UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕДНОСТЬ — НЕ ПОРОК? ДЛЯ ГРАЖДАНИНА — ВОЗМОЖНО. НО НЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

Бывают случаи, когда очень трудно соответствовать канонам своей профессии. И быть беспристрастным, представляя точки зрения одной и другой стороны...

Автор: Зоя Вишневская

Бывают случаи, когда очень трудно соответствовать канонам своей профессии. И быть беспристрастным, представляя точки зрения одной и другой стороны. Слишком уж постыдно явление, о котором пойдет речь. Необъяснимо на уровне здравого смысла. И слишком уж буднично воспринимается оно чуть ли не всеми нами. Что, мол, тут поделаешь — издержки эпохи перемен.

Только «издержки» эти — человеческие судьбы. Порой с трагическим исходом.

Я не могу быть беспристрастной, понимая, что пенсии наших стариков просто физически не может хватать для жизни в течение месяца. Какая «потребительская корзина» — дна ее даже не закроет! Мне больно за пенсионеров и стыдно перед ними. Потому что очень хорошо помню, как ответственны были в своем отношении к работе мои родители. Они даже в страшном сне не могли представить, какой черной неблагодарностью отплатит им государство в старости.

Я никак не привыкну к тому, что вижу роющихся в мусорных баках стариков. Или даже не стариков, а просто нищих людей.

Я знаю, что попрошайничество стало в наши дни очень прибыльным и хорошо организованным системным бизнесом, и тем не менее часто подаю детям, которые подходят со словами «купите мне что-нибудь покушать».

Когда-то давно, в университете, однокурсник сказал, увидев, как я подала полтинник старушке у церкви: «А ты знаешь, что Маркс никогда не подавал нищим? Потому что жалость унижает человека».

И тогда это воспринималось если даже и не абсолютно нормально, то, по крайней мере, объяснимо. Да, жалость унижает человека с чувством собственного достоинства. А достойным человеком мог тогда быть каждый — получить профессию (безработицы в те годы просто не было, не работающие без видимой причины назывались тунеядцами и всячески порицались обществом), заработать средства на нормальную достойную жизнь, а если еще откладывать на сберкнижку — то и на мотоцикл или кооперативную квартиру накопить…

Понадобилось всего-то чуть больше полутора десятков лет, чтобы понять — не жалость унижает человека. Унижает бедность. Особенно — незаслуженная.

Поэтому с некоторых пор я очень хорошо понимаю своего соседа по дому, который в вечном споре о достоинствах и недостатках столичной власти сказал: «Пусть строят, что хотят. Но зато они о стариках и бедных заботятся.».

С некоторых пор — потому что Киевская городская администрация вот уже второй год ведет с бедностью если не глобальную войну, то, как минимум, решительный бой. Официально он имеет название «Комплексная программа обеспечения реализации Стратегии преодоления бедности в г. Киеве».

Как помогать, не унижая

Отправная точка проблемы — определение категорий «малообеспеченные» и «находящиеся за чертой бедности». Собственно, в каждой стране понятие «бедность» разное. В США, к примеру, считается бедным гражданин, доход которого составляет меньше 420 долларов в месяц. Наши масштабы, конечно же, далеко не те: в Украине законодательно определено, что черта бедности составляет 175 гривен, то есть около 32 долларов. Что, как известно, не мешает весьма ответственным органам назначать пенсии по старости или нетрудоспособности в гораздо меньших размерах, одним росчерком пера (или щелчком калькулятора) занося человека в разряд малообеспеченных.

Киеву в этом смысле удалось добиться рекордного (абсолютно без иронии) показателя. Если верить статистике, то, по данным 2001 года, самый низкий уровень бедности именно в столице: 5,8%. Это значит, что только каждый семнадцатый киевлянин имеет месячный доход менее 175 гривен. Тогда как в занимающей второе место в этой шкале Киевской области ниже уровня бедности живут 19%, то есть каждый пятый. Не говоря уже о Закарпатской области — там почти 50% бедных, в Крыму — 38%, в Хмельницкой области — 36%.

Сергей Бычков, начальник главного управления социальной защиты населения Киевской городской госадминистрации (КГГА), находится, как понятно из названия подведомственной ему структуры, на самом переднем фланге в этом «бою». Впрочем, какой-то особо новой или слишком сложной задачи управлению решать не пришлось. Ведь в Киеве давно утверждена и действует масштабная программа «Забота», направленная на поддержку незащищенных слоев населения, организацию деятельности учреждений и общественных организаций, занятых в этой сфере. Так что «Забота» вошла как основная составляющая в новую Комплексную программу.

