UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ» ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ

Воспоминания людей, переживших клиническую смерть, о «выходе из своего тела», о «длинных туннелях, в конце которых виднеется свет», в популярной литературе появляются достаточно часто...

Автор: Оксана Приходько

Воспоминания людей, переживших клиническую смерть, о «выходе из своего тела», о «длинных туннелях, в конце которых виднеется свет», в популярной литературе появляются достаточно часто. А вот опыт научного обобщения психологических (или, скорее, парапсихологических) феноменов, происходящих с человеком после исчезновения всех признаков жизнедеятельности, был впервые опубликован в авторитетном британском журнале The Lancet лишь в этом месяце.

Исследование, послужившее основой для написания вышупомянутой статьи, провели в Нидерландах. Его цель состояла в дотошном опросе всех переживших клиническую смерть пациентов, еще до их выписки из клиники. Всего «проанкетировали» несколько сот человек. Почти каждый пятый из них сохранил довольно отчетливые воспоминания о том периоде, когда аппаратура фиксировала у него прекращение жизнедеятельности. При этом некоторые воспоминания даже поддавались элементарной проверке на истинность. Так, например, 44-летний мужчина поступил в госпиталь в бессознательном состоянии, без пульса и с нерегистрируемой электрофизиологической активностью мозга. Ему тут же начали делать искусственное дыхание, массаж сердца и дефибриляцию. При этом сестра, ассистировавшая при интубации, заметила, что у пациента вставные челюсти, вынула их и положила на столик. Процесс реанимации прошел успешно, мужчину перевели в палату интенсивной терапии. А через неделю этот человек случайно увидел медсестру, узнал ее и вспомнил, как она вынимала у него вставные челюсти. По его словам, за усилиями врачей, боровшихся за его жизнь, и за своим собственным неподвижным телом он наблюдал с некоторой высоты, оставаясь все же в пределах помещения.

Воспоминания других пациентов проверить оказалось намного сложнее, так как от 8 до 12 процентов людей, участвовавших в исследовании, рассказывали о прохождении через туннель, в конце которого виднелся свет, об общении с умершими родственниками и друзьями. Правда, в отдельных случаях люди сначала говорили, что испытывали подобные переживания, а потом от своих слов отказывались. Были и противоположные примеры, когда о подобных «посмертных» разговорах пациенты после выписки рассказывали своим близким, а исследователям говорили, мол, ничего не помнят.

Утверждать, что данное исследование дает окончательные ответы на вопрос, действительно ли наше сознание является результатом нейрофизиологической активности мозга или же оно способно существовать вне своей физической сущности, никто не берется. «В нас очень сильна понятная и естественная потребность верить, что мы переживем свою физическую смерть и воссоединимся со своими близкими», — замечает в предисловии к статье Кристофер Френч, директор Центра аномальных психологических исследований при британском колледже Голдсмита. Поэтому выдать желаемое за действительное можно и без злого умысла. И тем более данное исследование имеет мало общего с подтверждением или опровержением существования Бога и души.

Тем не менее факт существования определенных психологических процессов, происходящих с некоторыми людьми во время клинической смерти, опровергать никто не пытается. Те, кто пережил опыт «посмертного» общения, отмечают значительные изменения в своей личности. И по их собственным оценкам и по мнению окружающих, они становятся гораздо более терпимыми, любящими, альтруистичными. А вот у перенесших клиническую смерть, но опыта «потустороннего» общения не сохранивших, подобных изменений не наблюдается.