UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ КЕНТАВР?

У входа в институт животноводства «Аскания-Нова» висит мемориальная доска. На ней написано, что в этом институте до 1917 года работал известный ученый, профессор Илья Иванов...

Автор: Виталий Москаленко

У входа в институт животноводства «Аскания-Нова» висит мемориальная доска. На ней написано, что в этом институте до 1917 года работал известный ученый, профессор Илья Иванов. В справочной литературе библиотеки этого учреждения подчеркивается: этому физиологу принадлежит мировой приоритет по ряду вопросов искусственного оплодотворения животных. О том же, что в советский период жизни Илья Иванов занимался скрещиванием человека и обезьяны, нынешним специалистам или вовсе ничего не ведомо или известно понаслышке. А ведь проект улучшения человеческой природы был знаковым для периода становления Советского Союза. В 1926 году «корифей всех наук» Сталин изрёк: «Нужно оседлать природу!». Его соратник Георгий Пятаков поддержал вождя: «Беспредельным расширением возможного, превращением того, что считается невозможным, в возможное — этим характеризуется большевистская коммунистическая партия. В этом есть настоящий дух большевизма». Кампании по переустройству человека шли одна за другой. Так что Михаил Булгаков писал роман «Собачье сердце» почти с натуры. Да и для написания «Головы профессора Доуэля» у фантаста Александра Беляева были конкретные основания.

Профессор с мировым именем Илья Иванов заведовал опытно-исследовательской станцией в заповеднике «Аскания-Нова». В те времена там можно было увидеть много необычного: на одной поляне паслись оленебыки и сернобыки, зеброиды, какие-то удивительные бизоны. Эти полусказочные живые существа — творения Ильи Иванова: в живой природе по ряду причин такие межвидовые скрещивания невозможны. Представляете себе плод «брака» крысы и мыши? Профессор же Иванов вывел такой гибрид.

Работы Ильи Ивановича в области физиологии и биологии искусственного оплодотворения высших животных для своего времени были сенсационными. «Путём искусственного осеменения можно вызвать зачатие от отца, который к моменту осеменения не только уже умер, но и вообще не существует в природе», — писал Иванов. Ну, совсем как при клонировании!

Всё это было прелюдией. Учёный муж стремился к иному — скрестить человека с обезьяной. Зачем? А как ответить на вопрос: для чего люди придумали мифического Кентавра — получеловека-полулошадь?..

Владелец заповедника «Аскания-Нова» барон Ф.Фальц-Фейн хотя и интересовался работами профессора, однако финансировать дерзкий эксперимент скрещивания человека и обезьяны отказался. В начале минувшего века не принято было сомневаться в божественном происхождении человека, а отважиться на подобные опыты — означало войти в конфликт со Святейшим Синодом. Наверное, замысел Иванова так и не удалось бы реализовать, не случись в России революция.

Пришедшие к власти большевики были воинствующими атеистами и всеми способами боролись с религией. А тут учёный предлагает скрестить обезьяну с человеком и таким образом доказать, что человек не является делом рук Творца. В 1924 году профессор Илья Иванов направляет народному комиссару просвещения А.Луначарскому и наркомпроду А.Цюрупе докладную записку, в которой просит правительство содействовать опытам по скрещиванию человекообразных обезьян и человека «в интересах русской науки и пропаганды естественноисторического мировоззрения в массах». На эти эксперименты учёный просит выделить 15 тысяч тогдашних, куда более полновесных, чем нынешние, долларов. Правительство голодной, нищей, обескровленной гражданской войной страны деньги на сумасбродное мероприятие находит.

Илья Иванов считал, что опыты по скрещиванию людей с обезьянами нужно вести по двум направлениям: оплодотворять самку гориллы семенем человека, а женщину — семенем самца гориллы. Была проблема: где взять обезьян? Илья Иванович предложил перенести эксперимент в Западную Африку. Председатель комиссии по зарубежным закупкам Наркомпроса Новиков сопроводил записку профессора Иванова положительным заключением исходя из того, «...что такой важности материалистическая проблема, как происхождение человека, и научно- материалистическая (антирелигиозная) пропаганда, связывающаяся неразрывно с этим экспериментом, должны были быть поставлены и развиты в нашем Союзе». В 1926 году советские газеты оповестили читателей об экспедиции профессора Иванова в африканские джунгли.

В Африке профессор Иванов слышал немало историй о похищении женщин человекообразными обезьянами и появлении потомства. Но это были непроверенные слухи. Зато случаи изнасилования туземок обезьянами действительно встречались, хотя и редко. Жертвы насилия зачастую погибали в могучих объятиях самца гориллы — оказывалась раздавленной грудная клетка. С помощью туземцев с большим трудом были отловлены тринадцать шимпанзе. По дороге две обезьяны сдохли.

