UA / RU
Поддержать ZN.ua

Захватывающий рассказ об изобретениях и открытиях

Человечество переживает постиндустриальный этап своего развития. Особую актуальность в стране, и...

Автор: Марьяна Крюкова

Человечество переживает постиндустриальный этап своего развития. Особую актуальность в стране, интеллектуальная элита которой в силу исторических обстоятельств столетиями ориентировалась на работу на чужие столицы и научные центры, приобретает проблема серьезной инвентаризации цивилизационных достижений украинства. Образ современной Украины будет неполным, если не обеспечить объективную научную интерпретацию сложных и нередко трагичных явлений истории, заполнить многочисленные «белые пятна», дезавуировать несправедливые или поверхностные оценки, снять пелену тенденционности и заполитизированности в оценке великих деяний украинского народа в целом и отдельных его представителей в частности.

Новая книга известного политика, кандидата исторических наук, председателя Международного экономического комитета Игоря Шарова «Вчені України: 100 видатних імен» как раз и является очередной ступенькой в многотрудном деле постиндустриальной «инвентаризации». Посвященная другу, коллеге и наставнику автора, академику Ивану Курасу книга репрезентирует сто выдающихся ученых Украины — гордости, славы и духовного богатства украинской нации.

Свою работу в сфере популярной истории Игорь Шаров начал несколько лет назад. Его три достаточно массивных тома «100 видатних імен України», «100 визначних місць України» и «100 сучасників: роздуми про Україну» в 2004 году были переизданы, что свидетельствует, во-первых, об удачно выбранном формате, а во-вторых, о доступности изложения и актуальности систематизации знаний об Украине и ее выдающихся представителях.

В своей новой книге автор подчеркивает, что писать о деятельности ученого нужно, «язык отчетов преобразовывая в интересный, захватывающий рассказ об изобретениях и открытиях».

Иногда же рассказ Игоря Шарова бывает не только увлекательным, но и сеет сомнение в устоявшихся взглядах на роль отдельных личностей в научном прогрессе и их вкладе в изобретения, значительно повлиявшие на судьбу человечества. К примеру, в книге идет речь о значении работы нашего земляка Ивана Пулюя в открытии и изучении рентгеновских лучей. Соглашаясь с рядом исследователей, Игорь Шаров считает вклад Рентгена в изучение Х-лучей «явно завышенным»: «Рентген придавал значение только фактам, а не их объяснению. Как ни странно, определенное время он отрицал изучение механизма явлений, в том числе и новооткрытых лучей».

Уже через полтора месяца после первого сообщения Рентгена Иван Пулюй обнародовал свою научную работу, посвященную изучению Х-лучей. В ней значительно глубже, чем в статьях Рентгена, анализируются природа и механизмы возникновения лучей. Кроме того, пулюевские рентгенограммы имели более высокое качество, долгое время оставались непревзойденными по технике исполнения. Показательно и то, что Пулюй первым в мире сделал снимок полного человеческого скелета.

Игорь Шаров предлагает вниманию читателей версию: Рентген познакомился с Пулюем во время работы в лаборатории Кундта и проводил опыты с катодными трубками под его влиянием. Предлагает именно как версию! И одновременно приводит мнение Гельмута Линдера о том, что путь, которым Рентген пришел к своему открытию, является загадочным: работая в лаборатории, он находился в полной изоляции от внешнего мира, записи о своих наблюдениях держал в секрете и завещал сжечь сразу после своей смерти; ссылаясь на опыты предшественников в сфере газоразрядных процессов, Рентген никогда не упоминал имени Пулюя, хотя в то время украинский ученый был одним из авторитетнейших научных светил Европы.

Все сказанное дало основание автору книги «Вчені України: 100 видатних імен» сделать вывод о том, что Ивана Пулюя ничуть не меньше, чем Рентгена, можно считать основоположником науки о рентгеновских лучах. И еще один интересный факт узнаем мы от Игоря Шарова: Иван Пулюй выступал за возрождение украинской государственности; владея 15 языками, в их числе старогреческим и староеврейским, он сделал значительный вклад в развитие духовности своего народа: более 20 лет он творчески сотрудничал с Пантелеймоном Кулишом в работе над переводом Библии на украинский язык!

Вообще диапазон талантов украинских ученых впечатляет. Скажем, диаграммы выдающегося математика Георгия Вороного используются в теоретической компьютерной науке. С тех пор как диаграммы Вороного стали повсеместно использоваться при конструировании геометрических алгоритмов, отмечает Игорь Шаров, многие исследователи датируют рождение вычислительной геометрии именно этим моментом. Другой известный математик Михаил Остроградский мало того, что вывел формулу преобразования двойных интегралов в тройные, он еще и создал эффективную школу прикладной механики. Его учениками были выдающиеся ученые И.Вышнеградский, М.Петров, Д.Журавский, Г.Паукер, М.Ястржембский, С.Кербедз.

Автор, рассказывая о героях своей книги, приводит интересные детали. Статья о конструкторе тяжелых танков Николае Духове не похожа на сухой отчет подобно тексту из энциклопедии. Из рассказа о выдающемся конструкторе читатель узнает, что еще мальчишкой Николай Духов увлекался радиоделом: из алюминиевых пластинок вырезал нужные детали, изоляционные планки делал из проваренных в парафине дощечек, а конденсатором служила фольга от конфетных оберток.

Согласитесь, очень трудно представить в некоей квинтэссенции научную мысль, достижения и биографию каждой персоналии. Конечно, перед автором стояла трудная задача: вместить в небольшой текст статьи самое главное. Впрочем, везде можно найти сконденсированные сведения, дающие представление о значимости той или иной фигуры в истории науки. При этом, что немаловажно, сам стиль и способ изложения пробуждают у читателя желание узнать о конкретном ученом, о его деятельности и жизни намного больше, чем рассказывается в статье. Для кого предназначено данное издание? Очевидно, что это своего рода пособие для студентов вузов, учеников школ, всех тех, кто интересуется историей, биографиями и открытиями ученых. По сути же перед нами уникальное соединение справочника, учебника и подарочного издания.

Отдельно отметим, что Игорь Шаров пишет и о современных ученых. О директоре Института литературы им. Т.Шевченко НАН Украины, докторе филологических наук Николае Жулинском, докторе исторических наук Иване Курасе, докторе философских наук, директоре Института философии имени Г.Сковороды НАН Украины Мирославе Поповиче, докторе физико-математических наук Владимире Семиноженко… Конечно же, остро поднимаются в этих статьях и проблемы современной украинской науки. Известный в мире ученый-биолог Дмитрий Гродзинский рассуждает на страницах книги о месте науки в шкале ценностей для государства, об оттоке способных молодых ученых в другие страны, о «фактически полном прекращении разработок в сфере не только фундаментальных, но и прикладных наук, постепенном падении уровня образования».

Слова известного биолога, сказанные несколько лет назад, к сожалению, продолжают быть актуальными и сейчас: «…Мы при своей бедности готовим кадры ученых для других, богатых стран и, получая иногда гранты, работаем опять же на них. В результате практически гибнут научные школы Украины, имевшие мировое признание. И именно в это время в науке осуществляются чрезвычайно важные открытия, которые коренным образом изменяют технологии и переводят человечество из эры индустриальной в эру высоких технологий…».

Об именах, которые творят завтрашнюю славу украинской науки, будут написаны книги, они обязательно попадут в энциклопедии и справочники. Главное, чтобы государство и общество создало такие условия, при которых этих имен было бы больше.