В конце мая этого года, стартовавшая с казахстанского космодрома Байконур ракета-носитель «Зенит» украинского производства (НПО «Южмаш», г. Днепропетровск), потерпела фиаско и взорвалась на начальном этапе запуска. Запуск осуществлялся в рамках российско-украинского космического эксперимента. До этого ракета-носитель «Зенит» продемонстрировала беспрецедентную надежность (три десятка запусков без единого сбоя), высокие экономические показатели и технико-эксплуатационные характеристики. Уникальные свойства «Зенита» ранее были приняты во внимание при планировании международного космического проекта «Sea Launch» («Морской старт»). Стоимость проекта оценивается более чем в полмиллиарда долларов («ЗН», 1 февраля 1997 года).
По сообщениям иностранных средств массовой информации катастрофа «Зенита» заставила отложить очередной запуск ракеты-носителя «Зенит», планировавшийся на август этого года.
Наши зарубежные партнеры по совместному проекту (США, Россия и Норвегия) неприятно поражены тем фактом, что украинская сторона до сих пор не представила подробный отчет с анализом причин аварии ракеты-носителя «Зенит». А это уже, на их взгляд, демонстрация неготовности или же нежелания руководителей украинской космической отрасли работать по стандартам цивилизованных стран Запада.
Вспомним хотя бы неудачу с широко разрекламированной мощной французской ракетой-носителем «Ариан-5». Космическая программа по ее созданию «стоит» 8 млрд. долларов. Первый запуск ракеты 4 июня 1996 года закончился на 40-й секунде ее полета взрывом. Привело ли это к общенациональному упадку духа весьма гордых и самолюбивых французов и, как следствие, к свертыванию программы по «Ариан-5»? Отнюдь!
За сутки после аварии по инициативе французов была создана авторитетная международная комиссия, которая в течение десяти дней напряженной и интенсивной работы определила причины аварии «Ариан-5» и составила пространный и в то же время обстоятельный отчет с изложением этих причин. Французы откровенно обнародовали основные положения отчета и дали мотивированное заключение о том, что основной причиной аварии «Ариан-5» явилась несовместимость хорошо зарекомендовавшего себя на ракете-носителе «Ариан-4» компьютерного программного обеспечения, полностью инсталированного на ракете «Ариан-5», с тактико-техническими характеристиками последней.
Вот это открытость и оперативность работы французов, заслуживающие всяческого уважения!
После этого работы по «Ариан-5» незамедлительно продолжились.
А пока что, до выяснения причин аварии, очередной запуск ракеты «Зенит» отложен на два месяца и планируется на конец октября 1997 года.
Первоначально, в конце мая, в средствах массовой информации сообщалось о том, что причиной взрыва российско-украинской ракеты «Зенит-2» явились неполадки в первой ступени кислородно-керосинного ускорителя РД-170. С тех пор новых сведений об аварии не поступало.
Напомним, что по проекту «Sea Launch» пусковой площадкой для ракеты-носителя «Зенит» является модифицированная полупогружаемая нефтяная платформа. Самоходная платформа «Одиссей» весом 21500 тонн завершила морские испытания и убыла в российский город Выборг, куда уже доставлена аппаратура, оборудование и оснастка для запусков. Норвежская фирма «Kvaerner» усовершенствовала бывшую тренажную нефтяную платформу, ранее эксплуатировшуюся в Северном море, на своих верфях в Розенберге. С этой целью фирма дополнила платформу двумя фермами для повышения устойчивости расположенной на платформе пусковой площадки, создала участок сопряжения и доводки ракетно-космического комплекса, сконструировала дистанционно контролируемую стартовую позицию, палубу с выводящей на нее винтообразной лестницей, а также капитанский мостик.
В соответствии с программой доработки подрессоривающие платформу понтоны были удлинены на 15 м и установлены двигатели. Таким образом, огромная массивная платформа может перемещаться по морским просторам со скоростью более 12 морских узлов. На программу по доработке платформы фирма «Kvaerner» потратила свыше полумиллиона человеко-часов.
По международному проекту первый запуск спутника НS702 фирмы «Нughes» на геостационарную орбиту планируется на 1998 год. Предполагается производить до семи запусков ежегодно. До настоящего времени все работы наших зарубежных партнеров по проекту «Sea Launch» не имели сбоев, что обусловлено хорошей организацией работ и их ритмичным и достаточным финансированием.
Как мы уже сообщали ранее, в реализации международного космического проекта «Sea Launch» берут участие фирмы «Boeing» (США), «Kvaerner» (Норвегия), НПО «Энергия» (Россия) и НПО «Южное» (Украина). Проект предусматривает осуществление весьма экономичных космических запусков украинских ракет-носителей «Зенит» в основном из экваториальных районов южнее Гавайев. Энергетические возможности «Зенита» существенно увеличатся за счет дооснащения его верхней ступени ракетным ускорителем российского производства типа «ДМ». Таким образом, появляется возможность доставлять на геосинхронные переходные орбиты до 5 тонн полезных грузов. Предусмотрены также старты из районов полярных широт.
Программа космических запусков уже сверстана вплоть до 2001 года. В портфеле заказов фирмы «Boeing», отвечающей в проекте за маркетинговую политику, уже находится 18 договоров. Из них семь приходится на фирмы «Нughes» и «Loral». Если не появятся новые международные договоренности об ограничении количества космических запусков и по мере приобретения положительного опыта руководители проекта «Sea Launch» предполагают осуществлять до 12 запусков ежегодно.
Установка и отладка пусковой аппаратуры, включая стартовую площадку, автоматический кран подъема и установки ракет, систему кислородно-керосинной заправки ракет «Зенит» планируется к январю 1998 года. К этому времени платформа «Одиссей» должна обогнуть мыс Горн и прибыть в порт своей прописки - Лонг Бич в Калифорнии.
Фирма «Kvaerner» на своих верфях в Глазго (Шотландия) завершает работы по постройке корабля ACS сборки и сопровождения ракетно-космического комплекса. Длина корабля - 200 м. На его борту в горизонтальном положении будет помещаться одновременно до трех ракет-носителей «Зенит». Планируется, что к октябрю корабль прибудет в Выборг для установки на нем аппаратуры российского производства для запуска ракет.
В конечном счете корабль ACS доставит полностью собранные ракеты-носители «Зенит» совместно с полезными нагрузками к платформе запуска. Для окончательной доводки и сопряжения составляющих компонентов ракетно-космического комплекса первоначально этот груз прибудет в порт Лонг Бич.
Высота платформенного ангара, считая от поверхности понтонов, достигает около 75 м. Геометрические параметры верхней палубы впечатляют: ее длина - 130 м, ширина - 67 м. При перемещении платформы по водной поверхности в крейсерском режиме ее осадка (погружение) составляет 7 м. По прибытию к месту запуска ракетно-космического комплекса в наперед выбранной точке открытого океана понтоны заполняются водой. Таким образом, повышается устойчивость стартовой площадки. При этом осадка платформы утраивается и уже достигает 21 м, а ее водоизмещение составляет 46000 тонн.
Все морские операции возложены на норвежскую фирму. Экипаж платформы насчитывает 68 человек. Однако в момент заправки запускаемой ракеты-носителя «Зенит» и при проведении непосредственной подготовки к запуску экипаж должен быть полностью эвакуирован с платформы на корабль ACS.
Будем надеяться, что оговоренные в проекте «Sea Launch» за первый этап работ «Южмаша» денежные суммы в общем размере 75 млн. долл. в полном объеме поступят в украинскую ракетно-космическую казну и создадут достаточные предпосылки для дальнейшего международного космического сотрудничества нашей космической державы.