Если вам нужно найти район на земле, где все мыслимые несчастья сосредоточены в одном месте, поезжайте в Яворивский район на комбинат по переработке серы. Мало не покажется! Какой-то злой рок собрал здесь воедино набор суровых экологических бед и помножил их на экономическую безнадежность.
Апокалипсические видения здесь проявляются уже на дальних подъездах к комбинату. Холмы покрыты какими-то странными складками — это проседает и трескается земля над зоной добычи из подземных залежей серы. Уходят под землю дома близлежащих сел, распространяются трещины по стенам добротных строений военного санатория, посреди огородов, словно после землетрясения, оседают целые участки. Если на расположенном по соседству Яворивском полигоне натовские военные облюбовали ни с чем не сравнимые препятствия для маневров, то здесь впору ждать режиссеров из Голливуда, чтобы они присмотрели площадки для съемки фильмов ужасов.
Рядом со зловеще опустевшим заводом по переработке серы зияет гигантской дырой карьер. Здесь на стометровой глубине отсвечивает неестественным цветом озеро. Если вам удастся спуститься к нему, сразу же почувствуете резь в глазах. Работающие тут вас предупредят: «Не вздумайте тереть глаза — на ваших руках уже осели ядовитые выделения и слизистая пострадает еще больше!»
Когда-то в карьере во всю шли работы по добыче сырья. Комбинат производил из него более полумиллиона тонн серы. Для этого приходилось непрерывно углубляться в землю. Чтобы мог работать карьер, две речки, проходившие через его территорию, отвели в сторону. Но с тех пор многое изменилось. Серу северный сосед перестал покупать. Производство остановилось. Осталась лишь необходимость откачивать воду из зловещего карьера, занимающего около 600 гектаров. Не дай бог остановить эти работы — вода, пропитанная серными выделениями, заполнит гигантский котлован. Тогда окружающему миру будет угрожать катастрофа почище чернобыльской.
Так комбинат — в недавнем прошлом кормилец — превратился в экономический хомут для района. Он беспрерывно «пожирает» средства на поддержание сравнительно безопасной экологической ситуации, и все туже затягивает пояс на местном бюджете. Положение казалось бы совершенно безнадежным, если бы не появилась идея применить в качестве рычага для спасения ситуации СЭЗ (специальную экономическую зону). Собственно, такие зоны со специальным экономическим режимом во всем мире используются для того, чтобы привлечь капиталы в безнадежные районы, куда они никаким другим путем не придут.
СЭЗ «Яворив»
Закон Украины «Про спеціальну економічну зону «Яворів» принят Верховной Радой 15 января 1999 года. Согласно ему СЭЗ «Яворив» была создана на период до 1 января 2020 года в административно-территориальных границах Яворивского района. Исключаются из нее только территории военного полигона и военных частей. «Яворив» объединяет в себе функции комплексной производственной зоны, вольной таможенной зоны и технологического парка. Субъектами СЭЗ могут быть предприятия, расположенные на территории этой зоны. К рассмотрению принимаются инвестиционные проекты стоимостью не менее 500 тысяч долларов США.
Так выглядят условия работы в зоне со слов ее руководства. Реальная картина регистрации и работы в СЭЗ дополняется весьма густым ситом, сквозь которое должен пройти соискатель, прежде чем он станет субъектом «Яворива». Сначала ему придется зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности на территории Яворивского района. Причем его инвестиционный проект необходимо зарегистрировать в Яворивской райгос-администрации. Следующий шаг — регистрация субъектом СЭЗ «Яворив» в администрации специальной экономической зоны.
Местные администрации достаточно придирчивы. Поэтому далеко не все предприниматели смогли преодолеть эти барьеры. К примеру, отказано нескольким бизнесменам, предлагавшим организовать столь популярную здесь деревообработку. Их желание спрятаться от налогов в льготной зоне легко объяснимо, а вот администрация свой отказ мотивирует тем, что не склонна давать приют видам производства, которые могут успешно развиваться и без налоговых льгот.
Темпы, о которых можно только мечтать
Исключение было сделано для японских предпринимателей. Впрочем, их проект деревоперерабатывающего завода выгодно отличается от всего, предлагаемого ранее местными предпринимателями. Прежде всего тем, что по японской технологии древесина перерабатывается полностью. В ход идет все: сучки, ветки, кора, даже листья деревьев. Из пней, обрезков, некондиционных обрубков изготавливается прекрасный паркет. Небольшой заводик, смонтированный здесь, вполне может стать примером современных технологий в деревообрабатывающей промышленности.
Знакомясь с профилем предприятий, которые тут вырастают как грибы, невольно удивляешься: как просто у нас делать бизнес! Для этого совсем не обязательно иметь ума палату и в борьбе за незанятую нишу на рынке изобретать уникальную технологию. Достаточно заглянуть через соседнюю границу и посмотреть, что там «пошло» и дает прибыль. Скажем, в Польше работает более 300 предприятий по изготовлению пено-полистирольных плит: они широко применяются в строительстве для утепления новых домов. Кроме того, поляки с их помощью ухитрились совершенно преобразовать еще недавно холодные и уродливые панельные дома. Теперь они и выглядят нарядно, и жить в них стало тепло и уютно. Мало того — такие дома перестали зря нагревать наружный воздух.
