Главное, ребята, сердцем не стареть. А о том, чтобы мы подольше не теряли физических кондиций и работоспособности, «позаботилось» правительство. К концу дня в понедельник, 20 декабря с.г., оно решилось-таки обнародовать на сайте ВР внесенный неделей ранее законопроект №7455 «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы».
Как, наверное, уже всем известно, в документе прописано повышение пенсионного возраста: женщинам — поэтапно до 60 лет, госслужащим-мужчинам — единоразово до 62 лет. Военным повышается выслуга с 20 до 25 лет. И еще много мелких, важных и не очень, новшеств.
Почему же народ не бунтует? Объяснение простое. В законопроекте аж 73 страницы (и еще 171 страница сравнительной таблицы), так что его чтение сопряжено с не меньшими трудностями, чем постижение всей глубины мысли разработчиков Налогового кодекса. Увы, не классики мировой литературы собрались в Минсоцполитики и Кабмине.
Впрочем, плохое качество законодательного письма — не единственное обстоятельство, которое роднит Новый Пенсионный Закон с Налоговым кодексом. Как ни прискорбно, ни за первым, ни за вторым документом не стоит стратегия. И, применительно к пенсионной реформе, за нее никак не может сойти повышение пенсионного возраста.
Вышло все, как всегда, — в том смысле, что комплексная реформа не получилась. Назовем только некоторые из глобальных вопросов, оставшихся без ответа.
1. Готова ли наша страна идти по пути наиболее полного учета трудового вклада каждого пенсионера в свою будущую пенсию?
Положительный ответ был бы очень желателен политически, но в нынешней ситуации нереален. Так как требуется честно решить проблему: а) льготных пенсий; б) тех пенсионеров, которые не заработали даже на минимальную пенсию, для чего теперь надо «трубить» 30 лет женщинам и 35 лет — мужчинам;
в) скрупулезного выполнения Пенсионным фондом всех процедур, связанных с назначением и пересчетом пенсий.
Пока, судя по законопроекту, ответ скорее отрицательный, чем положительный. Зато права Пенсионного фонда расширяются.
2. Будет ли в Украине реально создаваться второй, накопительный уровень пенсионной системы?
Судя по законопроекту, в среднесрочной перспективе — не будет. Согласно ст. 1 законопроекта №7455, «перечисление страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд осуществляется начиная с года, в котором будет обеспечена бездефицитность Пенсионного фонда Украины». Фактически у нас есть билет, но с открытой датой.
Сейчас Пенсионный фонд глубоко дефицитен (по прогнозу на 2011 год — 17,7 млрд. грн. плюс, напомним, еще 40,5 млрд. грн. госбюджет выделит на повышение уровня пенсий и выплату спецпенсий). Но если не вводить второй уровень, та пенсионная система, которая имеется, через какое-то десятилетие скончается под грузом непомерного бремени — обеспечения всем работникам хотя бы минимально приемлемого уровня пенсий.
С нехваткой пенсионных средств надо бы поактивнее бороться. Отсюда очередной вопрос.
3. Есть ли у правительства комплексное видение того, как с наименьшими издержками преодолеть дефицит бюджета ПФ хотя бы в течение трех лет?
Такой концепции нет. И если с оговорками еще можно назвать людей, способных ее разработать, то самоубийц, готовых пожертвовать карьерой ради бездефицитности Пенсионного фонда, в Украине не наблюдается.
Чтобы разъяснить — почему, назову несколько рецептов по преодолению дефицита ПФ. Очень сильное (я бы даже сказала — волшебное) средство — независимый аудит Пенсионного фонда Украины. Пока для руководителей этого ведомства миллиард туда, миллиард сюда — сущий пустяк, ведь они подмахивают и подают в Кабмин проект бюджета ПФ на 2011 год, где «прочие поступления», без расшифровки, составляют 18 млрд. грн., а «прочие расходы» — 10 млрд. грн.
В числе сильнодействующих средств от дефицита — полный и категорический отказ от специальных пенсий, по крайней мере, тем, кто вступает в трудовую жизнь в 2011-м. Угадайте с двух раз, решится ли на такую меру украинская власть.
