Об отмене «пакетов малыша» или, как их называют, бэби-боксов, а точнее об экспериментальном проекте правительства по их монетизации, который должен запуститься по всей Украине с 1 сентября и действовать в течение 2020–2021 годов, не высказался, кажется, только ленивый.
Особенно громко требования вернуть бэби-боксы звучат со стороны производителей. Самый активный из них — владелец сети «Текстиль-контакт» Александр Соколовский — собрал мощную базу аргументов, почему бэби-боксам быть. Среди аргументов — и поддержка отечественного производителя, и рабочие места для украинцев (в производстве бэби-боксов, по его словам, задействовано около двух тысяч человек, и теперь с десяток производителей потеряют заказы, а около тысячи их сотрудников — работу), и коррупционные риски предлагаемой Минсоцполитики схемы. Ну и главное — расходы госбюджета при этом увеличиваются с 3800 грн (фактическая стоимость бэби-бокса) до 5000 грн, которые будут перечислять на специальную банковскую карточку родителей. Покупка же содержимого «пакета малыша» в розничной сети обойдется им на 40% дороже, поскольку, утверждает Александр Соколовский, сегодня 64 предмета «пакета малыша» в розницу стоят 7300 грн.
При этом владелец «Текстиль-Контакта» забывает упомянуть, что с 2018-го до начала 2020 года бэби-боксы за бюджетные средства закупала международная организация Управления ООН по обслуживанию проектов (ЮНОПС). Украине ее участие в процессе стоило плюс 4,5% к себестоимости бэби-бокса. Еще в какую-то сумму обходилось пломбирование ЮНОПСом каждого «пакета малыша». Довольно кругленькая сумма на счета международной организации, если умножить на приблизительно 310 тысяч родившихся в 2019 году маленьких украинцев. Причем юридически все это было оформлено как международная техническая помощь Украине, осуществляемая за счет субвенции. Схема, согласитесь, странная. Независимо от того, входит 4,5% и «пломба» в общие 3800 грн или нет. В самом начале истории бэби-боксов в телефонной беседе все это подтверждал сам Александр Соколовский. Правда, тогда он еще не был настолько включен в процесс их производства, и на его складах не лежали изготовленные, а теперь невостребованные государством товары для «пакетов малыша».
Впрочем, оставим бизнес-интересы в стороне. Не менее активно требует вернуть бэби-боксы и ЮНИСЕФ. Два года он собирал отзывы родителей и утверждает, что положительное влияние программы на семейный бюджет ощутили 79% людей. 49% удалось существенно сэкономить на покупке товаров для младенца в первые годы жизни.
Надо признать, что за два года существования бэби-боксы прошли длинный и непростой путь развития, увеличив свое содержимое до 64 предметов и существенно повысив их качество. Многие родители, получив «пакет малыша», остались им довольны. Для кого-то он оказался жизненной необходимостью из-за крайней бедности семьи. Для кого-то — просто приятным бонусом. Хотя, по словам некоторых, не слишком приятно, гуляя с коляской по району, видеть других малышей, одетых точно так же, как твой.
Части новорожденных «пакет малыша» не подходил, поскольку они появлялись на свет больше или меньше стандартного веса. Еще часть детей, из-за задержек с поставками, получали его позже и успевали вырасти из предложенных вещей. У некоторых родителей остались вещи от старших детей, а кто-то получил их в подарок от родственников и друзей или же успел приобрести самостоятельно. Нередко можно было увидеть, как «пакеты малыша» частично или в полной комплектации, в розницу или даже небольшим оптом продавались на OLX по гораздо меньшей цене. Государство не отслеживало, используются ли вещи по назначению, и в каком объеме.
Тем не менее можно сказать, что экономический эффект для семей все же был. Причем для всех без исключения, а не только тех, кто в этом действительно нуждается. Хотя экономически поддержать родителей, по логике, должна была помощь при рождении ребенка. В программе же «Ответственное родительство», частью которой стал «пакет малыша», главным был эффект социальный. Сопоставим ли он с затратами государства? И есть ли вообще?
Позволю себе высказать непопулярную точку зрения. На мой взгляд, социального эффекта от бэби-боксов не было. Зато процесс их закупки и формирования сопровождался множеством коррупционных скандалов, в результате чего Донецкая область, к примеру, с самого начала оказалась вообще не охвачена «пакетами малыша».
Именно поэтому в начале 2020 года был определен механизм закупки «пакетов малыша» по отдельной программе. 1,23 млрд грн на эти цели должны были проходить через государственный центр «Профзакупівлі». Однако тендерные процедуры не состоялись. В Антимонопольный комитет поступили жалобы на нарушения процедуры (ошибки в тендерной документации) и закупку вовсе отменили.