Но это у них. А у нас пока работает всего несколько таких предприятий. На комбинате под одной крышей созданы два заводика по изготовлению пенополистирольных плит. Как сообщили мне их директора, проблема сбыта и, соответственно, конкуренции их не волнует: покупатели на продукцию найдутся. Понятно, о том, чтобы делать бизнес в таких райских условиях, может только мечтать предприниматель в США или в Западной Европе. И о том, что у нас настоящие райские кущи для предпринимателей, я убеждался все больше, знакомясь с тем, на чем собираются делать деньги деловые люди, выбравшие для своего бизнеса СЭЗ «Яворив».
Вот, к примеру, в одном из пустующих помещений монтируется оборудование из Польши для будущего цеха по производству масляных красок. Пока их возят фурами из Польши. Краски в Украине идут хорошо, хотя выходит весьма накладно. Элементарный расчет показывает, что если смонтировать нехитрое оборудование у нас и наладить фасовку краски в ту же признанную покупателем упаковку, прибыль окажется существенно выше. Любо-дорого смотреть, с какой скоростью — в считанные недели — проходит переоснащение цехов, монтаж оборудования, обучение необходимых кадров.
В СЭЗ «Яворив» уже зарегистрировано 38 предприятий. Заключено договоров более чем на 200 млн. долларов. Уже реально внесено 22 млн. (большая часть инвестиций пришла из Польши (около 30%). Здесь представлены предприниматели из Германии, Италии, Вьетнама, Китая и многих других стран. Это лишь первые шаги. Глава Яворивской райгосадминистрации С.Лукашик предсказывает: в ближайшее время сумма заключенных договоров превысит 1 млрд. долларов. Он уверен, многонациональный состав инвесторов говорит о том, что приехали представители серьезных бизнес- кругов. Как только они убедятся, что у пионеров в Явориве дела пошли хорошо, вслед за ними приедут и другие. С более серьезными капиталами и технологиями.
Технопарк — рай для изобретателей
Здесь же, на территории зоны, расположен технопарк, о котором столько мечтали и говорили наши ученые. Неудивительно, что инициатором его создания, как, впрочем, и всей СЭЗ «Яворив», был академик Игорь Юхновский. По мнению учредителей, в технопарке должны беспрепятственно проходить обкатку и внедряться оригинальные многообещающие технологические идеи. После этого им открывается путь (уже на общих экономических основаниях) для внедрения в промышленность Украины.
Кстати, в самом Львове есть прекрасные изобретатели с замечательными разработками, получившими признание на ярмарках идей даже в США. Все это основание для быстрого разворота дел в технопарке. Кстати, дверь сюда не закрыта для инициативных людей с идеями и из других регионов Украины. Достаточно вспомнить, что наши ученые уже проложили путь к сотрудничеству в технопарках Китая, Японии, успешно работают в технопарках России, Европы и США. Почему бы не попробовать свои силы дома, в Украине? Тем более что условия для этого созданы: технопарку сделано экономическое послабление — минимальный лимит проектной стоимости не предусмотрен (для других направлений деятельности в СЭЗ «Яворив» он определен в 500 тысяч долларов). Нет никаких ограничений и на виды предпринимательской деятельности — здесь можно заниматься чем хочешь, что не запрещено законом! Поэтому есть надежда, что сюда придут со свежими идеями наши ученые, инженеры и реализуют в этом налоговом раю свои проекты.
Что скажет миссия МВФ?
Старая мудрость утверждает: когда все идет слишком хорошо — это верный признак того, что неприятности не за горами. Забрезжившая в Явориве надежда заставляет с подозрительностью присматриваться к событиям, разворачивающимся вокруг свободных и специальных экономических зон. Из Киева идут сигналы о том, что над ними нависла серьезная угроза. Международный валютный фонд требует сокращения количества таких зон в Украине. Это одно из условий возобновления финансирования. Очередная миссия МВФ, которая займется решением данного вопроса, прибудет в Киев в сентябре.
Ситуацию обостряет известное заявление первого заместителя министра экономики Виктора Кальника: «Если ситуация с работой свободных экономических зон не улучшится, то Минэкономики внесет предложение Кабмину про упорядочение их работы — вплоть до ликвидации». Также было заявлено: до конца года Минэкономики проанализирует работу СЭЗ по количеству инвестиционных проектов, рентабельности, показателям бюджета…
Элементарное отсутствие стабильности способно резко затормозить экономическую деятельность. Слухи о возможности закрытия свободных экономических зон не добавляют уверенности инвесторам. Хотя, как считает директор администрации СЭЗ «Яворив» Алексей Гордиенко, «заявление Виктора Кальника не касается специальной экономической зоны «Яворив». В том же журналистов старался убедить и глава Яворивской райгосадминистрации Степан Лукашик.
Хотелось бы, чтобы их оптимизм имел под собой твердую почву. Так как десятилетия бездумной «индустриализации» района привели его к полной экологической деградации. И дабы избавиться от ярлыка «гиблого места», нужно настоящее экономическое чудо.