«У меня были ужасно непростые отношения с мамой. Кажется, они не сложились с самого моего рождения. Думаю, она делала все, что могла, и многое — с наилучшими намерениями. К сожалению, я уже никогда ничего об этом не узнаю. Мамы давно уже нет. А любовь к ней до сих пор жива...
До моего рождения мама работала медиком в доме ребенка. И, возможно, ее рассказы о крохотных малышах, которых берут на руки, только чтобы поменять пеленки или сделать уколы, заставили меня бояться места, куда попадают дети, лишенные семьи, сильнее самого темного леса», — делится психолог Светлана Панина.
Поводом рассказать о своих отношениях с мамой стал флешмоб #БудинокДитиниНеДляДитини, запущенный в соцсети накануне Нового года нашей организацией «Надія і житло для дітей».
В конце года, когда все так радостно готовятся к череде зимних праздников, продумывают меню, покупают подарки, устраивают семейные встречи, нам хотелось напомнить о существовании детей, которые этой радости лишены. Особенно маленьких, живущих в домах ребенка с рождения до трех лет, которые, наверное, больше всего нуждаются в родных руках, знакомых лицах, нежном и заботливом уходе. В это непростое время нам особенно хочется делать добрые дела и помогать другим. Именно поэтому мы попросили лидеров мнений запостить в соцсетях свое детское фото и поделиться теплыми детскими воспоминаниями, чтобы еще раз подчеркнуть, какое огромное значение для каждого из нас имеют воспитание в семье, забота взрослых, семейные традиции; что, вырастая, мы опираемся на слова и силы, укоренившиеся в детстве.
Хотя новогодние праздники уже прошли, нам хочется пронести эти теплые, откровенные воспоминания в 2021-й. А также не отказываться от добрых дел ни в холодном феврале, ни в шаловливом мае.
Интересно, что флешмоб зажил своей жизнью, видоизменяясь в процессе. Например, исполнительный директор Всеукраинского общественного центра «Волонтер» и мама усыновленного ребенка Таня Журавель решила поделиться фото не своей семьи, а детей, ожидающих усыновления (из открытой базы Минсоцполитики). И хотя целью флешмоба была не популяризация усыновления, но такая интерпретация добавила ему жизни.
Поэтесса и главный редактор «Видавництва Старого Лева» Марьяна Савка сначала расспросила меня о деятельности организации, чтобы убедиться, что она поддерживает не просто флешмоб ради флешмоба, а реальную деятельность с пользой для детей. Центральной идеей поста стал ее опыт матери, доверяющей себе: «Я никогда не применяла никаких методов для воспитания сына, не читала умных книг, не общалась в чате с продвинутыми мамами. Я всегда знала, что ему прежде всего нужны мои объятия, мои поцелуи и слова «я тебя люблю» — сто тысяч одинаковых неутомимых слов. Каждый раз, когда я возвращаюсь из командировки, он влипает в мои объятия — сидит, висит на мне, и я получаю от этого такое же наслаждение совместного присутствия, разделенной радости».
Пани Марьяна также озвучила главную идею кампании: «Ребенку нужна мама, пусть даже и попавшая в неприятности. Ребенку нужен отец, даже если он не из самого ответственного десятка. Ребенку нужна родная душа, безусловная любовь. Поэтому я уверена, что следует помочь семье, которая оказалась в кризисе, но оставила при себе детей».
С каждым участником флешмоб набирал силу, обогащаясь их видением, опытом, словами от души. Меня лично очень обрадовало участие Виктора Морозова, переводчика серии книг о Гарри Поттере (его перевод признан одним из лучших в Европе), большим фанатом которого является моя шестилетняя дочь.
Дочь также натолкнула меня на мысль пригласить к участию писательницу Екатерину Михайлицину: она листала читаную-перечитаную «Хто росте в парку», а я впервые обратила внимание на посвящение «моєму татові» и поняла, что человеку, который посвящает книгу родителям, есть что рассказать о своем детстве.
