Всеукраинскому ударному марафону «Зарплату - в каждый дом» дан старт. В предыдущей публикации мы довольно подробно изобразили дивную манеру украинских предприятий копить собственные долги - в частности, и по зарплате, а потом выбивать из госбюджета и Нацбанка дотации на поддержание дальнейшей жизни. Не будем повторяться, и на сей раз в продолжение темы ознакомим читателя с некоторыми результатами деятельности предприятий, которая по духу и букве не слишком отличается от деятельности властей.
Зарплату не платят потому, что денег нет. Денег нет где? Теоретически возможны три варианта. Первый - денег нет у банка, клиентом которого является предприятие. Таких случаев к середине апреля зафиксировано аж три штуки - и все почему-то в Луганской области. Второй теоретический вариант - отсутствие налички в том или ином регионе по вине НБУ. Не наблюдается. Наконец, третий, без преувеличения несчастный случай - когда необходимых для выплаты зарплаты средств нет на счетах самих предприятий. Наибольшие долги перед своими работниками накопили предприятия и организации Донецкой, Днепропетровской, Луганской и Харьковской областей - восток есть восток...
Общая же сумма задолженности по выплатам заработной платы - 146294578 миллионов карбованцев. Именно на такую сумму работники всех предприятий и организаций прокредитовали (отнюдь не добровольно, зато бесплатно) своих работодателей - начиная от директоров и заканчивая собственно государством, то есть его бюджетом. Кажется справедливым утверждение, что заставить предприятие эффективно распоряжаться собственными доходами можно только под угрозой и с помощью банкротства. Будем надеяться, что когда-нибудь рынок долговых обязательств предприятий появится в полном и цивилизованном виде - как способ определения наиболее эффективного хозяина. А как быть, если хозяин один-единственный и ему «второй альтернативы» нет?
Как распоряжается деньгами государство
Теперь бюджету следует рассчитаться по своим долгам. Почему сейчас, почему не месяц, два, три тому назад? Видимо, было не до того. Что ж, хозяин-барин. Когда нужно решить, на что именно потратить поступившие на бюджетные счета средства, в роли и хозяина, и барина выступает Кабинет министров, а точнее - Министерство финансов. Кабинет министров структуры издержек за первый квартал 1996 года не показал даже запросившим его депутатам ВС и, как выяснилось дальше, правильно сделал: зачем нервировать избранников народа да и сам народ?.. Но поскольку трудно не согласиться с главой Нацбанка Виктором Ющенко, когда он утверждает, что «обеспечение полноты выплаты заработной платы - это вопрос реструктуризации политики расходов», ознакомим читателя с некоторыми частностями расходной политики властей.
Частность первая: НЕ шли деньги на субвенции регионам, хотя именно сюда перенесена значительная доля социальных выплат. Частность вторая: ШЛИ деньги на погашение внешней задолженности. В некоторых случаях - на досрочное погашение. Почему? Одна из версий, предложенных экспертами, в самых общих чертах такова. Задолженность перед РАО «Газпром» была, как мы помним, оформлена облигациями внешнего займа и облигации были переданы кредитору. Получив облигации, «Газпром», не будь глуп, принялся за их куплю-продажу на вторичном рынке. Можно предположить, что только на дисконтах и только за последние два месяца такие операции принесли несколько десятков миллионов прибыли. Естественно желание тех, кто купил облигации так называемого внешнего займа, максимально быстро получить от них прибыль. Поэтому долг, оформленный таким образом, максимально быстро погашается.
Ой, ну конечно, долги нужно платить. Но даже вашему автору понятно, что передавать напрямую облигации внешнего займа кредитору, под которого они выпущены, - значит, создавать ситуацию спекулятивную в самом первобытно-советском смысле этого слова. Нормальный способ обращения с таким ценными бумагами состоит в том, что они котируются на открытом рынке, где и устанавливается их цена. А уж потом, вырученными деньгами, можно и с кредиторам рассчитаться.
Так или иначе, после осуществления госзатрат первого квартала задолженность по зарплате бюджетникам и по социальным выплатам никуда не делась. Зато правительству потребовались дополнительные деньги. И оно их «немножко нашло» с помощью облигаций - на сей раз займа внутреннего.
В прошлый четверг, на очередном аукционе девятимесячных ОГВЗ был установлен рекорд, достойный книги Гиннесса: объем продаж составил 15,5 триллиона карбованцев, что на порядок больше привычной средней выручки. Специализированные издания немедленно задали законный вопрос: это у кого же нашлось 15,5 трлн. денежного ресурса для покупки правительственных обязательств?
Сегодняшние издержки в счет будущих поступлений
Нигде, кроме как в Национальном банке, таких ресурсов на такие цели просто нет. Сюжет рисуется следующий.
