Что нужно знать и делать, чтобы не лишиться жилья, имущества, доходов и свободы передвижения из-за коммунальных долгов.
Жизнь может преподнести неприятные сюрпризы, включая финансовые - задержка зарплаты, пенсии, банкротство (не ваше, так банка, в котором были сбережения), потеря источника доходов, работы, неотложная операция…
В таких ситуациях, естественно, о коммунальных платежах люди вспоминают далеко не в первую очередь. Но никто не отменял их обязательности и своевременности.
Самый надежный способ избежать проблем - вовремя платить по счетам. Но это не единственный способ не влезть в долговую яму. Поэтому разберемся, как поступать в сложных ситуациях. Увы, на тарифы это не повлияет. Однако, надеюсь, на финансовые проблемы и варианты их разрешения многие посмотрят прагматично и спокойно, без валидола и антидепрессантов. Клинических мошенников это не касается.
Вас может раздражать, что очень не вовремя закончились деньги на счету телефонной, интернет- или телекомпании, и вы в самый неподходящий момент остались без коммуникации. Телефонные и интернет-провайдеры особо не церемонятся - нет денег, нет связи. С судами они даже не заморачиваются, просто отключают связь, если счет не пополнен после предупреждения (запомните - после предупреждения).
Могут ли за долги забрать жилье, движимое имущество и т.п.? Могут, в предусмотренном законом порядке, после соответствующего решения суда. Удивляться этому не стоит - в договорах с поставщиками электроэнергии, газа, воды и тепла это предусмотрено отдельным пунктом.
Если после письменного предупреждения "под подпись" должник не погасит долги или не договорится об отсрочке выплат, Государственная исполнительная служба будет ждать его буквально у двери дома, офиса... Даже за рубежом не скрыться - не выпустят из страны до погашения долгов согласно законному решению суда.
Но все не так страшно и совсем не безнадежно. Если вы в полном объеме оплачиваете коммунальные услуги и своевременно сообщили газо-, энерго-, водо- и теплопоставляющей компании о том, что в силу объективных финансовых трудностей хотите рассрочить выплаты, вам нечего бояться. Ну разве что вы настолько злостный и некоммуникабельный неплательщик, что иного способа, как взыскать с вас долг в судебном порядке, поставщики энергоносителей и услуг не видят.
ZN.UA расспросило руководителей газопоставляющих компаний о долгах и возможности решения проблем с дебиторами. Рецепт, по их версии, прост, хотя и потребует обоюдных усилий. Но опасаться неуемных коллекторов пока не стоит, по крайней мере, в этом уверяют газовики (хотя бы потому, что им это не выгодно). Из полученных ответов ZN.UA выбрало для публикации самые конкретные и лаконичные - руководителей газопоставляющей и газосбытовой компаний наиболее населенных регионов - Киевской области и Днепра.
Председатель правления ПАО "Киевоблгаз"
Дмитрий ДРОНОВ: "Мы идем навстречу потребителям
и предоставляем возможности для реструктуризации долга
и оплаты его частями"
- Г-н Дронов, какова задолженность потребителей газа перед вашей компанией на сегодняшний день?
- Кто является наибольшими дебиторами, и наблюдаются ли определенные тенденции относительно должников?
-Среди самых крупных должников в основном жители частного сектора пристоличних районов - Киево-Святошинского, Броварского, Васильковского и Вышгородского.
Как ни странно, от уплаты за использованный газ чаще всего уклоняются владельцы домов с площадью свыше 200 кв. м, довольно зажиточные, часто публичные лица. Тогда как менее обеспеченные потребители - пенсионеры, многодетные семьи и другие даже при затруднительном материальном положении всегда стараются заплатить своевременно и не накапливать долгов.
- При каких условиях и при каких долгах ваша компания может в счет погашения долга забрать даже жилье?
- На сегодняшний день в Киевской области более 500 потребителей имеют долг свыше 30 тыс. грн. Такая сумма долга дает законное право компании в судебном порядке наложить арест на счета и источники доходов должника и даже конфисковать имущество. Но мы всегда стараемся идти навстречу потребителям и предоставляем возможности для реструктуризации долга и оплаты его частями.
Могу привести лишь один громкий случай этого года, когда потребитель погасил долг в размере свыше 400 тыс. грн. Далеко небедному должнику в судебном порядке запретили выезжать за границу и наложили арест на все его имущество. И только после такой "профилактики" недобросовестный потребитель заплатил долг, поэтому до конфискации дело не дошло.
- Люди, особенно незащищенные пенсионеры, опасаются, что даже за небольшие долги их начнут терроризировать коллекторские компании, как это было с должниками банков. Подобная угроза существует?
- В работе с должниками "Киевоблгаз" не обращается к коллекторским компаниям, но привлекает Государственную исполнительную службу. С ее помощью сегодня наложен арест на имущество, счета и источники доходов нескольких сотен должников. Всего при помощи Государственной исполнительной службы удалось вернуть долги на сумму свыше 800 тыс. грн.
