UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖЕНЩИНА И НАУКА: ПОДРУГИ ИЛИ СОПЕРНИЦЫ?

Современное общество и в экономическом, и в социальном аспектах все более зависит от новых научных знаний и технологий...

Автор: Вера Троян

Современное общество и в экономическом, и в социальном аспектах все более зависит от новых научных знаний и технологий. Для обеспечения постоянного развития такого общества необходимо увеличение числа высокообразованных и высокопрофессиональных специалистов, способных проводить научные исследования и приобретать новые знания в различных отраслях науки. На фоне сокращения численности и старения населения во многих развитых странах практически есть только две возможности мобилизации человеческого ресурса на развитие науки — более широкое привлечение к научной деятельности молодежи и содействие участию и продвижению научной карьеры женщин.

На протяжении последних десятилетий все больше девушек поступают в высшие учебные заведения, и сейчас в ряде стран они составляют более чем половину выпускников. Тем не менее женщин-ученых в научных лабораториях и исследовательских центрах намного меньше, нежели мужчин. Растет их научная карьера медленнее, и по мере продвижения по ее ступеням количество представительниц прекрасного пола резко уменьшается. Например, в странах Европейского Союза в среднем только 7% женщин среди тех, кто имеет звание полного профессора (от 5% в Нидерландах до 18% в Финляндии).

Будущий научный потенциал Европы ограничивает низкое представительство женщин не только среди ученых-специалистов, но и тех, кто формирует научную политику. Четкие доказательства необъективности в этой сфере были получены шведскими исследовательницами C.Wenneras и A.Wold. Они проанализировали, почему мужчины получили вдвое больше грантов совета медицинских исследований, нежели женщины. Оказалось, что успех не зависел от базового образования, национальности, сферы науки, а определялся тремя факторами — научной производительностью (количество публикаций и престижность журнала), гендером (при равной производительности мужчины получили высшую оценку) и связью с одним из членов экспертного комитета. По сравнению с претендентом- мужчиной женщина-ученый должна иметь в 2,6 раза большую производительность, чтобы быть оцененной как «равнокомпетентная». Публикация этих результатов в журнале Nature в 1997 г. вызвала активное обсуждение данной проблемы в научной и популярной прессе и аналогичные исследования в других странах.

Голландская ассоциация женских исследований обнаружила, что оценка проектов мужчин, в отличие от проектов женщин, связана еще и с их академическими заслугами. В Дании на протяжении 1994—97 гг. ученые-женщины получили на 38% меньше грантов от совета медицинских исследований, нежели мужчины и их сумма была меньшей на 48%. При этом британские исследователи показали, что в их стране не наблюдается такой дискриминации в экспертных оценках. Руководство шведской науки применило ряд мер — заменило совет директоров министерства, увеличило количество женщин-экспертов, авторам проектов в данное время сообщается оценка проекта и фамилия эксперта, постоянно проводится гендерный мониторинг процесса предоставления грантов и стипендий. Эти критерии увеличили прозрачность финансовой поддержки научных исследований и были одобрены другими странами, входящими в Евросоюз.

Кроме приведенного примера существует ряд других — исторических, социальных, психологических и биологических объяснений недостаточного участия женщин-ученых в научных исследованиях. Исторически далеко не во всех странах сложились традиции равных возможностей полов, многие мужчины чувствуют себя более комфортно без коллег-женщин. Существуют женские стереотипы в выборе профессии, например, о том, что математика — мужское занятие, поскольку женское воспитание культивировало иные ценности. Профессиональная деятельность женщины-ученой чаще зависит от необходимости менять место работы, то есть от так называемого современного явления «мобильности ученых», неравенства зарплат, привилегированности беспрерывной карьеры при принятии на работу. Тем не менее основным фактором сложности является то, что нужно объединять семью, материнство и научную деятельность.

Научная работа нелегка — нет фиксированного рабочего времени, как правило, оно превышает продолжительность установленного рабочего дня, не всегда получаются удачные результаты, необходимо постоянное усовершенствование своих знаний, умение воспринять и оценить поток научной информации и тому подобное. Чтобы женщина могла объединить научную карьеру и материнство, была хорошей матерью и успешным ученым, нужна стойкая финансовая ситуация, помощь и поддержка общества. В таких условиях, как показали исследования финских и американских ученых, нет зависимости между научной производительностью женщин и структурой семьи — женщины с детьми имеют равную, а в некоторых отраслях даже большую производительность, нежели отцы семейств. Исследование большого объема выборки исследователей в США обнаружило, что женщины публикуют несколько меньше статей за год, и это может быть обусловлено меньшим финансированием, однако эти статьи содержат больший объем информации и у них качество выше. Не подтвердилось положение о том, что женщины работают в менее престижных научных направлениях. Например, в Швеции мужчины доминируют в нейрологии, женщины — в иммунологии, и оба направления перспективны и современны.

