UA / RU
Поддержать ZN.ua

Злоумышленники с научными званиями

Несмотря на ратификацию Верховной Радой Украины «Конвенции об охране подводного культурного наследия ЮНЕСКО», ситуация в вопросе сохранения объектов, затонувших в водах Украины, становится все катастрофичнее...

Автор: Сергей Воронов

Несмотря на ратификацию Верховной Радой Украины «Конвенции об охране подводного культурного наследия ЮНЕСКО», ситуация в вопросе сохранения объектов, затонувших в водах Украины, становится все катастрофичнее.

На 1 января 2007 года на дне морей и рек Украины лежат 2267 взятых Институтом археологии на учет объектов подводного культурного наследия — от затопленных античных поселений до боевых кораблей и самолетов Второй мировой войны. Официально объекты находятся под охраной законов Украины «Об охране культурного наследия» и «Об охране археологического наследия». Но на самом деле, как свидетельствуют результаты проверки с участием правоохранительных органов и погранвойск, ситуация с сохранением объектов подводного культурного наследия неуправляемая и кризисная, наблюдается тревожная тенденция роста количества нарушений действующего законодательства. Все больше «черных археологов» и коллекционеров переводят свои взгляды от скифских курганов в сторону затонувших транспортов кригсмарине. На сегодня все известные объекты, расположенные на глубине до 100 м, разграблены.

Анализ исследований за 2005—2006 гг. дает возможность констатировать: широкомасштабное уничтожение (разграбление) подводных памятников практически во всех водоемах Украины продолжается. Главным направлением противоправных действий остается подъем военной техники и оружия времен Первой и Второй мировой войн с целью продажи как в Украине, так и за ее пределами. Зафиксирован небывалый рост спроса на нее среди частных коллекционеров Украины. В 2006 году Инспекция археологического надзора департамента подводного наследия Института археологии зафиксировала 47 фактов частичного демонтажа затонувших плавсредств, среди которых раритеты от Средневековья до 1944 года (военного и гражданского назначения), три объекта военно-воздушной техники (СССР и люфтваффе) и три единицы бронетехники (СССР и вермахт). Существенно выросла печальная статистика использования памятников как источника цветных металлов. 94% случаев разрушения объектов истории и археологии приходится на Черноморский бассейн (АРК — 87%, Одесская обл. — 5, Николаевская — 4, Херсонская — 4%). Особенно сложная ситуация в акватории Севастопольской и Балаклавской бухт, Феодосийском, Каркинитском и Каламитском заливах, Керченском проливе, акватории Одесской банки, островов Тендровская коса и Березань.

В минувшем году, по сравнению с 2005-м, в ограблении подводного наследия лидировали частные предприятия, которые под видом экологической очистки акватории Черного моря поднимают и сдают на лом памятники подводного культурного наследия. Среди них — ЧП «Ситал» (г. Севастополь, противоправные действия в Феодосийском заливе), водолазный бот «Кочевник» (г. Севастополь, противоправные действия в Каламитском заливе), коммерческое предприятие «Скайлес» (Балаклава, противоправные действия в Балаклавской бухте), судно «Таврида» (г.Севастополь, противоправные действия в акватории мыса Херсонес), ООО НПО «Экотех» (г. Севастополь, противоправные действия в акватории Северного Причерноморья). Своей деятельностью продолжает разрушение памятников ГАО «Черноморнефтегаз». Значительные убытки нанесла также деятельность ГП «Дельта-Лоцман» во время проведения гидротехнических работ в акватории Днепро-Бужского лимана и дельты Дуная (работой земснаряда уничтожены остатки кораблей XV—XVIII веков).