4. А как вообще правительство намерено обеспечивать в ходе реформы социальную справедливость?
Сквозь строчки законопроекта №7455 проглядывает, что никак. Будут что-то как-то «улучшать» по кусочкам. Чуть повысят пенсионный возраст для госслужащих, серьезно ухудшат условия выхода на пенсию для «трудовых» пенсионеров, «простив» всем им заработки, полученные до 2000 года. Поприжмут военных и ученых с их льготными пенсиями — чай, не судьи, отстаивать свои интересы в Конституционном суде не будут.
По большому счету, справедливость украинской пенсионной системы — самый чувствительный вопрос для общества и самый неудобный — для власти. И отмахнуться вроде нельзя, памятуя о перипетиях принятия Налогового кодекса, и дать внятный ответ не получается. Неспроста и профильный вице-премьер С.Тигипко, и председатель Пенсионного фонда Б.Зайчук, и руководители министерства что-то не очень торопятся выходить к общественности с разъяснением пенсионной реформы.
А ведь придется. Коль скоро после обнародования законопроекта ожидается его… всенародное обсуждение.
Посмотрим, как обозленных ростом цен и тарифов людей попытаются убедить, что реальное сокращение уже назначенных сверхвысоких пенсий, даже свыше 20 тыс. грн., — это неконституционно. А голосовать одному депутату пятью карточками в парламенте — конституционно? А требовать плату за медицинское обслуживание в стране, где Основной Закон гарантирует бесплатную медицину, — конституционно?
По идее, в столь сложной ситуации каждое принимаемое решение должно быть не только выверенным, но и максимально эффективным. Но о каком реальном эффекте от пенсионной реформы может идти речь, если разработчики планируют получить от нее в 2011 году лишь 1,7 млрд. грн. — менее 10% дефицита бюджета ПФ, или менее одной сотой (!) его расходов? Стоит ли ради этих копеек будоражить страну?
Заявляю ответственно: в плане финансовой эффективности пенсионную реформу в стиле законопроекта №7455 в 2011 году может заменить одна-единственная мера — проведение честной проверки финансово-хозяйственной деятельности Пенсионного фонда. Которая, если мне не изменяет память, НИ РАЗУ не проводилась с момента создания этого ведомства в середине 90-х.
Чиновники могут объяснить, что эффект от пенсионной реформы «долгоиграющий» — дескать, начинаемые сейчас сокращения дадут эффект в последующие годы. Чтобы уйти от неприятных новшеств в части учета заработка и трудового стажа, населению начнут пудрить мозги разговорами о том, как все классно будет, когда в Украине начнется внедрение накопительной системы. Внедрение — оно, может, действительно классно. Однако кто гарантирует, что очередные подоспевшие выборы, как это уже не раз бывало, не заставят кандидатов на высокие должности дать задний ход во всем том, что касается пенсионного реформирования? Помнится, реформу 2004 года подвергли ревизии, едва на законе успели высохнуть чернила.
Увы, загадывать даже на полгода вперед в нашей стране очень опасно. К слову, как и доверять обязательные пенсионные накопления власти, постоянно шарахающейся из одной крайности в другую. Поэтому оставим в сторонке все эти красивые рассуждения о создании второго, обязательного накопительного, уровня (и анализ доброй половины законопроекта). Посмотрим, что конкретно принесет нам реформа ныне существующей, солидарной системы.
Общие правила
*Нормативная продолжительность страхового стажа для получения пенсии по возрасту повышается на десять лет: женщинам — до 30 лет, мужчинам — до 35. Минимальная продолжительность страхового стажа будет составлять 15 лет (вместо нынешних пяти).
*Для всех новых пенсионеров пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) со всеми доплатами (кроме доплаты к надбавкам для отдельных категорий лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной) ограничивается 12 минимальными пенсиями, или 12 прожиточными минимумами для лиц, утративших трудоспособность (750 грн. х 12 = 9000 грн. на 1 января 2011-го).
Однако это ограничение не распространяется на «старых» пенсионеров — тех, кому пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) назначена до вступления в силу этого закона.
*Пенсия свыше 12 минимумов «старым» пенсионерам не индексируется в связи с инфляцией, ростом минимальной заработной платы, увеличением прожиточного минимума для нетрудоспособных.
