Оглашение списка лауреатов самой престижной в мире Нобелевской премии имело в этом году особую интригу — решение Королевской академии наук Швеции демонстрировало, с каким потенциалом ученые нашей планеты вступают в третье тысячелетие. И потенциал этот, как свидетельствует тематика отмеченных исследований, высок как никогда. Современная наука оказалась в состоянии разгадать сложнейшие механизмы функционирования живых систем, синтеза органических соединений и даже получить новое состояние вещества.
В частности, Нобелевская премия по медицине присуждена одному американскому и двум британским ученым за расшифровку молекулярных механизмов, которые контролируют деление клеток. Американец Лиланд Хартвелл, 61 год, за свою научную жизнь открыл и описал более 100 генов, регулирующих клеточный цикл, в течение которого каждая отдельная клетка проходит стадии роста, дупликации ДНК и деления. 52-летний Поль Нерс и 58-летний Тим Хант из Великобритании занимались конкретными молекулярными механизмами инициирования и блокировки клеточного деления, в частности механизмами выхода этого процесса из-под контроля. Последнее направление делает эти фундаментальные научные исследования бесценными с точки зрения ранней диагностики, лечения и профилактики раковых заболеваний, переводя их в принципиально новую плоскость практической медицины.
Нобелевская премия по физике досталась гораздо более молодым ученым — двум американцам и одному немцу, работающему в США, — за получение в 1995 году так называемого конденсата Бозе—Эйнштейна. Еще в 1924 году индийский физик Бозе отослал Эйнштейну результаты своих статистических исследований по фотонам. Эйнштейн распространил полученные Бозе закономерности на остальные частицы и предсказал вероятность существования при сверхнизких температурах нового состояния материи, при котором атомы теряют часть своих материальных свойств и превращаются в некоторое подобие гигантской волны. Именно это и удалось спустя 70 лет совершить 39-летнему Эрику Корнеллу, 53-летнему Карлу Вимену и 43-летнему Вольфгангу Кеттерле, охладив газ до беспрецедентно низкой температуры и снизив до предела энергетический уровень атомов. Их работа открывает широкие возможности по созданию новых типов лазеров, способных производить сверхминиатюрные электронные схемы, сверхточные системы наведения и ориентации и другие чудеса электронной техники.
В области химии «впереди планеты всей» оказались опять же двое американцев и один японец. Половину денежного содержания премии (943 тысячи американских долларов) разделят между собой 84-летний Уильям Ноулс, вышедший на пенсию после службы в Monsanto Co., и 63-летний японец Риоши Нойори. Вторая половина премии достанется 60-летнему Барри Шарплессу. Этими учеными в 1960–1980-х годах были выяснены механизмы, благодаря которым сложные органические молекулы способны в процессе синтеза принимать форму одного из двух зеркальных изомеров, обладающих принципиально различными свойствами. В частности, один из изомеров печально известного талидомида устраняет у беременных рвоту, а другой вызывает серьезные дефекты у развивающегося плода. А разработки нынешних Нобелевских лауреатов позволяют получить требуемое вещество в виде только одного из изомеров. Это важное открытие уже используется в получении препаратов для лечения болезни Паркинсона, СПИДа, для предотвращения сердечных инфекций, снижения уровня холестерина.
В области экономики Нобелевскую премию американцы и вовсе уже не стали делить с представителями других наций. Джордж Эйкерлоф, Майкл Спенс и Джозеф Стиглиц в продолжение трех десятилетий активно изучали функционирование рынка в условиях «асимметричной информации», то есть в том случае, когда покупатели и продавцы имеют различное представление о ценности товара. Еще в 1970 году на примере торговли подержанными автомобилями Джордж Эйкерлоф показала, что покупатель никогда не владеет информацией о действительных достоинствах (а чаще, о недостатках) приобретаемого товара, и поэтому все модели современной информационной экономики, построенные на принципе «идеального информирования», нежизнеспособны. Именно с этой позиции все трое активно критиковали политику МВФ и Всемирного банка, несмотря даже на то, что Джозеф Стиглиц в 1997–1999 годах занимал должность главного экономиста ВБ. После своей отставки он возложил основную ответственность за финансовый кризис, поразивший в 1997–1998 годах Юго-Восточную Азию, на МВФ и министерство финансов США.
В области литературы шведские академики отметили заслуги 69-летнего Видиадхара Найпола, родившегося в Тринидаде и Тобаго, а ныне живущего и работающего в Великобритании. Его многочисленные рассказы, новеллы и романы носят во многом автобиографический характер и посвящены постколониальной тематике. Особое место в творчестве писателя занимает критика исламского фундаментализма, об опасных проявлениях которого он начал говорить еще с конца 70-х годов прошлого века.
И, наконец, самую престижную из всех премий Нобелевскую премию мира получил Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Вторым лауреатом этой премии стала сама ООН. Как отметил в своем приветствии премьер-министр Швеции Йоран Перссон, «Кофи Аннан и возглавляемая им организация внесли значительный вклад в сохранение мира и в высшей степени заслуживают высокой оценки мирового сообщества».
Вручение Нобелевских премий состоится по традиции в Стокгольме и Осло 10 декабря, в день смерти основателя премии Альфреда Нобеля. Эта церемония станет юбилейной — впервые она состоялась в 1901 году, и с тех пор лауреатами премии стали более 700 ученых, писателей и общественных деятелей. На нынешнюю церемонию впервые за всю историю приглашены все ныне живущие Нобелевские лауреаты.