Татьяна СОБОЛЬ: "Мы не ставим целью забрать имущество в счет погашения долга"
-Сегодня общая сумма задолженности бытовых потребителей природного газа Днепропетровщины достигает 1,07 млрд грн.
Все отношения между потребителями газа и поставщиком регламентируются Кодексом газораспределительных сетей и типовым договором поставок природного газа бытовым потребителям. Однако в этих документах не указана "критическая" сумма долга, за которую компания имеет право отключать потребителей от системы газоснабжения.
Следует отметить, что ООО "Днепропетровскгазсбыт" не ставит целью забрать имущество нарушителя в счет погашения долга. Мы всегда нацелены на урегулирование ситуации мирным путем, так что каждый потребитель имеет возможность подать заявление на реструктуризацию долга.
К сожалению, некоторые должники отказываются от конструктивного диалога. Для решения таких ситуаций в договоре снабжения указано, что в случае задолженности за использованный газ газовая компания имеет право прекратить газоснабжение должника и в случае неуплаты им суммы долга - передать дело в суд.
По состоянию на 1 декабря 2016 г. по Днепропетровской области количество должников, дела которых переданы в суд, составляет 2214 человек, они задолжали в совокупности 9,16 млн грн. В этом году уже 796 человек выплатили задолженность по судебному приказу в сумме почти 3 млн грн.
Обращаться к коллекторским компаниям нецелесообразно, ведь стоимость их услуг составляет не менее 10% от суммы, подлежащей взысканию с должника.
Лимит "отключения" доверия
На предложение Кабмина и премьера В.Гройсмана о рассрочке выплат за коммунальные услуги у граждан выработался стойкий психологический иммунитет. Как вы думаете, сколько граждан обратилось за рассрочкой выплат зашкаливающих счетов за электро-, теплоэнергию и горячую воду, например, в "Киевэнерго"? Всего 170 человек за прошлый месяц из более миллиона клиентов, минимум 20% из которых уже должники.
Это показатель доверия, прежде всего, к правительству, которое жонглирует тарифами и субсидиями, а также обещаниями, как цыган солнцем. Ну и, конечно, ко всем поставщикам, вместе взятым. Тарифы повысили, качество обслуживания практически не изменилось.
Кроме того, почти год во всех СМИ прежде всего члены правительства рассказывали, что субсидии и компенсации - это безвозвратная помощь гражданам в тяжелой финансовой ситуации. Мол, упростили их выдачу, и переплаты зачтутся в отопительный сезон. А потом тихонько все переплаты забрали. Граждане получили последние платежки и не нашли там своих переплат. Но ведь люди рассчитывали на то, что смогут использовать эти суммы в зимний период, когда платежи традиционно больше, а при нынешних ценах - в разы.
Цена вопроса для правительства - "дыра" в бюджете в 14 млрд грн. Глобальная сумма, но с трудом воспринимается человеком, который всю жизнь работал, а сейчас получает мизерную пенсию. И таких граждан в стране миллионы. Как теперь может доверять предложению о субсидии и рассрочке, например, семья из двух пенсионеров-киевлян, доход которых - две минимальные пенсии по 1170 грн? Только за отопление квартиры в 60–65 кв. м даже при "унифицированном" тарифе 20,71 грн/кв. м они ежемесячно должны заплатить минимум 1155 грн (а до подписания Кабмином 30 ноября постановления о тарифе на теплоэнергию он составлял в Киеве 32 грн/кв. м). Плюс остальные платежи.
Как быть в такой ситуации? Как не стать злостными неплательщиками и не бояться, что из-за просроченных коммунальных платежей окажешься просто на улице? С этими и многими другими вопросами ZN.UA обратилось и к коммерческому директору ПАО "Киевэнерго" Евгению БУШМЕ.
- Евгений Юрьевич, "Киевэнерго" граждане "любят" особенной любовью. Но именно вам адресую главный вопрос. Что делать людям в ситуации максимально повышенных цен и тарифов и минимальных доходов, чтобы хоть как-то сводить концы с концами и не влезать в долги перед "Киевэнерго" и другими поставляющими компаниями?
Но люди все равно сомневаются, мол, субсидию могут не дать или снять, а льготу потеряют. Надо просто спокойно посчитать, ведь для многих это окажется выгодно: льгота обеспечивает, условно говоря, скидку 20% от суммы платежей, а субсидия - 30%. В каждом конкретном случае сумма будет разная. Но пока ничего более действенного не придумали, надо пользоваться механизмом субсидий.
- У граждан есть основания не доверять субсидиям. Значит, надо популярнее объяснять.
- Объясняем и мы в том числе. Но когда правительство сначала обещает, что это безвозвратная помощь, а потом двумя постановлениями отбирает переплаты по субсидиям, к кому обращаются с вопросами? К нам, прежде всего. Только по Киеву "излишки" (переплаты) в результате непоследовательных действий и решений забрали у жителей 87 тыс. квартир.
