UA / RU
Поддержать ZN.ua

Является ли наукой философия науки?

На одном из заседаний ученого совета Института философии НАН Украины им. Г.Сковороды заведующий отделом философии культуры, этики и эстетики Евгений Быстрицкий предложил обсудить вопрос "Что такое философия?"

Автор: Владимир Кузнецов

В качестве рабочей гипотезы он предположил, что философия - это интеллектуальная деятельность, занимающая в пространстве мысли промежуточное (in-between) место между наукой и теологией. К сожалению, дискуссия на эту тему, крайне важную для самоидентификации по меньшей мере академических украинских философов, так и не началась. Трезво оценивая свои знания множества видов деятельности, участники которой называют себя философами, я не отважусь предложить собственный ответ на этот вопрос. Замечу, однако, что такие попытки в истории человечества неоднократно предпринимали признанные миром мыслители, благодаря которым философия как вид интеллектуальной деятельности выделилась среди прочих и обрела значительный вес, независимо от отношения основной части общества как к этой области знаний, так и к интеллекту вообще. Среди них такие, я бы сказал, определяющие фигуры, как Платон, Аристотель, И.Кант, Г.Гегель, Л.Витгенштейн и М.Хайдеггер, а также такие яркие имена, как Дж. Агамбен, А.Бадью, М.Бунге, Ж.Делез, Ф.Гваттари, Х.Ортега-и-Гассет.

Впрочем, у меня есть некоторые соображения по поводу ответа на гораздо более узкий вопрос, вынесенный в название статьи. Но перед тем как сформулировать его, попытаюсь кратко ответить на два вопроса-предпосылки, без которых такой ответ невозможен: "Является ли философия науки философией?" и "Что такое наука?"

Является ли философия науки философией?

Прежде всего философия науки модифицирует на современном научном материале традиционные онтологические (что и как существует) и эпистемологические (как зарождается и обосновывается знание о существующем) представления о мире и его познании.

Кроме того, ответ на вопрос "является ли философия науки философией?" должен учитывать факт расщепления философии на множество областей (отдельных предметно ориентированных философий), в каждой из которых функционирует много направлений, течений и школ. Если выделять такие области по типу исследуемых ими предметных областей, можно сказать, что философия науки является равноправным и уважаемым членом семейства, куда входят история философии, онтология, теория познания, политическая философия (или философия политики), философия морали (или этика), философия права, философия языка, философия социальных наук, философия экономики, философия истории, философия образования и даже философия философии.

О том, что философия науки является философией, свидетельствует не только факт ее преподавания в ведущих университетах мира, но и некоторые персональные и институциональные факторы. Это разработка соответствующей проблематики исследователями, например Р.Карнапом, К.Поппером, Б.Расселом и Г.Райхенбахом, которые безусловно являются философами. Это наличие международных периодических изданий сугубо по философии науки или постоянно публикующих статьи по этой тематике. Среди них The British Journal for the Philosophy of Science, Epistemologia, Erkenntnis, European Journal for Philosophy of Science, Foundations of Science, Knowledge Organization, Philosophy of Science, Quality and Quantity, Synthese, Zeitschrift fЯr algemeine Wissenschaftstheorie (Journal for General Philosophy of Science) и прочие. Это проведение регулярных международных конгрессов по логике, методологии и философии науки (Congresses of Logic, Methodology and Philosophy of Science and Technology). Это деятельность международных обществ по философии науки, примерами которых являются Philosophy of Science Association (USA) и European Philosophy of Science Association.

Итак, утверждение о том, что философия науки является философией, достаточно обоснованно.

Что такое наука?

Ответ на этот вопрос вроде бы тривиальный и всем известный. Однако если выйти за границы общих представлений о науке, то он оказывается не таким уж простым. На самом деле существуют как минимум четыре обстоятельства, которые указывают на явное непонимание науки и ее роли в современном украинском обществе.

Во-первых, это обывательское восприятие науки широкими слоями населения. Его сутью является позиция так называемого рядового налогоплательщика, который требует мгновенной выгоды от результатов любых фундаментальных научных исследований.

Во-вторых, это неадекватное отношение к науке исполнительной власти и депутатского корпуса, заключающееся в полном пренебрежении наукой как принципиальной и сверхважной составной частью национальной безопасности. Финансируя всю отечественную науку на уровне одного западного университета среднего уровня, власть требует от украинских ученых результатов, которые заслуживали бы Нобелевской премии.

