UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕДНЫЙ НЕБОГАТОГО ВЕЗЕТ...

Вот уже второй год неурегулированным остается вопрос — кто дальше будет содержать объекты социальной сферы, уже не принадлежащие колхозам, но еще не переданные советам...

Автор: Роман Якель

Вот уже второй год неурегулированным остается вопроскто дальше будет содержать объекты социальной сферы, уже не принадлежащие колхозам, но еще не переданные советам. При нынешнем низком уровне обеспечения потребностей школы, детского сада, дома культуры, больницы или амбулатории приходится говорить не только о юридической стороне дела, но и о социальной: куда идешь, село? Какова твоя дальнейшая судьба?

9 марта прошлого года, как один из ключевых моментов в проведении аграрной реформы, был подписан указ Президента «О некоторых мерах по улучшению условий хозяйствования негосударственных сельхозпредприятий», вменяющий в обязанность на протяжении года безвозмездно передать объекты социальной сферы в коммунальную собственность. Однако выше президентского документа стоит закон об НДС. А его буква утверждает, что такая операция по передаче облагается налогом по ставке 20 процентов от стоимости имущества. Исключение — для плательщиков налога. А среди местных советов их — единицы.

До парламентских каникул народные депутаты так и не удосужились внести соответствующие изменения в закон об НДС и принять малый Налоговый кодекс. И поэтому большинство детских садов, домов культуры, медицинских учреждений, до недавнего времени принадлежавших КСП и содержавшихся за их счет, сейчас остались без собственника, читайте — без четко определенного хозяина. К началу июля в области оформлена передача в коммунальную собственность лишь 192 детсадов из запланированных 290, 68 из 83 клубов, 87 из 157 медпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, медамбулаторий.

Некоторые более мощные хозяйства хоть и утратили право собственности на объекты социальной сферы, тем не менее не сняли их со своего прямого финансирования. Сейчас около 50 новых агроформирований в регионе стопроцентно обеспечивают потребности учреждений социальной сферы села — в зарплате, детском питании, оплате энергоносителей. А в целом по области детские сады, школы, медицинские учреждения полностью на собственные средства содержат только 30 процентов новообразовавшихся частных сельхозпредприятий, а частично — 50—60 процентов. Достаточно типичная ситуация в селе Бище Бережанского района. Здесь выплата зарплаты социалке легла на местный бюджет, а крестьянское ООО обеспечивает детей в школе и детсаду питанием.

Министерство аграрной политики в феврале нынешнего года направило областям письмо, в котором просит частные хозяйства финансировать не менее трети потребностей учреждений социальной сферы и оказывать материальную помощь хотя бы детским дошкольным учреждениям. Вышло соответствующее распоряжение председателя облгосадминистрации. Состояние социальной сферы и рыночной инфраструктуры на селе рассматривалось на недавней сессии облсовета.

— Мы разъясняем руководителям частных хозяйств, насколько важно не потерять, а поддержать социальную сферу. Ведь она служит людям, работающим в том же сельхозпредприятии, говорит заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия облгосадминистрации Николай Баглюк. — Для этого в районах проводим семинары по проблемам использования и передачи объектов социальной сферы.

Тем не менее, кроме пристального внимания, объекты явно нуждаются в скорейшем решении своей судьбы. На сессии облсовета обнародованы факты, вызывающие особую тревогу. В ряде населенных пунктов детские дошкольные учреждения закрыты, менее половины детей охвачены детсадами в Кременецком, Збаражском, Зборовском районах. В сельских школах региона питаются уже меньше половины учеников, в то время как еще пять лет назад могли обедать 80 процентов детей. А в 20 сельских медицинских учреждениях области нет ни одного медработника... Тем селам, где на базе КСП образовалось несколько слабых агроформирований, не позавидуешь. Учебные заведения, учреждения культуры и медицины там в плачевном состоянии.

Новообразовавшиеся хозяйства сбросили с себя далеко не всю социалку — 20 процентов из них внесли в свой уставный фонд некоторые категории объектов социальной сферы, в том числе детсады и жилье. Ведь детские дошкольные учреждения ценны прежде всего своей кухней, где традиционно готовят еду труженикам полей. И поэтому в отдельных районах, к примеру в Шумском и Бучацком, частные сельхозпредприятия воздержались от передачи детсадов в коммунальную собственность. Но это, скорее, исключение из общего правила. Ну какому из новых предприятий захочется включить в свой уставный фонд, например, фельдшерско-акушерский пункт или амбулаторию?

Даже если поверить в добрые намерения прошлогоднего президентского указа, подписанного с целью «обеспечения условий для эффективной деятельности сельхозпредприятий на основе частной собственности», то основные затраты на содержание объектов социальной сферы лягут не на мнимых спонсоров, а именно на местные бюджеты. Но пока только некоторые из них научились зарабатывать средства, чтобы стать плательщиками налогов и должным образом содержать переданные им учреждения. Перспективен опыт руководства сельского совета в Токах Подволочиского района. Здесь местные власти длительное время сдают в аренду помещение, в котором разместились кафе, дискобар, и с прибылей от аренды обеспечивают питанием школу и детсад, а зарплатой — работников детсада.

За последние два года, можно сказать, немного «прозрели» и сами учебные заведения и учреждения культуры. Например, на протяжении 2000 года за счет дополнительных учебных услуг и аренды помещений сельские школы заработали 758 тыс. гривен. Предоставлять платные услуги и тем самым содержать себя уже научилась почти треть сельских домов культуры и клубов. Получает распространение практика, когда директора берут в аренду эти учреждения культуры, разворачивают там разноплановую деятельность и таким способом содержат их. В Залищицком районе, например, шесть клубов арендуют руководители. А вот с учреждениями здравоохранения на селе дело намного сложнее: ни одно из частных предприятий не спешит включать их в свой уставный фонд, не соглашаются и арендаторы...

Законодательная база явно отстает от реальных требований аграрной реформы. Нынешняя ситуация на селе очень напоминает известную притчу о телеге, которую пустили впереди лошади. А об этой лошади — социальной сфере — различные ветви власти вспомнили лишь в конце передела земельной собственности.

Перекошенное колесо аграрных преобразований на ходу не выпрямить. И потому едва ли не последняя надежда возлагается на органы местного самоуправления. От того, сколько заработают они денег и соберут налогов, зависит перспектива села и, в конечном итоге, его будущее.