То, чего не додает обделенным гражданам государство, пытаются хоть немного компенсировать своим жителям в Киеве из местного бюджета. В рамках программы «Забота» город предоставляет около 30 видов различных доплат и адресной материальной помощи наиболее в ней нуждающимся. В 2002 году на это было израсходовано 117,3 миллиона гривен, в бюджете на этот год таких средств предусмотрено уже около 126 миллионов.

Общее понятие «адресная материальная помощь незащищенным слоям населения» состоит из абсолютно конкретных направлений работы. К примеру, ежеквартально приобретаются проездные билеты для малообеспеченных многодетных семей (тех, у которых четверо и более детей до 16 лет). Ежемесячно обеспечиваются материальной помощью одинокие матери, малообеспеченные многодетные семьи, воспитывающие пятерых и более детей, каждый месяц инвалидам 1 группы предоставляется доплата к пенсии для оплаты жилищно-коммунальных услуг, регулярно назначаются субсидии нуждающимся как на плату за жилье и услуги, так и на приобретение топлива. Ну, и кроме этого почти к каждому значительному празднику эти категории населения по распоряжению главы КГГА получают отдельную денежную помощь. Но не только финансовую: всего в 2002 году около 76 тысяч малообеспеченных граждан получили различной помощи на сумму 6,6 миллиона гривен. Это, кроме денег, и оздоровление, продукты питания, организованное горячее питание, промышленные товары, ремонт бытовой техники, другие услуги.

Кстати, во время подготовки и программы «Забота», и Комплексной программы преодоления бедности одной из главных задач управления было безошибочно определить (никого не пропустив, но и не вписав кого-то незаслуженно) те категории граждан, которые сами не могут преодолеть объективно сложившееся их бедственное положение, а также изучить уровень доходов каждой семьи (или человека), чтобы точно знать, какого характера помощь необходима. Ведь кому-то не обойтись без материальной поддержки, а другому (например, инвалидам трудоспособных категорий, многодетным семьям) можно помочь, устроив на работу или найдя возможность трудиться дома.

Исследования, проводимые в ходе выполнения программы «Забота», выявили, что наиболее уязвимой для жизни в нынешних условиях категорией оказались семьи с детьми, особенно малолетними. Почти на грани выживания находятся сейчас семьи с тремя и более детьми и семьи, в которых малышам еще не исполнилось три года. На 1 января 2003 года на учете в органах социальной защиты населения Киева состоит около 18,5 тысячи семей с детьми, из них 7 400 — малообеспеченные семьи, которым с начала года выплачена помощь из городского бюджета на общую сумму 7,85 миллиона гривен.

Другой по «степени риска» группой являются семьи, состоящие исключительно из пенсионеров, которые потеряли даже остаточную трудоспособность, поэтому никаких доходов от занятости не имеют. То есть живут только на определенную государством пенсию. Сейчас в столице более 300 тысяч неработающих пенсионеров, которые достигли пенсионного возраста и получают не более четырех минимальных пенсий по возрасту, то есть не более (а кто-то гораздо менее) 189 гривен. Так что многие сводят концы с концами только благодаря «Заботе».

Третья категория, бесспорно нуждающаяся в государственной опеке, — это инвалиды. Их в Киеве (состоящих на учете в органах соцзащиты) — 132,5 тысячи. Причем эта категория специфическая, и помощь ей нужна отнюдь не только финансовая. Ведь иногда никакие деньги не могут заменить человеку, ограниченному в дееспособности, средства передвижения или неудобства социальной сферы. Поэтому еще в 1999 году КГГА было принято решение о создании специальной службы по предоставлению помощи инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата. Действует такая служба при территориальном городском центре, начинала она свою деятельность, имея в распоряжении 15 автомобилей, а к концу прошлого года их насчитывалось уже 25, и С.Бычков уверен, что в этом году будет еще больше. Только за прошлый год инвалидам было предоставлено около 18 тысяч услуг по перевозке (разумеется, бесплатно).

1269 социальных работников города обслуживают 17,3 тысячи одиноких граждан пожилого возраста, в том числе 770 человек — с психическими расстройствами. И здесь столица оказалась впереди — впервые создана служба по обслуживанию инвалидов с нарушениями психики на дому.

В прошлом году у инвалидов практически не было проблем с получением средств реабилитации. По той же программе «Забота» на эти цели было выделено около 1 миллиона гривен: инвалидные палки, костыли, ходунки выдавались по первой заявке.

