UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Яйцеголовых» — под контроль!

Общее собрание Российской академии наук, состоявшееся 28 марта, оказалось в центре внимания как научной общественности (причем не только российской), так и СМИ...

Автор: Оксана Приходько

Общее собрание Российской академии наук, состоявшееся 28 марта, оказалось в центре внимания как научной общественности (причем не только российской), так и СМИ. Повышенный интерес к данному мероприятию обусловлен существованием двух альтернативных версий нового устава РАН — одна разработана самими академиками, а другая предложена Министерством образования и науки. В частности, российское МОН считает необходимым учредить наблюдательный совет РАН и ввести возрастной ценз для административных должностей.

Нынешний конфликт между учеными и чиновниками имеет давние корни. Так, например, The New York Times отмечает, что академия, имеющая почти 300-летнюю историю, даже в советские времена сохраняла свою относительную независимость. Ее проявлением, в частности, стал отказ исключить из своих рядов ученого-диссидента Андрея Сахарова, а также провальные голосования по кандидатурам партийных боссов, которых пытались украсить еще и научными званиями. Тем не менее с начала 2007 года борьба за контроль над одной из последних вольниц на территории России вступила в фазу беспрецедентного обострения.

Согласно новой редакции Закона «О науке и государственной научно-технической политике», устав академии должен утверждаться правительством, а президент РАН по представлению академиков — президентом России. В феврале МОН предложило типовой устав государственной академии наук (а таких структур в России насчитывается пять). Согласно этому уставу, контроль за финансовой деятельностью академии должен перейти наблюдательному совету в составе девяти человек, из которых ученых будут представлять только трое. Остальные — министры, депутаты, представители кремлевской администрации. В компетенции президиума РАН (одного из основных нынешних органов управления академией) должно остаться определение приоритетных направлений научной деятельности.

Против такого нововведения на общем собрании выступили все академики (при одном воздержавшемся). Как подчеркивают аналитики, основной подоплекой спора за независимость стал огромный фонд недвижимого имущества академии, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Как известно, сейчас в состав РАН входит около 400 институтов по всей стране с общей численностью 200 тысяч научных сотрудников. Финансирование РАН обходится госбюджету в 1,2 миллиарда долларов.

Еще один спорный момент — в отношении возрастного ценза — российские академики готовы были пропустить. Но оказалось, что требование ограничить максимальный возраст руководителей 65 годами (70 — для президента академии) противоречит российскому законодательству.

Минобразования России уже подвергло критике проголосованный академиками «самовольный» устав, однако о решении правительства по этому вопросу пока ничего не известно. Как считают эксперты, накануне парламентских и президентских выборов (соответственно, осень 2007 г. и весна 2008-го) на открытый конфликт с интеллектуальной элитой нации власть не пойдет. Однако и окончательно отступиться от своих планов по введению контроля над непокорными «яйцеголовыми» вряд ли согласится.