*Спецпенсионерам, продолжающим работать, пенсия выплачивается в размере трудовой (то есть назначенной по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании). И только после увольнения с работы они начинают получать положенную им специальную пенсию.
Однако новый порядок не распространяется на тех, кому уже назначена пенсия и кто устроился на работу до вступления в силу этого закона.
*Пенсия, назначенная по специальным законам, не может превышать 80% заработка (ежемесячного денежного содержания). На сегодняшний день — 90%.
Трудовые пенсии (по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании)
*Право на пенсию по возрасту — по достижении 60 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет.
*На переходный период (до 2020 года) женщины 1960 года рождения и старше будут выходить на пенсию в:
55 лет — те, кто родился до 31 января 1956 года;
55 лет 6 месяцев — те, кто родился с 1 февраля 1956-го по 31 июля 1956-го;
56 лет — ... с 1 августа 1956-го по 31 января 1957-го;
56 лет 6 месяцев — ... с 1 февраля 1957-го по 31 июля 1957-го;
57 лет — ... с 1 августа 1957-го по 31 января 1958-го;
57 лет 6 месяцев — ... с 1 февраля 1958-го по 31 июля 1958-го;
58 лет — ... с 1 августа 1958-го по 31 января 1959-го;
58 лет 6 месяцев — ... с 1 февраля 1959-го по 31 июля 1959-го;
59 лет — ... с 1 августа 1959-го по 31 января 1960-го;
59 лет 6 месяцев — ...с 1 февраля 1960 года по 31 июля 1960-го.
В 60 лет — те, кто родился начиная с 1 августа 1960 года.
*Женщинам, которые родились в период с 1 февраля 1956 года по 31 июля 1960 года, будет предоставлена льгота — повышение размера пенсии, рассчитанного по формуле, на 2,5% за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию.
Для примера. Если женщина в течение трех последних лет (2008—2010) получала среднюю зарплату по стране и выходит на пенсию, скажем, в ноябре 2011 года, то при наличии необходимого страхового стажа в 30 лет она получит пенсию в 692 грн., а за отложенную на полгода пенсию — дополнительно 17,3 грн. в месяц. Но поскольку минимальная пенсия уже на 1 января 2011 года составит 750 грн., а с 1 октября возрастет до 784 грн., естественно, никакого увеличения новая пенсионерка не почувствует: и 692 грн., и 692 грн. + 17,3 грн. «поглощаются» суммой в 784 грн.
Это «поощрение» сработает немного лучше в последующие периоды: для тех, кому выход на пенсию отсрочен на два-три-четыре года, дополнительные 2,5% будут умножены, соответственно, на четыре-шесть-восемь. Однако и тогда сотня дополнительных гривен в месяц не покроет ежемесячной потери не менее 800 грн. (неполученной пенсии).
*По ныне действующему закону, надбавку за сверхнормативный стаж (1% пенсии, рассчитанной по формуле, за каждый год, но не более 1% минимального размера пенсии по возрасту) приплюсовывали сверх минимальной пенсии по возрасту. Что увеличивало размер пенсионной выплаты. Теперь ее «спрячут» в сам размер минимальной пенсии.
То есть все, кто имеет невысокие заработки, выходят строго на минималку. А заработать солидный сверхнормативный стаж (свыше обязательных 30/35 лет) физически очень сложно.
*Для начисления пенсии учитывается заработная плата исключительно по данным персонифицированного учета, причем не за несколько лет, а за весь период начиная с 1 июля 2000 года. То есть все заработки нынешних 40—50-летних в начале их трудовой деятельности для пенсионных целей будут фактически аннулированы.
Исключение — если страховой стаж начиная с 1 июля 2000 года составляет менее 60 месяцев. Тогда при начислении пенсии учитывается заработная плата за любые 60 календарных месяцев подряд до 1 июля 2000 года независимо от перерывов и за ВЕСЬ период страхового стажа начиная с 1 июля 2000 года.
*Размер средней заработной платы, которая учитывается при назначении пенсии, определяется за ТРИ календарных года, предшествующих выходу на пенсию, а не за год, как по ныне действующему закону. Это, естественно, ухудшит ситуацию для будущих пенсионеров.
