UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕЗРАБОТИЦА ПРОДОЛЖАЕТСЯ — ЗНАЧИТ, НАМ ЕЕ ПРОДОЛЖАТЬ?

Это во времена тотальной занятости в Уголовном кодексе СССР существовала статья за тунеядство. Если бы ее не отменили, то сегодня за безделье могли бы попасть за решетку 36 тысяч украинских семей...

Автор: Ольга Ваулина

Это во времена тотальной занятости в Уголовном кодексе СССР существовала статья за тунеядство. Если бы ее не отменили, то сегодня за безделье могли бы попасть за решетку 36 тысяч украинских семей. Сегодня тунеядство в Украине легализировано и зовется безработицей. За это уже государство не судит, за это граждане осуждают государство.

Решение проблем занятости на государственном уровне осуществляется за счет денег государственного Фонда занятости. С 1 января 2001 года вводится в действие Закон Украины «О государственном социальном страховании на случай безработицы», и сегодня социальные партнеры — правительство, работодатели и профсоюзы — отрабатывают размер страховых отчислений. Реальная же потребность в финансировании услуг по трудоустройству и выплате пособий по безработице составляет 1 млрд. 391 млн. грн. В проекте госбюджета-2001 впервые за 10 лет существования службы занятости отдельной строкой предусмотрено на эти проблемы 40 млн.

Явление, еще некогда считавшееся «пережитком капитализма», сегодня неотступно следует за нами по дороге к заветному рынку. По данным статистики, уровень официальной безработицы в Украине составляет 4,2% от всего трудоспособного населения (22 млн. чел. — Авт.), а неофициальной, т.е. скрытой, — в несколько раз больше. Затянувшийся экономический кризис, банкротство предприятий, разрыв прежних хозяйственных связей, отсутствие привычного госзаказа на производство тех или иных видов продукции, конкуренция — все эти факторы подпитывают существование «лишних» людей на рынке труда.

Правда, министр социальной политики и труда Украины Иван Сахань утверждает, что стабилизация экономики, которая имеет место быть в последние полгода, сказывается на занятости положительно. А именно — появилась дополнительная востребованность рабочей силы. «Нагрузка» на одну рабочую вакансию сократилась с 24 с начала года до 15 человек. А уровень безработицы, в первые месяцы года росший прямо-таки вызывающе, с майских 4,5% упал до вышеназванных 4,2%. И в этом заслуга не только экономической стабилизации (о чем можно спорить), а и выверенной государственной политики в сфере занятости населения.

Впрочем, за последние годы она, эта политика, не изменила своему пути. Интенсивному. На определенном этапе роста безработицы эксперты засомневались было в эффективности традиционных подходов: бороться с экономической незанятостью в период кризиса, создавая дополнительные рабочие места, утопично и заведомо проигрышно. Не лучше ли отпустить безработицу «на вольные хлеба», честно констатировав ее наличие… Одно время акценты в политике занятости были несколько смещены в сторону, так сказать, личной ответственности безработного за свою дальнейшую трудовую судьбу. Отечественные чиновники культивировали принцип «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих», а на государственном уровне для претворения этого лозунга в жизнь предполагалось создавать условия для самореализации каждого на трудовом фронте.

Сегодня все возвращается на круги своя. По словам директора Государственного центра занятости Натальи Ивановой, планы правительства в сфере занятости направлены на создание рабочих мест в различных сферах экономики, в малом и среднем бизнесе. Ноу-хау отечественных методов борьбы с безработицей — беспроцентное кредитование безработных, желающих стать бизнесменами. В этом году 200 человек, официально зарегистрированных в центрах занятости в качестве безработных и изъявивших желание заняться предпринимательством, получили ссуды. Общая сумма, выделенная на кредитование малого бизнеса из средств Фонда занятости, составила 446 тыс. грн. В следующем году, в связи с большим спросом на стартовый капитал, на кредиты безработным планируется выделить 3 млн. грн. При этом размер ссуды ограничен: с оформлением юридического лица с правом найма рабочей силы — до 200 минимальных зарплат, физическому лицу — до 100.

Как видим, пребывание на учете в центре занятости дает хоть какие-то преимущества стопроцентному безработному: маленькое, но все же пособие по безработице (его средний размер составляет нынче 52—55 грн.), надежда найти работу по специальности, переквалифицироваться за государственный счет или получить кредит для самотрудоустройства в бизнесе. Гораздо хуже чувствуют себя «приписные» безработные — те, кто находятся в долгосрочных неоплачиваемых отпусках, сохраняя безвозмездную преданность своему предприятию. Проведенное социологами исследование показало, что 43% попавших в такую ситуацию считают, что даже такая иллюзорная занятость обеспечит им определенную часть дохода (т.е. они не видят возможности для себя найти другую работу); 12,5% объясняют свое поведение привычкой; 9,5% — приближением пенсионного возраста. Остальная же часть «отпускников поневоле» рассматривает столь специфическую привязанность к рабочему, но «недоходному» месту как возможность заниматься незарегистрированной деятельностью, имея при этом официальное место службы — на случай, если «компетентные» органы поинтересуются.

Наши чиновники вынуждены закрывать глаза на теневую биржу труда, так как не в состоянии помочь «лишним» людям. Официальное же признание скрытой безработицы с введением понятия «частичной» безработицы с соответствующей оплатой временного вынужденного тунеядства трудоспособного гражданина означало бы признание государством своей несостоятельности в том, что касается обеспечения конституционного права на труд. Благие намерения на безденежье остаются нереализованными.