Представители 122 стран мира в течение всей прошлой недели проводили в Иоганесбурге напряженные переговоры по поводу запрещения создания, использования и хранения токсических химикатов. Принятия глобального запрета удалось добиться лишь под самый конец переговоров, так как подходы богатых и бедных стран к решению одних и тех же проблем содержали принципиальные различия. Для того чтобы преодолеть это расхождение как в приоритетах, так и в возможностях, богатые страны согласились ежегодно выплачивать по 150 миллионов долларов из специального фонда, созданного для финансирования усилий по внедрению альтернативных реактивов для решения жизненно важных задач.
Запрет касается в первую очередь полихлорированных бифенилов, или ПХБ, диоксина и еще нескольких особо опасных химикатов. В то же время ДДТ, инсектицид, который в США был объявлен «вне закона» еще в 1972 году, будет разрешен для ограниченного применения в развивающихся странах в целях здравоохранения. Ведь опрыскивание домов и сельскохозяйственных угодий этим ядом значительно сокращает распространенность малярии, от которой в Африке умирает каждый 20-й ребенок. Правительства Шри-Ланки и Южной Африки, которые решились на запрещение ДДТ в прошлом десятилетии, были вынуждены снять запрет из-за стремительного роста смертности от малярии. «Мы осознаем, что если не будем заботиться о чистоте воды, воздуха и земли, то это нас убьет. Но на это уйдет 10, 20, 30 лет. Малярия же убьет нас завтра», — выразил общую для африканских стран точку зрения представитель Южной Африки.
Выработка согласованной стратегии, учитывающей интересы как богатых, так и бедных стран, заняла более двух лет, и принятый запрет является важной вехой в ограничении расползания токсических химикатов, которые обнаруживаются в организмах животных, выловленных на расстоянии в тысячи километров от того места, где эти препараты применялись.
Оксана ПРИХОДЬКО по материалам International Herald Tribune