Пани Екатерина поделилась очень личным опытом пребывания сына в реанимации новорожденных: «Мы приходили побыть рядом, подержать за ручку, погладить, спеть любимые песни и почитать стихи. Не удивляйтесь, даже у таких малышей есть любимое — ритм голоса и речи, к которому привыкли еще в утробе, который успокаивает, поддерживает и дает силу выкарабкаться из тяжелых жизненных ситуаций. Это подтвердил нам и заведующий реанимацией, с которым мы как-то разговорились. Потому что ощущение, что ты нужен, помогает ребенку вылечиться и выжить, очень буквально».
Особенно ценно, что некоторые люди поделились не только приятными воспоминаниями, но и сокровенным и больным. Так, бывшая воспитанница интерната, общественный активист Лина Дешвар рассказала о жизни в интернате в ожидании чуда: «Зима. И все тот же детский дом. Признаюсь, я любила этот период и надеялась, что в этом году будет лучше, чем в прошлом. И вот мы готовимся к праздникам. Я выучила все стихи и все песни. Но когда наступали праздники, я их не видела: меня сажали не с моей группой, а за спинами работников заведения. Тогда я не знала, почему. Почему Дед Мороз со Снегурочкой не зовут рассказать для них стишок, как других? И почему все танцуют и поют, а меня няня прячет за спинами? Сейчас пишу об этом и плачу. Тяжелое и яркое воспоминание. А потом мы после этого праздника шли в группу, и воспитательница просила нас положить подарки на столы и пойти помыть руки. Мы шли, а когда возвращались, подарков не было — ни конфет, ни игрушек...»
Блогер Юлия Ще откровенно рассказала о послеродовой депрессии: «Мне надо было услышать лишь несколько искренних слов: «Юля, все, что с тобой происходит, нормально! Так может быть! Ты ничего страшного не делаешь! Ты просто уставшая мама. Ты просто мама, которая может ошибаться! И ошибаться — это тоже нормально!».
Вместе с тем было много радостных воспоминаний, при чтении которых у меня щипало в носу. Об объятиях, запахе маминых духов, рыбалке с отцом, чемодане конфет от старшего брата, халабудах и «привидениях» из одеял, поддержке родственников после смерти отца.
Пиарщик группы Pianoboy Ольга Шурова рассказала, как родительская любовь наделяет детей силами, которые навсегда остаются во взрослой жизни: «Родители научили меня многому, но главное — интуитивно дали ощущение, что они всегда на моей стороне. На этой «гравицапе» я лечу по жизни уже много лет, не зная преград. Благодаря этим мегатоннам безусловной любви я не только достигла в своей жизни так называемого успеха, делала невозможные вещи, пробивала невозможные стены. Благодаря этой мощной «гравицапе» у меня есть силы ежедневно запитать еще несколько атомных станций вокруг себя, чтобы этот ток любви шел дальше и рос, как снежный ком».
Одна из участниц флешмоба Ольга Жук продолжила тему: «Вылюбленных детей очень легко увидеть во взрослых, они счастливы и не скованы в теле, они несут любовь и уют».
Нет, мы не рассчитывали, что флешмоб что-то изменит в проржавевшей системе детских домов и интернатов, что чиновники сразу же поставят интересы ребенка на первое место. Жизнь свидетельствует: реформа либо не происходит, либо тормозит, либо выезжает на «нравственно-волевых» энтузиастах. Для нас важно было напомнить обычным людям, что дети в интернатах — такие же, как и все остальные. И они нуждаются в не одноразовых поездках, «апельсинах и конфетах», подарках на праздники, а в настоящем семейном тепле. В фотографиях, которые можно пересматривать с годами и увидеть, вспомнить, почувствовать силу и любовь, которую пронесут из детства во взрослую жизнь. Напомнить, что дети вырастают во взрослых, которые живут рядом с нами, функциональных или нет, долюбленных или нет. Что детство проходит очень быстро, и помочь можно и надо уже сейчас. Что поддержка ребенка — это поддержка его родителей, сохранение родной семьи, а не сбор подарков в интернаты потом, когда ребенка туда забирают. Не надо ждать, пока государство реформирует интернатные учреждения. Дети вырастают значительно быстрее, чем происходят общественные изменения.