Если человек ограничен в своих возможностях, но может и хочет посильно работать, его направляют во Всеукраинский центр профессиональной реабилитации инвалидов. Здесь только в 2002 году прошли подготовку 16 инвалидов, восемь направлены на трудоустройство. А всего же в Киеве создано 227 рабочих мест для инвалидов, в том числе 37 — для надомного труда, трудоустроен 201 человек.

Впрочем, работа с инвалидами — это целый комплекс, в котором задействованы не только структуры горадминистрации, но и городской Центр по работе с инвалидами, и общественные организации инвалидов. Сообща они ищут и отрабатывают новые формы сотрудничества местных властей и общественных организаций инвалидов. При Центре создано кадровое агентство, которое изучает спрос и предложение, формирует банки данных. Учреждена юридическая помощь инвалидам и общественным организациям по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности.

И весьма заинтересованное лицо — Василий Назаренко, председатель Координационного совета общественных организаций инвалидов — результатами работы этих организаций на данном этапе доволен. Разумеется, не абсолютно, потому что проблем для инвалидов еще остается весьма немало, но на городском уровне они решаются, сколько хватает возможностей. Чего нельзя сказать о государственном. Потому что и здоровому человеку трудно прожить на 140—170 гривен пенсии, что же говорить об инвалидах, которым требуется больше других — уход, лекарства, средства реабилитации… То есть эти размеры нужно пересматривать на законодательном уровне.

Но инвалидам-льготникам хоть чуточку легче именно благодаря льготам, отмечает В. Назаренко. Зато для одиноких инвалидов нельготных категорий жизнь превращается в замкнутый круг: лечение и санаторно-курортное обслуживание не по карману, добраться к месту лечения — очередная проблема, даже защитить себя и жилье они не в состоянии. Вот эти и другие предложения и внес он на рассмотрение столичной администрации.

Куда податься бедному интерну …

Сын моей подруги в прошлом году закончил мединститут. Престижное образование совсем не гарантировало ему работы, искал ее сам. Нашел два места. В одном — государственном — ему предложили оклад в пределах 180 гривен. В другом — ведомственной поликлинике — работу на полставки с оплатой… 48 гривен. За эти деньги он должен работать четыре часа и принять 12 пациентов.

Саша согласился на оба предложения, и молодая жена видит супруга редко и уставшим.

Отказался бы и попытался найти что-нибудь «подороже»? На первый взгляд — да, мог бы. Но все хорошо платящие учреждения и фирмы стремятся заполучить врача (как и многих других специалистов) с опытом работы. А после интернатуры — какой это опыт?

Как живет их молодая семья, я представляю с трудом. Во всяком случае, через день ездят обедать или ужинать то к одной маме, то к другой…

«Ну, что об этом писать? — с горечью сказала подруга. — Такие у них ставки, утвержденные еще при царе Горохе, и никакому министерству это не болит. Кто поверит, что врач не берет денег за лечение? А кому расскажешь, что предыдущего врача выгнали из той ведомственной поликлиники именно за то, что брал?..»

Да, устроиться на работу в Киеве практически не проблема. Об этом неоднократно говорил и глава КГГА Александр Омельченко, и специалисты, да и статистика на их стороне. Уровень трудоустройства в столице самый высокий — 19,2 тысячи киевлян получили работу в прошлом году, или каждый второй (сравним с 1996 годом, когда был трудоустроен каждый шестой из обращавшихся). Нагрузка на одно рабочее место в Киеве самая низкая — 0,6. По Украине этот показатель — девять, по отдельным областям еще выше: в Тернопольской, Ривненской — 33, Ивано-Франковской, Закарпатской — 25, Черновицкой, Львовской — 19, в Крыму — 14, в Днепропетровской — восемь претендентов на одно рабочее место. И это при том, что в Киеве работает еще более 100 тысяч иногородних.

Уровень занятости в столице на 5,5% выше, чем в целом по Украине, а уровень безработицы самый низкий — 0,5% против 3,7% по Украине. При этом средняя помощь по безработице в Киеве вдвое выше, чем по Украине и составляет 247 гривен (106 — средний показатель по Украине).