Есть ли женский стиль в науке, работают ли женщины-ученые так, как мужчины? Оказалось, что женщины отличаются методами работы и интересами, они основательнее и более упорны в исследованиях, меньше стремятся к власти и получению званий и потому больше обращают внимание на различия и детали, более чутки к новому, коммуникабельнее и более открытые к сотрудничеству, поэтому привносят в науку иные перспективы. Давно известно, что женщины склонны к усвоению конкретной информации, но уступают мужчинам в способности к построению пространственных представлений. Такие отличия в познавательных свойствах делают важными исследования особенностей структуры и функции мозга, что отразилось в задачах международного проекта «Мозг человека» и является еще одним свидетельством необходимости создания условий для полноценного участия в научных исследованиях обоих полов. Обнаружены также факты, что для утверждения научных успехов женщин важно их сотрудничество с мужчинами. Например, звание первой Нобелевской лауреатки Марии Склодовской-Кюри было предоставлено только благодаря рыцарскому поступку Пьера Жолио-Кюри, отказавшегося от присуждения ему премии без признания большого научного вклада в изучение радиоактивности жены; научные результаты астронома Каролины Гершел распространяли ее братья.

Для содействия роста роли женщин в научных исследованиях в различных странах разработаны собственные меры, обобщение их позволяет выделить в качестве основных такие. Введение статистического гендерного мониторинга во все составляющие научной политики — в деятельность научных и учебных заведений, фондов, конкурсных программ, конференций. Оценка не только количественного представительства, но и возможных причин его смещения. Включение квалифицированных женщин в структуры, разрабатывающие научную политику и оценивающие ее результаты. Разработка и внедрение программ гендерного равенства в воспитательные учреждения, школы, вузы. Содействие образованию девушек и помощь им в выборе научной профессии — встречи с женщинами-учеными, общее сотрудничество с ними, освещение в средствах массовой информации научных успехов женщин, исследование и использование как моделей примеров из истории мировой и национальной науки, содействие публичному пониманию важности науки (ее социального, а не агрессивного содержания) и престижности научной работы.

И наконец, поддержка научной карьеры женщин. А именно: обеспечение работой всех женщин — выпускниц вузов; предоставление преимущества трудоустройству женщин в тех научных отраслях, где они меньше представлены; специальная финансовая поддержка роста научной квалификации женщин, возврат их к научной деятельности после перерыва по уходу за детьми, поездок на конференции женщин, у которых есть дети; установление при необходимости гибкого графика рабочего времени; содействие деятельности женских научных организаций.

В Украине женщины-ученые принимают участие в работе многих общественных женских организаций, которые все активнее разворачивают свою деятельность. Увы, их профессиональных объединений всего несколько. Это общественная организация «Женщины в науке», Всеукраинская ассоциация «Женщины в науке и образовании», Севастопольская ассоциация женщин-ученых и работников образования.

Имеющиеся у нас результаты гендерного мониторинга в науке опубликованы в книге «Женщина в науке и образовании: прошлое, современность, будущее». Выявленные закономерности близки к описанным в других странах: хотя женщины у нас составляют более половины выпускников вузов, на середину 90-х годов прошлого столетия лишь 14% их становились докторами наук, среди академиков и членов-корреспондентов НАНУ было только 4%. В Киевском национальном университете 41% женщин — кандидаты наук, но всего 16% — доктора наук, среди ученых с научными степенями на факультетах физическом и кибернетики только 9% женщин. На конец девяностых количество женщин — докторов наук возросло до 26%, но это является результатом кризисных явлений в нашем обществе, выезда за границу более мобильной мужской составляющей из научной сферы деятельности.

Не обнаружено гендерного различия у соискателей научных степеней по возрасту, продолжительности периода подготовки диссертаций. Это дает основания утверждать, что и в наших, далеко не благоприятных бытовых условиях, при практически полном отсутствии специальной поддержки женщин — научных сотрудников, интенсивность их труда не уступает интенсивности труда мужчин. Тем не менее представительство их на высших научных должностях низкое. Поэтому очевидно, что реализация приведенных выше мер, разработанных аналитическими центрами развитых стран с целью преодоления гендерных стереотипов в науке, более полного использования интеллектуального женского потенциала, имела бы значительное положительное влияние на повышение уровня научных исследований и в нашем обществе.