*Перерасчет пенсии (в случае увеличения размера прожиточного минимума) не проводится для работающих пенсионеров. Пенсию пересчитают лишь тогда, когда они уволятся с работы.
Зато работающий пенсионер имеет право на перерасчет пенсии после 24 отработанных календарных месяцев. Следует, однако, иметь в виду, что такой перерасчет осуществляется лишь с той зарплаты, с которой была в свое время назначена пенсия.
*Некоторые категории пенсионеров получат право на денежную помощь, не подлежащую налогообложению, в размере десяти их месячных пенсий на дату назначения. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что эта норма касается работников бюджетной сферы. Однако это не совсем точно.
Речь идет о тех, кто на дату достижения пенсионного возраста работает в заведениях и учреждениях государственной или коммунальной формы собственности на должностях, работа на которых дает право на назначение пенсии за выслугу лет согласно пунктам «е»-«ж» статьи 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», и имеет страховой стаж 35 лет (мужчины) и 30 лет (женщины) на таких должностях. То есть о работниках образования, здравоохранения и социального обеспечения; спортсменах — заслуженных мастерах спорта, мастерах спорта международного класса — членах сборных команд, а также артистах театрально-концертных и других зрелищных учреждений, предприятий и коллективов.
Пенсии госслужащим
Выход на пенсию: мужчины — в 62 года, женщины — с поэтапным повышением до 60 лет (см. выше).
Обратите внимание, что мужчины-госслужащие, родившиеся не позже 31 декабря 1952 года, выходят на пенсию в 60 лет. Таким образом, минимальный пенсионный возраст в 62 года вводится лишь с 1 января 2013 года. Логика именно такого решения, которое по срокам не коррелируется с повышением пенсионного возраста для женщин и выслуги для военнослужащих, остается непостижимой.
Отменяется норма о продлении в случае необходимости срока пребывания на государственной службе, но не более чем на пять лет. Такое продление свыше 60/62 не предусмотрено.
В период работы на должностях, дающих право на назначение пенсии согласно закону «О государственной службе», законам Украины «О статусе народного депутата Украины», «О прокуратуре», «О научной и научно-технической деятельности», пенсия выплачивается в размере трудовой, а после увольнения с таких должностей — в размере, рассчитанном в соответствии с законом о госслужбе.
Отменяется норма о том, что за каждый полный год работы свыше 10 лет на государственной службе пенсия увеличивается на 1% заработка, но не более 90% заработной платы. Вместо этого «начисление пенсий государственных служащих осуществляется в порядке, установленном Кабинетом министров Украины».
Пенсии народных депутатов
Пенсионный возраст — так же, как по закону о госслужбе.
Отменяется норма о том, что за каждый полный год работы свыше 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин пенсия по возрасту и по инвалидности увеличивается на 1% заработка, но не более чем до 90 (включительно) процентов, без ограничения предельного размера пенсии.
Пенсия работающему народному депутату и бывшему народному депутату, работающему на должностях, дающих право на назначение пенсии согласно законам «О государственной службе», «О прокуратуре», «О научной и научно-технической деятельности», выплачивается в размере трудовой, а после прекращения депутатских полномочий (увольнения с должности) — в «депутатском» размере.
В случае выхода на пенсию народному депутату выплачивается денежная помощь в размере 12 месячных должностных окладов работающего народного депутата за счет бюджетных назначений на обеспечение деятельности Верховной Рады Украины.
По истечении срока полномочий народному депутату может быть назначена досрочная пенсия, но не более чем на два года раньше положенного пенсионного возраста.
Досрочно назначенная пенсия до достижения пенсионного возраста работающему народному депутату не выплачивается.
Пенсии работникам органов местного самоуправления
Пенсионный возраст — 60 (женщины, поэтапно) и 62 года (мужчины), кроме выборных должностей.
Предельный срок пребывания на должности не продлевается. Далее — работа лишь советниками и консультантами на условиях срочного договора.
Пенсии прокурорам
Стаж для назначения спецпенсии повышается с 20 до 25 лет, в том числе на должностях прокуроров и следователей прокуратуры — с 10 до 15 лет.