НБУ рефинансировал коммерческие банки на указанную сумму под условие покупки ОГВЗ. Банки купили ОГВЗ и в тот же день выданный кредит погасили - но не деньгами, а все теми же облигациями. А что было делать? Как известно, затраты правительства, превышающие его же доходы, по закону о бюджете на текущий год могут финансироваться из трех источников: внешний займ, внутренний займ, эмиссия НБУ. Причем эмиссия, то есть прямое монетарное покрытие дефицита бюджета, строго ограничена 107 триллионами. Достигнув указанного потолка в первом квартале, НБУ просто не может и дальше напрямую финансировать дефицит или покупать казначейские обязательства Минфина на первичном рынке (что одно и то же). Поэтому имело смысл инициировать вторичный рынок ОГВЗ - тогда, по крайней мере официально, можно заявить, что правительство кредитуют коммерческие банки.
Соблюдение условий Меморандума МВФ - единственный способ обеспечить мало-мальскую стабильность. И вот почему.
10 мая должно состояться очередное заседание Совета директоров МВФ, на котором в очередной раз будет рассмотрен вопрос об открытии для Украины нового стэнд-бая. В этой связи Совет директоров запросил у украинского правительства данные о текущих макропоказателях в апреле месяце. Кабмин отреагировал довольно резко и по принципу «а мы так не договаривались», ссылаясь на то, что в Меморандуме правительства и МВФ не предусмотрен ежемесячный рапорт об успехах правительства Украины.
В принципе, превышение эмиссионного потолка в первом квартале не очень страшно. НБУ может позволить себе эмиссию и под 300 трлн. - учитывая, что 204 триллиона дефицита бюджета предполагается финансировать за счет внешних займов: Всемирного банка и кредита Эксимбанка Японии. В конечном итоге по году все можно будет сбалансировать. Но есть еще одно хитрое условие. Текущий кассовый дефицит бюджета помесячно не должен превышать «родных» 6,2%. Ведь МВФ, скорее всего, предоставит в 1996 году 900 миллионов долларов нового стэнд-бая. Траншами, ломтиками, кусочками. При этом предоставление каждой новой порции будет в высокой степени зависеть от того, как исполняется бюджет, каковы макропоказатели в итоге каждого месяца.
Предположим, что первый транш (что-то около 300 млн. долларов) Украина от МВФ получила. По природе своей эти деньги предназначены для поддержания нормального самочувствия национальной валюты. И только после такого решения Всемирный банк и японский Эксим, связанные с МВФ общей программой, могут предоставить свои кредиты и для финансирования дефицита бюджета. Так что политика типа «сегодняшние издержки в счет будущих поступлений» довольно рискованная, но неизбежно вынужденная политика.
Как продолжают обращаться с деньгами
А все так же. Предприятия цыганят кредиты (в основном - у бывших специализированных банков) и пытаются выплатить за их счет зарплату. Отставим в стороне вопрос, какой нормальный банк даст кредит на такую цель. Нормальный - не даст. Занятно то, что при выплате зарплаты из кредитных денег предприятие не погашает другие свои долги - так называемую картотеку. А картотека - не что иное, как способ эмитирования дополнительных платежных средств на уровне предприятий, усиливающий и без того жуткий финансовый дисбаланс.
Еще один красноречивый показатель существующего раздрая - значительная диспропорция между кредитными ставками, заявляемыми на межбанковском рынке, и учетной ставкой Национального банка, призванной служить маяком и путеводной звездой для всех, кто продает-покупает деньги. Учетная ставка НБУ, ориентированная на инфляционные показатели, снижается вместе с ними - к концу этой недели она понижена в очередной раз - с 75 до 70% годовых. С другой стороны, дефицит карбованцев на рынке «имеет место быть», и там стоимость кредитного ресурса растет. Национальный банк склонен объяснять возникшую диспропорцию тем, что после квартальных выплат остатков на коррсчетах банков резко поубавилось - триллионов на 12, по сравнению с обычными усредненными показателями. Причем предстоящие досрочные, «предпраздничные» выплаты обещают еще увеличить возникший дефицит банковских ресурсов.
Что же в этой малоприятной ситуации предпринимает правительство - кроме весьма проблематичного установления графика расчетов по зарплате? Казалось бы, у властей просто нет другого выхода, кроме как оптимизировать структуру своих расходов, сделать ее несколько более разумной и реалистичной. Это фактически означает, что многие расходы необходимо или сократить, или отложить до лучших времен. Но это не слишком приятное занятие.
Вместо этого можно, вопреки логике событий, попытаться увеличить доходы. И вновь бродит по Кабмину призрак 45-процентного налогообложения прибыли банков и страховых компаний, вновь правительству хочется самостоятельно устанавливать ставки акцизного сбора. И все такое прочее. Что ж, политика властей - это их священный долг и почетная обязанность. Остается только надеяться, что в итоге всем нам не будет мучительно больно за бесцельно выплаченную зарплату.