В Сухумском питомнике за «новосёлами» тщательно ухаживали, однако они гибли: дизентерия, пневмония, туберкулез... Вскрытие двух погибших обезьян-самок показало, что зачатие у них так и не наступило. К тому же во время экспедиции африканки отказывались «любить» самцов-шимпанзе. Для этой цели выписывали более покладистых пигмеек из Габона. Результат был нулевой, а валюта таяла. Одержимый идеей Иванов не сдавался: «Необходимо не только увеличить число опытов искусственного осеменения самок шимпанзе спермой человека, но и поставить опыты реципрокного (взаимного. — Прим. автора) скрещивания. Последнее организовать в Африке гораздо труднее и сложнее, чем в Европе или у нас. Женщин, желающих подвергнуться опыту, несравненно легче найти в Европе, чем в Африке». При чем тут Европа — неизвестно. В те времена проблемы в отечественном «человеческом материале» не ощущалось. Дефицитны были обезьяны. Похоже, сомнений этического характера ученый не ведал.

Постановление комиссии, созванной 14 апреля 1929 года при Научном отделе Совнаркома СССР, гласило: «Присоединяясь к постановлению физико-математического отделения Всесоюзной академии наук от 30 сентября 1925 г. относительно большого научного значения проведенных профессором И. И. Ивановым опытов межвидовой гибридизации на антропоидах, комиссия полагает, что:

1. Опыты должны быть продолжены проф. Ивановым в Сухумском питомнике обезьян как между отдельными видами обезьян, так между обезьяной и человеком.

2. Опыты гибридизации путём искусственного осеменения женщин спермой антропоида могут быть поставлены только при письменно выраженном со стороны женщины согласии подвергнуться осеменению спермой антропоида, взять на себя риск опыта и подчиниться режиму изоляции.

3. Опыты должны быть поставлены на возможно большем числе женщин, во всяком случае, не менее пяти».

В проекте скрещивания человека с обезьяной принимало участие всё больше учреждений. Какая контора отвечала за «режим изоляции» — догадаться нетрудно. Найти протоколы сухумских опытов исследователям не удалось. Однако существует достаточно прямых и косвенных свидетельств, что они проводились не только в Сухумском заповеднике, но и в лагерях ГУЛАГа. Результаты этих сверхсекретных опытов неизвестны до сих пор. Действительно ли удалось получить потомство от женщин, осеменённых спермой обезьян? Или обезьяны, оплодотворённые добровольцами из обслуживающего персонала, порадовали экспериментаторов «детками»? Вот что говорит по этому поводу наука.

ДНК шимпанзе отличается от человеческой всего на 1,5%, что свидетельствует о близком родстве. Гибридизация возможна только при почти полном соответствии геномов обоих производителей. Если бы даже человек с его 46 хромосомами и обезьяна с её 48 могли дать гибрид, то у него будет 47 хромосом. Нечётный набор хромосом не способен к воспроизводству. Поэтому от лошади с её 64 хромосомами и осла с его 62 рождается стерильный мул. Те же учёные-естествоиспытатели утверждают, что «животные, далее отстоящие друг от друга на лестнице природы, могут легче скрещиваться между собой, чем растения, столь же далекие по отношению друг к другу; но сами гибриды более стерильны».

Интересный момент: известный бельгийский биолог доктор Бернар Эйвельсон многие годы посвятил поискам неизвестных науке животных. Его книга «Загадка замороженного человека» приоткрывает тайны преступных экспериментов по скрещиванию людей и животных. Автор ссылается на «заслуживающую доверия даму», которая записала рассказ советского врача из сибирских концлагерей: «Этот человек рассказал, что был арестован за невыполнение распоряжения: требовалось произвести оплодотворение женщин спермой гориллы. Опыты проводились в больничном управлении ГУЛАГа». Дальше фантастика: «Русские получили, таким образом, расу обезьянолюдей: они имеют рост 1,8 метра, покрыты шерстью... Растут быстрее, чем люди, и поэтому быстро становятся пригодными к работе. Единственный их недостаток — неспособность к воспроизводству. Но исследователи работают в этом направлении». Как знать, может быть, нашенский «снежный человек» является не йети, а результатом экспериментов в клиниках ОГПУ/НКВД?

Кстати, в последний раз это существо было замечено в 1999 году. Информационное агентство «Т7 Информ» сообщало: «По Кировской области разгуливает «снежный человек» («йети»), которого дважды встречали охотники — сначала в Верхнешижемском, а затем в Советском районах области. Видели его водитель и пассажиры УАЗа, когда ехали от села Зониха к пойме реки Суводь. Дорогу перед машиной перебежало стадо диких кабанов, за которыми, по словам очевидцев, «сильно наклонившись вперед, бежало человекообразное существо около двух метров ростом, с узкими плечами и прижатыми к бокам длинными руками. Спутать с медведем его было нельзя». Сидящие в машине долго пребывали в шоке от увиденного.

Какова судьба главного инициатора скрещивания человека с обезьяной профессора Иванова? В середине 1933 года в журнале «Природа» был опубликован некролог — скончался выдающийся советский биолог Илья Иванович Иванов (умер 20 марта 1932 года в 62-летнем возрасте). Однако некоторые исследователи этой темы утверждают, что Иванова «ликвидировали» в 1934-м как важного свидетеля преступных опытов по созданию «красного» Франкенштейна.

Статья подготовлена на основании архивных материалов и публикаций в прессе разных лет. Автор благодарит сотрудников Херсонского областного госархива, Херсонского областного краеведческого музея, Херсонской областной научной библиотеки им.О.Гончара, института «Аскания-Нова» за помощь.