Почему нам иногда так трудно что-то вспомнить? Просто в нужный момент мы оказались не настроены на запоминание, уверяют британские исследователи.
«Люди не понимают, что деятельность мозга, предшествующая какому-либо событию, влияет на память о нем, — считает Лейн Оттен из Университетского колледжа в Лондоне. — Они скорее склонны связывать воспоминания с собственной реакцией на то, что произошло».
Оказывается, главное — готов ли мозг воспринять новую информацию. Оттен и его коллеги утверждают, что по активности мозга непосредственно перед тем, как нечто произошло, можно предсказать, сможет человек вспомнить об этом или нет.
Ученые провели эксперимент, в ходе которого добровольцам предложили сконцентрироваться на последовательности слов, которые по очереди появлялись на экране компьютера. Каждому слову предшествовал символ, помогавший определить принадлежность слова к живой или неживой природе.
Через несколько минут испытуемым, к немалому их удивлению, предложили просмотреть иной набор слов и выбрать из них те, что уже видели. Одновременно с помощью электроэнцефалограммы регистрировалась активность их мозга.
Оказалось, что участники эксперимента лучше запомнили слова, которые сопровождали символы, обозначавшие их принадлежность к живой или неживой природе. Это означает, что размышление над смыслом слова помогает лучше его запомнить.
В другой серии тестов на экране сначала появлялся значок, предупреждавший о том, будет слово написано или произнесено вслух. В этом случае «предварительная» активность наблюдалась только для написания. По мнению Оттена, требуется определенное время, чтобы перенаправить мозг от «видения» к «слушанию», а потому практически невозможно было подготовить мозг к запоминанию.
Полученные данные подтверждают давний совет всем учащимся: думайте над тем, что читаете, а не занимайтесь зубрежкой. Также и читая, надо концентрироваться, а не давать мыслям блуждать.