Что на самом деле в этом процессе происходило, мы сейчас комментировать не будем. Механизм закупки бэби-боксов в соответствии с украинским законодательством не был отработан пока этим занимался ЮНОПС.
В июле тендерные процедуры должны были начаться заново. Однако в этом случае тендер закончился бы в сентябре-октябре, и в результате многие родители получили бы бэби-боксы с огромным опозданием.
По словам гендиректора директората социальных услуг и интеграции Минсоцполитики Руслана Колбасы, вариантов было два. Первый — просто выдать деньги (компенсацию) родителям и работать над усовершенствованием механизма на 2021 год. Но многие говорили о том, что это неправильное и нецелевое использование средств, поскольку невозможно проконтролировать, купит семья вещи для новорожденного или же потратит, например, на алкоголь. Поэтому было принято решение выписать компенсацию через призму другого механизма, расписанного в постановлении Кабмина №744 от 29.07.2020.
По словам Руслана Колбасы, сейчас ведутся переговоры с Приватбанком о том, чтобы их сотрудник приезжал непосредственно в роддом и выдавал маме уже активированную карточку. Каждый месяц до 10 числа управления соцзащиты подают в Минсоцполитики реестры для перечисления денег в течение одного дня. Ситуации бывают разные, поэтому прописано, что родители могут оформить карту в течение 12 месяцев. Перечисленные деньги можно использовать на протяжении года исключительно на товары для детей. Купить их можно будет в сети магазинов и аптек, заключивших публичные договора с Минсоцполитики. Распечатать типовой договор, который будет размещен на сайте Минсоцполитики, поставить свою печать и прислать в министерство, смогут любая сеть и любой магазин, которые продают товары для детей. Данные об этом магазине сразу же продублируются в Приватбанке.
Сейчас решается вопрос с интернет-магазинами. Также выписывается механизм контроля и мониторинга, чтобы представители управлений соцзащиты могли выезжать и проверять на местах, что было куплено по тому или иному номеру карты. Внедрить монетизацию «пакета малыша» в тестовом режиме Минсоцполитики планирует с 1 сентября, считая, что таким образом родители получат право покупать то, что считают необходимым, в том числе, например, смеси для ребенка или же памперсы на всю сумму. Кроме того, на сегодняшний день на складах производителей находятся 25 тысяч «пакетов малыша». «Мы создадим платформу и родители, получив 5 тысяч гривен, смогут их выкупить, если захотят», — отмечает Руслан Колбаса.
Процедура монетизации натуральной помощи, предлагаемая сегодня Минсоцполитики, выглядит красиво, но на данном этапе не проработана и содержит множество рисков, в том числе коррупционных. В этом точно можно согласиться с владельцем «Текстиль-Контакта».
Представитель Уполномоченного по правам человека по соблюдению прав ребенка и семьи Аксана Филипишина считает, что существует риск неприсоединения к публичному договору с Минсоцполитики и невнесения в реестр магазинов сельской местности. Поэтому проживающим там людям реализовать свое право будет сложно. Кроме того, согласно законодательству о банковской системе, есть исчерпывающий список специальных счетов, к которым этот, «детский», не относится, а значит, при наличии кредитов у родителей, на него может быть наложен арест судебными исполнителями.
«Мы понимаем, что есть моменты, которые с 1 сентября могут привести к определенным трудностям, — отмечает Руслан Колбаса. — Например, если ребенок родился 12 числа, то поддержки в первые дни его рождения не будет. Ему привезут карточку. Но выплата пойдет через месяц. И это — одна из наибольших погрешностей постановления. Обо всем этом нужно думать».
Есть ли вообще смысл переводить натуральную помощь в денежную?
Например, в Финляндии семья может выбрать — взять бэби-бокс или сертификат в магазин. Вся процедура там расписана дотошно и максимально прозрачно — начиная с расчета медицинского и социального эффектов и заканчивая процедурой отбора товаров для бэби-бокса и правилами участия в тендере.
В Израиле бэби-боксами занимается бизнес. Коробки условно бесплатны (стоимость символическая) и продаются только родителям, которые такой бокс не покупали. За второй придется платить уже его реальную стоимость.