Черный список потерь культурного наследия Украины постоянно удлиняется. В 2005 году зафиксирован факт полного уничтожения эсминца «Фрунзе» ЧФ (1941 г., акватория о.Тендровская коса, братская могила 125 моряков). К этому приложил руки спортивно-технический клуб подводной деятельности «Садко» (г.Николаев) — корабль разрезан на фрагменты и продан в пункты приема цветных металлов и лома. В конце 2005 года в Каркинитском заливе получил значительные повреждения вспомогательный минный крейсер «Буг» (1922 г.). 50% корабля также разрезано и продано в качестве лома. В 2006 году полностью уничтожен гидросамолет люфтваффе Do-18G-1 (1944 г., Казачья бухта, г. Севастополь) и бомбардировщик ВПС Douglas Boston А-20 Boston III Havoc (1943 г., г. Алупка). В 2006 году зафиксирован 29 фактов разграбления пассажирского теплохода «Ленин» Черноморского государственного морского пароходства (1941 г., мыс Сарыч), который официально является братской могилой 4000 эвакуированного гражданского населения. На протяжении 2005—2006 годов в акватории п-ва Тарханкут разграблен транспорт «№78» (погрузочно-пассажирский пароход «Цесаревич Алексей Николаевич») Транспортной флотилии Императорского черноморского флота (1916 г.). На сегодня под угрозой уничтожения: транспорт «Варна» (1943 г., Каламитский залив), транспорт Santа-Fе (1943 г., Каламитский залив), транспорт Wolga-Don (1943 г., Каламитский залив). При таких темпах разграбления объектов существует реальная угроза полностью потерять их как памятники истории.

Но самым печальным фактом 2006 года стала информация о том, что к процессу противоправных действий приобщились ученые вузов Украины и научно-исследовательских учреждений Российской Федерации.

В августе 2006 года зафиксированы факты нарушения законов Украины Тульским областным молодежным поисковым центром «Искатель» и аквалангистами подводного клуба «Нептун» (г. Тула) под руководством преподавателя Киевского национального университета имени Тараса Шевченко В.Кобца. В районе мыса Тарханкут (АР Крым) были проведены несанкционированные подводные раскопки в квадрате места гибели объекта подводного культурного наследия Украины — 66-пушечного линейного корабля «Святой Александр» ЧФ Российской империи (1786 г.). Зафиксированы факты подъема с 6-метровой глубины пушечных ядер 30, 18 и 8-фунтовых пушек, книппелей, картечных зарядов, фрагментов судовой посуды, лота и других артефактов. Археологов очень беспокоит судьба поднятых экспонатов. Существует опасность, что поднятый материал уже транспортирован нелегально в Россию, а следовательно, потерян для нашей науки навсегда.

В январе 2005 года, октябре и ноябре 2006-го, во время съемок фильма «Искатели» (телеканал ОРТ), зафиксированы факты проведения несанкционированных подводно-археологических экспедиций в Севастопольской и Балаклавской бухтах и Каламитском заливе под руководством специалиста Института востоковедения Российской академии наук В.Лебединского. Зафиксированы факты подъема на поверхность не идентифицированных фрагментов корабля (линкора «Новороссийск») и взрывного устройства, переправленного затем в Российскую Федерацию на экспертизу. Ученый из Российской академии наук с телеэкрана дал квалифицированное заключение, что фрагмент взрывного устройства на 100 процентов имеет отношение к гибели линкора. Во время поисков в открытом море была обнаружена подводная пещера, идентифицированная как подводная база пловцов-диверсантов ВМС Италии. В пещере обнаружены фрагменты легководолазного оборудования зарубежного производства. Поднятый материал нелегально транспортировали в Россию, а значит, он также навсегда потерян для нашей науки. Фрагменты объекта №607-п. линейного корабля «Новороссийск» ЧФ СССР являются подводным культурным наследием Украины, находятся на учете и подлежат охране и хранению. Под руководством В.Лебединского были также проведены частичный демонтаж транспорта Santа-Fе и несанкционированные разведывательные работы относительно санитарного транспорта ЧФ «Армения».

Нельзя сказать, что совсем ничего не делается для решения очерченных проблем. На утверждении в Министерстве культуры и туризма Украины находится значительное количество законодательных актов, предусматривающих стабилизацию кризисной ситуации в вопросе сохранения подводного культурного наследия. Разработан эффективный механизм сотрудничества с Государственной пограничной службой Украины, Службой безопасности Украины и Государственной службой охраны культурного наследия. В 2006 году создан Морской музей Украины, в 2007-м можно ожидать введения в эксплуатацию лаборатории по консервации и реставрации подводного материала. Открыта первая в Украине подводная экспозиция Морского музея «Балаклавская бухта». Найден общий язык и прекращена война с подводными туристами (дайверами). В 2006 году проведено несколько общих экспедиций, имевших научный успех. Благодаря дайверам проведена первая идентификация объекта эпохи Крымской войны — двухмачтового барка Agnes Blaikie Британских экспедиционных сил в Крыму ВМФ Великобритании (1855 г., внешний рейд Балаклавской бухты).

Но это не решение проблемы. Потери нашей культуры и истории — серьезное предостережение и сигнал, что этому черному перечню надо положить конец.