UA / RU
Поддержать ZN.ua

Закон сохранения мысли

Сигнальный экземпляр нового в Украине издания — «Всеукраинской технической газеты» — вышел в свет пять лет назад, в октябре 2002 года...

Автор: Валентина Гаташ

Сигнальный экземпляр нового в Украине издания — «Всеукраинской технической газеты» — вышел в свет пять лет назад, в октябре 2002 года. В этот период стихия новых экономических процессов поставила крест как на отдельных промышленных предприятиях нашей страны, так и целых отраслях. Она выбросила за борт сотни и сотни тысяч ученых, изобретателей, инженеров и квалифицированных рабочих, то есть предполагаемых читателей газеты. Казалось бы, далеко не лучший момент для старта медиапроекта такого профиля.

Тем не менее «ВТГ» не только выжила, но и нашла своих читателей и авторов, консолидируя ту часть научно-технической интеллигенции, которая осознает, что научно-технический фактор в современном обществе знаний является фундаментальным, а капиталоемкость интеллекта растет в мире в геометрической прогрессии. Газета показала: пусть сейчас Украина не только в своих подходах, но даже в критериях оценки собственной научно-технической деятельности отстает от развитого мира, но в стране есть люди, которые способны в новых условиях создавать техногенную основу государства.

Выдающийся мыслитель минувшего века Михаил Лифшиц в одной из своих статей писал, что существует некий «закон сохранения мысли». Согласно ему, к верно поставленной проблеме — рано или поздно, с той или с другой стороны — все равно будут обращаться те, для кого наука не есть только средство самоутверждения. «ВТГ» стала маленьким крепким звеном в этом законе сохранения мысли. Она отражает в своих публикациях реальность, проблемы и перспективы современной науки и технологии, давая слово тем, кто способен анализировать и предлагать свои идеи.

На кого ориентируется издание? Какие ставит цели? Каким видит свое будущее? На эти вопросы отвечает главный редактор «ВТГ» Сергей ПРАСОЛОВ.

— Идея издания принадлежит доктору технических наук, тогдашнему председателю Государственного комитета по надзору за охраной труда, ныне председателю Госкомитета по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору Сергею Александровичу Сторчаку. Он сформулировал и концепцию газеты: нет четкой границы между тем, где заканчиваются технологии и начинается безопасность производства, и если государственная система надзора за промышленной безопасностью будет способствовать общей культуре производства и внедрению современных технологий, то это изменит и удручающую ситуацию с охраной труда в Украине.

Со временем редакция, а вернее, сама жизнь, несколько трансформировала эту концепцию. Как говорят философы, в основе множества иллюзий, заблуждений, общественных пороков и противоборства лежит «технологическая драма человечества», которую оно пытается преодолеть путем смены политических и экономических элит, посредством конфликтов, зачастую не видя истоков собственных успехов и поражений. Особую наглядность сюжет этой драмы обрел в новейшей истории Украины.

Если представить ситуацию образно, то Украина сейчас похожа на убыточное предприятие. Стоит цех науки с выбитыми стеклами, в котором ученые у буржуйки рисуют блестящие планы модернизации, конструкторское бюро «достает» основной производственный цех своими предложениями и изобретениями, а дяди Васи, выслушивая их, кивают головами то на свои станки образца «Догоним и перегоним», то на контору. А в конторе менеджер с собственником считают. Один — убытки, другой — быстрые деньги, которые еще можно получить с «ДИПов». Каждый по-своему прав и хорош, а технологической цепочки нет. Можно гордиться цехом науки, можно возмущаться собственником, подсмеиваться над дядями Васями и прочее, но все это без толку. Предприятие нужно «акционировать» так, чтоб акции, вклады каждого были действенными, но каждый кивает на другого — он виноват. Вот вам и суть драмы: мы пытаемся замкнуть отдельные звенья цепочки, на большее пока не хватает сил.

Более десятилетия наш «технарь» просто молчал, его слово никому не было нужно. Поэтому мы стараемся не столько написать статью на ту или иную тему, сколько дать возможность высказаться тем, кто должен составить научно-техническую элиту, увы, еще не сформировавшуюся как самостоятельная сила. Мы могли бы делать наши материалы более лаконичными, сугубо информативными, как это принято, к примеру, на Западе. Но у нас пока другая задача, так сказать, гуманитарная помощь «технарю». Сейчас в обществе существует огромная по масштабам и важности проблема: наша научно-техническая интеллигенция не чувствует, как говорил выдающийся философ прошлого века Дьердь Лукач, «основоположений» собственного социального бытия. С одной стороны, она стремится к его фетишизации, а с другой — становится жертвой социальной демагогии.

Например, вместо того чтобы способствовать созданию живой конкурентной среды и учиться жить в ней, ученые все еще гордятся своей ученостью и ждут милостыни от государства, одновременно заглатывая крючок с наживкой вроде «Украинского прорыва». Это две стороны одной и той же иллюзии — ценить себя так высоко, чтобы отдаться кому угодно. Вот почему мы в открытой или имплицитной форме пытаемся подчеркнуть идею, известную еще со времен Адама Смита: общество, в котором по-шариковски делят богатство и «повышают благосостояние», неизбежно загнивает, а выживает и процветает то, которое создает множество капиталов, в том числе и интеллектуальных. Нам всем очень важно понять, что наука — это составная часть экономического целого, что безусловная ценность знаний приоткрывается только тогда, когда они становятся производительной силой.

Недавно мы опубликовали два материала о разработках конструкторского бюро Евгения Сухина — это прорыв без кавычек. Еще один пример — разработки ученого Рафаэла Улубабова. Это тоже прорыв! Нужно всего лишь посмотреть по сторонам и просто увидеть то, что уже есть, что настойчиво требует перевода из знания в дело. Таких разработок немало, разных по масштабу и направлениям. Посильная их популяризация — наш долг. Конечно, нужно думать и о «прекрасном будущем», но в кризисной для страны ситуации прежде всего нужно воплотить в жизнь уже созданное. Пока это еще возможно. Я считаю, что позиция научно-технического реализма — наше достижение.

Добавлю, что с 2008 года вместо «ВТГ» будет выходить ее преемница — «Украинская техническая газета». У нового издания будет новый учредитель и новый статус, но его цели и творческий коллектив остаются прежними. Мы намерены сохранить те качества издания, которые позволили ему обрести десятки тысяч читателей во всей Украине, — искренность и естественность, публицистичность и политематичность. И, по существу, некоммерческий характер.