«Получать «пакеты малыша» должны не все, а исключительно нуждающиеся, — считает глава правления «Української мережі за права дитини» Дарья Касьянова. — Это не должно быть просто приятным бонусом всем желающим. Украина не так богата. Больше всего меня беспокоит то, что как в старом, так и в новом инструментах отсутствует элемент социального выявления, превенции и мониторинга безопасности ребенка с последующей возможностью ставить семью на учет и предоставлять услуги тем, кто в них нуждается. Особенно, учитывая то, что со следующего года Украина хочет приступить к мораторию домов ребенка. Проводя мониторинг мы видим, что детей в сложных жизненных обстоятельствах много, и часто — совсем маленьких. Рассматривать «пакет малыша» нужно как инструмент выявления неблагополучия на ранней стадии. Насколько это возможно.
Финляндия, например, запускала бэби-бокс для снижения младенческой смертности. Другие страны — для стимулирования рождаемости и профилактики негативных явлений. Какая цель у нас? Чего хотим мы? На этот вопрос должен быть четкий ответ. Но его, к сожалению, как не было, так и нет. А без социальной составляющей и бэби-боксы, и их компенсация неэффективны».
Создание механизма, позволяющего избежать многочисленных коррупционных рисков (например, при составлении списка магазинов, где можно будет отоварить «детскую» карточку) — сложный и трудоемкий процесс. Как показывает пример той же «Дії», с цифровизацией у государства дела, мягко говоря, пока складываются не очень. Самый простой и действенный метод в этом случае — увеличить помощь при рождении ребенка на стоимость «пакета малыша». Но и в этом случае никакого социального эффекта не будет. 1,23 млрд грн, выделяемых государством на комплектацию и раздачу бэби-боксов можно было бы потратить куда эффективнее. Например, перенаправив эти средства на восстановление патронажной службы. Что действительно дало бы серьезный социальный эффект. При условии слаженной межведомственной работы Минсоцполитики и Минздрава.
В первый месяц после рождения первенца у мамы — масса вопросов и тревог. В условиях медреформы, когда участковые больше не приходят на дом, а также в условиях пандемии коронавируса, когда «лишнее» посещение врача в поликлинике несет за собой множество рисков, мама остается один на один со своими вопросами. В помощь — только советы бывалых да Интернет, что иногда оказывается во вред. Патронажная сестра могла бы ответить на все мамины вопросы, дать советы по уходу за новорожденным и за собой, а социальный работник в это время мог бы опытным взглядом оценить риски и потребности семьи. Возможно, попросив родителей заполнить короткую анкету. В случае рисков для ребенка семья могла бы оказаться под социальным сопровождением. Это даже не потребовало бы дополнительных вложений. Уверена, выделяемой государством на «пакеты малыша» суммы было бы вполне достаточно, чтобы патронажная сестра и социальный работник посетили 310 тысяч семей дважды в течение определенного периода. И это, кстати, тоже рабочие места, о потере которых в связи с отменой натуральной помощи сетует господин Соколовский.
Кстати, его пост в Фейсбуке вдохновил аж 73 депутата зарегистрировать 25 августа законопроект №3006а, где речь идет о реанимации бэби-боксов. В пояснительной записке при этом говорится… об улучшении демографической картины и повышении рождаемости. Что вообще не выдерживает никакой критики. По словам директора Института демографии Эллы Либановой, бэби-боксы на рождаемость не влияют никак. Даже выплаты при рождении ребенка имеют лишь разовый эффект.
На самом деле реальную цену «пакета малыша» можно узнать только в одном случае — если они будут оплачиваться из средств, которые украинцы уже привыкли считать своими, например, предложить родителям вычесть 3800 грн из помощи при рождении ребенка в счет «пакета малыша». Несмотря на заявления производителя, что покупка товаров «пакета малыша» в рознице обойдется в 7300 грн и в этом случае родители, по идее, все равно должны существенно выиграть, согласятся на это, думаю, не многие.
Комплексный подход должен включать в себя дородовое наблюдение, патронаж, бэби-бокс и много других вещей. Для начала можно было бы обойтись первыми двумя пунктами. Но в качественном исполнении. Бэби-боксы же в украинском исполнении — просто приятный бонус, который вряд ли может позволить себе страна с дырой в бюджете размером с Марианскую впадину. Но, конечно, я понимаю родителей новорожденных, которые сейчас подписывают петицию о возобновлении «пакетов малыша». Безусловно, очень обидно, когда что-то дают, как говорится, «на шару», и ты уже принимаешь это как должное, а потом вдруг у тебя это отбирают. Но мне кажется, подход здесь все же должен быть государственническим, а не популистским. Реального социального эффекта бэби-боксы не давали. Но их замена (а тем более отмена) будет долго будоражить общество. Так же, как в свое время и их появление.