Примерно так можно охарактеризовать ситуацию по обе стороны украинско-польской границы с того времени, как два года назад Польша вошла в круг стран Шенгенской зоны.
Сейчас на каждые сто автомобилей, пересекающих украинско-польскую границу, лишь 10 — украинские. Многие жители украинского приграничья, которые до недавнего времени довольно успешно развивали здесь собственный бизнес — строительный, перевозки, гостиничный, аграрный, вынуждены были его свернуть. На плаву остался лишь ограниченный круг предпринимателей, которые имели польские визы и могли продолжить свой бизнес без препятствий. Зато польские предприниматели получили больше возможностей и полностью перетянули на себя инициативу. Именно на польской части границы сегодня больше всего строительных предприятий, гостиниц и ресторанов. Невероятную пользу упрощенного приграничного движения недавно подчеркнул представитель главного статистического управления Польши Вьеслав Лагодзинский.
По его мнению, Подкарпатское и Люблинское воеводства — это экономически слаборазвитые регионы Польши. И именно приграничное движение с Украиной создает шансы для их развития. Это же касается и приграничных зон вблизи Львова и Луцка. Пока уровень экономики в обеих странах не выровняется, государственная польско-украинская граница будет источником заработка для предпринимателей обеих стран. Тем не менее после того, как Польша вошла в Шенгенскую зону, пользу пока что имеют преимущественно польские предприниматели.
Понятно, что украинцы были недовольны таким положением. Поэтому после продолжительных украинско-польских переговоров было решено ввести особые условия упрощенного пересечения границы хотя бы для жителей приграничной зоны. Поначалу речь шла о 50-километровой зоне, а когда в дело вмешался Евросоюз, ее сузили до 30 километров. Таким образом, под действие соглашения о малом приграничном движении попали более полутора тысяч населенных пунктов Львовской и Волынской областей.
Это означало, что около 1,4 млн. жителям выдадут документ, который позволит находиться без паспорта и визы на польской стороне в пределах 30-километровой зоны от границы до 90 дней каждых полгода. Первое разрешение жители получат на два года, а если с их стороны не будет допущено нарушений, следующие разрешения будут выдаваться уже на пять лет. О принятии соответствующего документа и готовности Польши хоть завтра начать выдавать соответствующие документы для пересечения польской границы недавно заявил польский консул. Тем не менее, чтобы соглашение вступило в силу, документ должна ратифицировать Верховная Рада Украины.
На вопрос, не случится ли так, что жители украинской стороны превратятся в дешевую рабочую силу для польских предпринимателей, депутат Львовского областного совета Богдан Кук отметил, что действительно в первый период это даст украинцам возможность заработать начальный капитал, который со временем можно будет вложить в развитие собственного дела. И Жолковский район, где силами малого и среднего бизнеса уже сооружены немало гостиниц, автозаправочных станций, пунктов питания и другого придорожного сервиса, — подтверждение этому.
Как показала недавняя встреча таможенников, пограничников, представителей областных и районных советов и администраций, которые собрались обсудить вопросы реализации соглашения о правилах местного приграничного движения, украинская власть не готова дать «зеленый свет» предпринимателям и заробитчанам. Причина для такого вывода — документ до сих пор не ратифицировала Верховная Рада. Представительница МИД, присутствующая на совещании, оказалась не готовой предоставить какую-либо информацию.
Тем не менее, как сообщил народный депутат Андрей Шкиль, украинская сторона сделала все зависящее от нее для вступления в силу соглашения о малом приграничном движении между Украиной и Польшей. Польская сторона соглашение ратифицировала, но его еще должны подписать президент и премьер Польши. Именно здесь возникают трудности, поскольку всем известны отношения между главой государства и руководителем правительства Польши. Опроверг он также опасение, что начало действия соглашения о приграничном сотрудничестве повлечет вывод рабочей силы за пределы Украины. Здесь все будет зависеть от размера заработка.
По мнению предпринимателей, наиболее серьезной проблемой является то, что, по крайней мере, половина из 1,4 млн. человек, которые проживают в 30-километровой зоне, будет претендовать на получение разрешения на пересечение границы. Скорее всего, украинская власть не готова к такому развитию событий.