Но проблему моего знакомого, начинающего врача Александра начальник управления труда и занятости КГГА Татьяна Киселева понимает очень хорошо. Она рассказала о конфликтной ситуации с подобной подоплекой. Еще в 2001 году Национальной службой посредничества и примирения был зарегистрирован коллективный трудовой спор между ЦК профсоюза медиков и Министерством здравоохранения в части невыполнения законодательства об охране здоровья, а конкретнее — врачи требовали выполнения ранее принятого условия о приведение средней зарплаты медиков в соответствие со средней оплатой труда в промышленности. Спор этот, кстати, еще не получил своего завершения в силу целого ряда причин, среди них и объективных. Но на самом высоком уровне — минфиновском — инициаторов конфликта проинформировали, что для решения этих вопросов потребуется не менее 4,5 миллиарда гривен, или 70% всего фонда на здравоохранение по Украине, а документальное приведение средней зарплаты медиков в соответствие со средней оплатой труда в промышленности повлечет только увеличение задолженности в бюджетной сфере.

Однако Татьяна Николаевна убеждена: если бы на законодательном уровне были приняты решения о поэтапном приближении уровней, подобных проблем и таких конфликтов не возникало бы. И наши бюджетники не чувствовали бы себя столь обойденными.

Сегодня в Киеве 26,6% работников бюджетной сферы от общего количества работающих. Большинство из них получают заработную плату значительно выше, чем их коллеги по Украине, но ниже средней зарплаты по Киеву (эта цифра составила в ноябре 2002 года 678 гривен, что в 1,9 раза выше размера прожиточного минимума и в 1,7 раза превышает среднемесячную заработную плату по Украине — 396 гривен). Скажем, в медицине киевляне получают в среднем 281 гривну, учителя начальных школ — 225 гривен, средних школ — 287 гривен, работники государственных учреждений культуры (без учета тех, которые имеют статус национальных) — 286 гривен. Все эти суммы, как видим, ниже, чем определенный законом прожиточный минимум для трудоспособного человека — 365 гривен.

Киселева отметила и другую проблему города. За счет увеличения продуктивной занятости, повышения оплаты труда существенно возрос размер получаемого Киевом подоходного налога, он составляет 2 миллиарда 40 миллионов гривен. Но структура его такова: около 97% получают от оплаты труда наемных работников и только чуть больше 3% — это налог с доходов от предпринимательской деятельности и капитала.

Факт печальный, как ни посмотри. С одной стороны, это может свидетельствовать о том, что доходы от капитала скрываются в налоговой тени, а с другой — что практически не обеспечивается базовое условие создания среднего класса за счет приватизации и получение доходов рабочими, которые являются акционерами. То есть вот он — значительный резерв повышения объемов подоходного налога, который наполняет местный бюджет и значительная часть которого направляется на оплату труда, в том числе и в бюджетной сфере. Потому что средний класс в западных странах в основном формируется из бюджетников — работников образования, здравоохранения, культуры, а также малого и среднего бизнеса. По Киеву средняя заработная плата занятых в малом бизнесе выше, чем по Украине, но вдвое ниже, чем средняя по Киеву. И опять-таки ниже прожиточного минимума.

Задача со многими неизвестными

Как подчеркивают специалисты, необходимо различать бедность субъективную и объективную. Когда проводили опрос киевлян на эту тему, то почти половина опрошенных сказали, что они относят себя к категории бедных. Это феномен субъективной бедности. Потому что так считают сами люди, определяя уровень своих потребностей и возможностей по своему разумению. Но эти данные являются основой для дальнейшего прогнозирования общественного поведения таких лиц. Потому что такая субъективная бедность, убеждены эксперты, занимающиеся проблемой на научном уровне, фактически формирует неконструктивное, иждивенческое поведение: если я бедный, то мне все должны помогать.

Швеция — страна с наиболее развитой социальной политикой — в свое время столкнулась с тем, что для выполнения своих масштабных социальных программ ей пришлось поднять налоги. Увеличение налогов привело к тому, что в экономике начались кризисные явления. Многие шведы проворно постигли науку выбивать себе социальную помощь, стал исчезать стимул к труду. Добавили головной боли и эмигранты, привлеченные как раз большими социальными гарантиями. Поэтому решать проблему нельзя только с точки зрения поддержки нуждающихся. Необходимо помогать людям и в другом: самим справляться с проблемой, если это в их силах. Киеву пока что это удается неплохо. А стране?

А это уже задача государственного масштаба. Самое печальное, что за ее решение отвечают все — парламент, Кабмин, министерства и ведомства, и в то же время не известно, кто конкретно. Задача с очень многими неизвестными…

Позор бедности ложится на всю страну целиком. Но, похоже, что болит это только самим бедным.

… Я, конечно же, не могу пожелать всем малоимущим немедленно переселяться в Киев — это абсурдно. Но очень хочу пожелать властям всех регионов воспользоваться киевским опытом и хоть немного облегчить жизнь своим униженным бедностью землякам. Это будет и по-хозяйски, и — главное — по-человечески.