История неприятная, но факт в том, что забрали не сами субсидии, а переплаты по субсидиям. После того, как установили счетчики (теплоэнергии), сумма начислений за поставленную теплоэнергию значительно сократилась, из-за чего появились переплаты. В прошлом отопительном сезоне экономия для Киева составила 840 млн грн.
Но субсидированную разницу забрали. Не мы, а государство. Но людям никто толком не объяснил, почему так произошло. На данный момент из-за несвоевременных субвенций и долгов государства перед нами по оплате льгот и субсидиям, у нас образовалась дыра в полмиллиарда за часть октября и ноябрь. Основной "олигарх", наживающийся на субсидиях - государство и государственный "Нафтогаз". Например, в среду мы получили оплату на 20 млн грн льгот и субсидий, из которых от 80 до 90–95% транзитом идет в "Нафтогаз". И в декабре никаких перспектив по 100% расчету государством перед нами нет, потому что, извините, деньги в бюджете закончились. Эта "дыра" у нас будет минимум в 700 млн грн, только за оплату государством в наш адрес по льготам и субсидиям.
- Не жалуйтесь, есть те, кому намного сложнее выживать.
- Я не жалуюсь, рассказываю как есть. Не для того, чтобы снова нагнетать страсти и пугать людей. Система субсидий все же есть и должна работать, и люди должны учиться и научиться ею грамотно пользоваться.
Второй механизм, предлагаемый правительством и регулятором, - это рассрочка платежей. Увы, он тоже пока не востребован гражданами. В каждой платежке мы напечатали разъяснение, что это за механизм и как им воспользоваться, но граждане пока ему не доверяют. В Киеве этим механизмом решили воспользоваться всего 170 человек. По некоторым областям - до 250 человек.
Идея рассрочки платежей на самом деле вполне логична и приемлема. Человеку, получившему, скажем, в октябре-ноябре платеж на 1000 грн, предлагают оплатить, допустим, 500 грн, а остальную сумму выплатить в мае, когда нагрузка на семейный бюджет за счет энергоносителей уменьшается. Наверное, так будет проще пережить сложный зимний затратный период с точки зрения платежей. Почему бы этим механизмом не воспользоваться? Энергопоставляющие компании, надеюсь, решат свои проблемы (это отдельный разговор), но гражданам будет легче.
- Но люди все равно не доверяют ни Совбезу, ни правительству, ни энергопоставщикам. Рассуждают приблизительно так: будут долги, на меня подадут в суд, лишусь квартиры…
- Если ничего не предпринимать и накапливать долги, скорее всего, так и случится.
- Сколько на сегодняшний день дебиторов у "Киевэнерго", например, по электроэнергии, и скольких отключили от электросети за долги?
- Сейчас должников по электроэнергии - 168,9 тыс. абонентов, их общий долг - 96 266 966,72 грн. Из них отключены от электроснабжения из-за неурегулированной задолженности
5339 абонентов. Даже эти цифры свидетельствуют, что мы достаточно лояльны к должникам.
- Граждане общаются с поставщиками, такими, как ваша компания, а не с правительством. Что они должны сделать, чтобы не лишиться жилья и другого имущества?
- Первое: воспользоваться предоставляемыми государством компенсационными механизмами. Второе: обратиться в поставляющую компанию, написать заявление, составить график рассрочки выплат. Такой механизм у нас (и в большинстве других компаний) разработан и действовал задолго до предложения правительства о рассрочке коммунальных выплат.
Представители компании помогут клиенту составить алгоритм рассроченных платежей. Это в наших интересах также - мы будем уверены, что потребитель рассчитывается.
- Нужны ли для этого гарантии, залог (та же квартира), рекомендации поручителей? Рассрочка выплат – под проценты?
- Нет, никаких процентов, поручители и залог не нужны. Разве что при крупных долгах за электроэнергию мы просим предоставить документ о доходах, чтобы убедиться в платежеспособности дебитора.
- А если человек временно безработный или нетрудоспособен?
- Всегда можно найти решение, было бы желание. Опять же, существует механизм господдержки. Для решения особо сложных ситуаций у нас ежемесячно проводится специальное расширенное заседание, но это для единичных случаев. Проще урегулировать все в рабочем порядке, обратившись в любой из наших центров обслуживания.
- Будете ли вы обращаться к коллекторам, которые в 2017-м смогут действовать вполне легально как частные агентства? Уж они за ценой не постоят! Прибегали ли вы уже к их помощи?
- Нет. Но учитывая растущие долги за теплоэнергию, не могу дать стопроцентную гарантию, что мы не задумаемся над этим в феврале-марте. Пока исполнение всех судебных решений - в ведении Государственной исполнительной службы.
Еще раз хочу подчеркнуть: всегда можно найти взаимоприемлемый способ урегулирования проблемы долга. И лучше это сделать в законном досудебном порядке. И не подковерно. Потому что если уж мы обращаемся с иском, то, как правило, у нас веские аргументы, и в 99% случаев мы выигрываем суды. Мы уважаем и ценим своих клиентов. Не все у нас гладко получается, но мы стремимся сделать работу с клиентами максимально комфортной для них и надеемся на взаимопонимание.