того, что у НАКа есть встречное предложение. Понятное дело, прямо противоположное по смыслу: перейти на потребление топлива по предоплате. Пока муниципалитет Донецка и руководство «Нафтогазу» сошлись на том, что мэр пообещал «максимально принять меры по ликвидации задолженности по итогам работы в феврале».

Мы начали разговор на тему теплокоммунэнерго, но пришли к политическому резюме: до чего же предсказуема украинская оппозиция! Власть, впрочем, тоже. Причем, что характерно, это не имеет никакого отношения к цвету партийных знамен. Такое ощущение, что, меняясь местами после очередных выборов, и те, и другие аккуратно складируют лозунги и конспекты, чтобы потом оппоненты пользовались тем же багажом. Получение или лишение портфеля действуют на людей удивительным образом. Так беззастенчиво делать поворот оверштаг и отстаивать то, что вчера критиковал с пеной у рта, может только истинный политик. Этот удивительный феномен еще ждет своего исследователя.

Использование в политической борьбе жилищно-коммунальной тематики, добавлю, – давняя и заслуженная традиция. С какой стороны ни подойди, сплошные электоральные плюсы получаются, если осуждать в циничной логике умельцев-политтехнологов. Прежде всего, в условиях дефицита объединяющих страну идей всегда есть тема, которая волнует каждого «маленького украинца». Без исключений. Бытовые блага – вещь наглядная и весомая, посему смело можно рассчитывать, что борьба за оные блага снискает симпатии к борцам.

Кроме того, правовое сознание наших граждан находится на таком уровне, что стойкая ассоциация структур с государством (то есть с властью), сохраняется до сих пор. Каждый порядочный и политически образованный украинец терпеть не может власть и начальницу жэка Клавдию Петровну как персонифицированное воплощение этой власти. Таким образом, любой оппозиционер, пиная беззащитных коммунальщиков, выглядит храбрым и бескомпромиссным борцом с властью. Не говоря уже о том, что только оппозиция может позволить себе обещать гражданам любую халяву, поскольку не отвечает за ситуацию в целом. Поэтому, как правило, борцы с властью занимаются откровенным саботажем, сводя на нет все усилия по повышению платежной дисциплины в этой отрасли, где слова «кризис неплатежей» звучат как «десять секунд, полет нормальный».

За аналогиями ходить далеко не надо. Сейчас эту тему взяли на вооружение регионалы, пропагандирующие свой месседж, что наличие тепла в доме и оплата сжигаемого для этого газа – вещи суть не связанные. Плати или не плати, мол, но отключать права не имеют. А если что, так дружинники горгазовских слесарей взашей вытолкают, ибо руки прочь от народного счастья.

Обидно, что, передавая друг другу «переходящее знамя социализма» с затертыми лозунгами, власти и оппозиция никогда не задумываются над действительно важными вопросами. Более того, их даже не озвучивают. Озвучить придется нам. Например, почему так получается, что при удалении от крупных городов цена коммунальных услуг все выше, а качество все ниже? Нездоровый какой-то парадокс ведь, разве нет? Или вот, скажем, почему на словах энергосбережение – это приоритет номер один и вообще наше все, а на деле программы по модернизации объектов тепло- и водоснабжения финансируются по остаточному принципу? Почему фантазия любых авторов программ реформирования ЖКХ не идет дальше замены сгнивших труб? Трубы поменять – это дело, конечно, хорошее, но это же далеко не все. Почему, в конце концов, так и не созданы условия для полноценного вхождения на этот рынок частного капитала, раз уж государство демонстрирует свое бессилие? Список таких вопросов можно продолжать до бесконечности, и каждый житель Украины, вынужденный пользоваться услугами отечественной «коммуналки», наверняка добавит что-то от себя. Неясно только, кто и когда собирается на эти вопросы отвечать.