Отменяются нормы:
— об увеличении на 2%, но не более чем 90% от суммы месячного заработка, пенсии за каждый полный год работы свыше 10 лет;
— о выборе заработка для назначения пенсии. По новому закону, заработок можно брать только за
60 месяцев подряд, независимо от времени обращения за назначением пенсии.
Работникам, не имеющим 25 лет выслуги (раньше было 20), если стаж службы в органах прокуратуры составляет не менее 15 лет (раньше было 10), пенсия назначается в размере, пропорциональном количеству полных лет работы на прокурорских должностях, из расчета 80% месячного заработка за 20 лет выслуги.
Мужчины-прокуроры могут идти на пенсию в 55 лет по 31 декабря 2012-го включительно, женщины-прокуроры — на пять лет раньше, чем их обычные ровесницы.
Пенсии судьям
Пенсионный возраст — такой же, как и для госслужащих.
Отменяется норма о том, что «за каждый полный год работы на должности судьи свыше 20 лет размер ежемесячного пожизненного денежного содержания увеличивается на 2% заработка, но не более 90% заработной платы судьи, без ограничения предельного размера».
Ежемесячное пожизненное денежное содержание не выплачивается в период работы на должностях, дающих право на пенсию в соответствии с законами Украины «О прокуратуре», «О научной и научно-технической деятельности», «О статусе народного депутата Украины», «О государственной службе».
Работающие пенсионеры-судьи получают трудовую пенсию.
Научные пенсии
Пенсионный возраст — такой же, как и для госслужащих.
Новый порядок расчета заработка для назначения научных пенсий фактически такой же, что и для трудовых пенсий. Заработок берется начиная с 1 июля 2000 года. Если период научной работы составляет менее 60 календарных месяцев, берется зарплата по основному месту работы за любые 60 месяцев подряд на должностях научного или научно-педагогического работника плюс за ВЕСЬ период страхового стажа с 1 июля 2000 года.
Для назначения научной пенсии применяется средняя заработная плата работников, занятых в отраслях экономики Украины, в том числе в сельском хозяйстве, за три календарных года перед обращением за пенсией.
Правила перерасчета научных пенсий после 24 месяцев научной деятельности те же, что и для трудовых пенсий.
Пенсии военным
Выслуга для получения пенсии поэтапно возрастает с 20 до 25 лет и исчисляется в календарном выражении. Это особенно больно ударит по летчикам, спецназовцам, аэромобильным войскам и т.п.
Право на пенсию за выслугу лет имеют, независимо от возраста, военные, если они уволены со службы:
— до 31 января 2011 года и на день увольнения имеют выслугу
20 лет и более;
— с 1 февраля 2011 года по
31 января 2012 года и на день увольнения имеют выслугу 21 КАЛЕНДАРНЫЙ год и более;
(аналогично 22, 23, 24 года)
— и, наконец, уволенные с 1 февраля 2015 года, на день увольнения имеющие выслугу 25 КАЛЕНДАРНЫХ лет и более.
После достижения 45-летнего возраста право на пенсию имеют военные с 25 годами страхового стажа, из которых 12 с половиной лет находились на военной службе, служили в органах внутренних дел, государственной пожарной охране, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, органах и подразделениях гражданской обороны, налоговой милиции или уголовно-исполнительской службе.
До 20 календарных лет (против нынешних 15 лет) возрастает выслуга для военнослужащих, увольняющихся в связи с реформированием Вооруженных сил.
Одноразовая денежная помощь при увольнении по состоянию здоровья и т.п. в размере 50% денежного обеспечения выплачивается за каждый год службы лишь при наличии выслуги 10 и более лет. Такая же выслуга нужна и для получения помощи в 25% за каждый год при увольнении по собственному желанию.
К сведению бухгалтеров: новое о едином взносе
Максимальная величина базы начисления единого социального взноса возрастает до 17 (было 15) размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. С 1 января 2011 года это 941 грн. х 17 = 15997 грн.
Органы Пенсионного фонда имеют право проводить плановые и внеплановые проверки по местонахождению плательщика единого взноса без предварительного уведомления плательщика такого взноса.