В-третьих, это нерешенные принципиальные практические вопросы оценивания результатов научной деятельности. Если бы ответ на вопрос "Что такое наука?" был известным и общепринятым, не возникало бы альтернативных петиций к власти представителей, с одной стороны, наук математических и естественных, а с другой - социальных и гуманитарных. Эмоциональный спор между ними возникает из-за проблемы применения международных критериев оценивания познавательных результатов научной деятельности первых двух групп к оцениванию аналогичных достижений ученых двух последних. По количеству подписавших соответствующие петиции с большим преимуществом (918 : 580) победили социальные и гуманитарные науки. Эта группа ученых почему-то убеждена, что их научные результаты абсолютно не интересны мировым научным сообществам, и именно поэтому их не пытается публиковать в соответствующих ведущих журналах, и следовательно их статьи не могут быть оценены в рамках международных критериев качества научных работ.

В-четвертых, это нерешенные кардинальные педагогико-дидактические проблемы преподавания науки в школах и университетах.

О нетривиальности ответов на вопрос "Что такое наука?" свидетельствует множество написанных современными философами, педагогами, дидактиками, компетентными организаторами образования (educators) и психологами книг и статей о различных аспектах и функциях науки и научного знания. Также можно сослаться на долгие годы обсуждаемую проблематику сущности науки ("природы науки", англ. - nature of science, сокращенно - NOS) в мировой педагогической литературе.

Новое знание - главный научный продукт

Для ответа на заданный в заголовке статьи вопрос науку следует рассматривать только как сложный социальный институт продуцирования нового знания о любых воображаемых/идеальных и материальных реалиях. Отсутствие или имитация этого процесса преобразовывает науку из познавательного инструмента, постоянно совершенствуемого учеными, в упорядоченное хранилище неопровержимых истин, достойных школьного и университетского изучения в ранге пропедевтики других наук. Такая метаморфоза случилась с частью теории чисел, которую штудируют в школе под названием "арифметика", или с дифференциальным и интегральным исчислением как частью "высшей" математики, разными объемами которой овладевают студенты естественных и инженерных факультетов университетов.

При предлагаемом видении науки важно принять во внимание несколько факторов. Первый - существование научного знания не как нерасчлененной субстанции, а как отдельных поддерживающих друг друга систем знания о различных аспектах соответствующих предметных областей отдельных наук. Второй - порождение современного нового научного знания на базе уже имеющихся его систем. Третий - их постоянные трансформации и совершенствование в результате решения с их помощью нетривиальных как внутренних, так и внешних, преимущественно эмпирических/экспериментальных проблем исследования соответствующих предметных областей.

Такое рассмотрение науки делает предметной областью философии науки те формообразования науки, с помощью которых ученые получают, сохраняют, упорядочивают и адаптируют новое знание. Этими формообразованиями и есть системы научного знания, высшей формой которых являются научные теории. Если согласиться с этим пониманием, необходимым условием существования философии науки как науки является получение ею нового метазнания о системах научного знания. Но для этого в ней должны быть построены и развиваться собственные системы метазнания. В свою очередь они должны иметь такие же по форме и функциям составные части, как и остальные системы научного знания. Другое дело, что содержание этих составных частей определяется разными предметными областями науки и философии науки.

Философия науки как одна из метанаук о науке

Такое видение науки трансформирует философию науки из совокупности, как правило, справедливых и остроумных соображений ученых о науке и/или переводов на философские языки общего содержания научных знаний в одну из метанаук о науке, а именно в науку о системах научного знания. Остальные метанауки (история науки, социология науки, экономика науки, психология науки, этика науки, педагогика науки, наука об организации и управлении наукой, аксиология науки, наукометрика и т.п.) исследуют те стороны или измерения науки, которые являются предпосылками и факторами продуцирования нового знания. Эти метанауки имеют смысл только тогда, когда есть наука, вырабатывающая новое знание. Кстати, количество обнародованных публикаций не является показателем научной результативности их автора, если они не содержат нового знания, признанного соответствующей профессиональным, желательно мировым сообществом.

Естественно, чтобы на почве полученного философией науки метазнания о продуктивных системах научного знания другие метанауки исследовали организационные, кадровые, педагогические, экономические, финансовые, психологические, моральные, аксиологические условия бытия науки и разрабатывали конкретные предложения по совершенствованию функционирования науки как социального института по порождению нового знания. Заметим, что новизна научного знания является его довольно "скоропортящимся" и релятивным относительно имеющихся систем знания признаком. Это всегда заставляет ученых стремиться к новым знаниям, опираясь на те системы знания, которые были новыми в прошлом.

Таким образом, философия науки разрабатывает для других метанаук необходимые концептуальные принципы и рамки как своеобразные очки, сквозь которые эти метанауки могут осуществлять анализ исследуемых ими аспектов науки и научного знания.

В литературе иногда встречается весьма широкое толкование предметной области философии науки, включающее в нее почти все стороны науки и ее функционирования в обществе. Такого взгляда придерживается один из наиболее цитируемых украинских гуманитариев, известный философ, профессор, доктор философских наук Валентин Лукьянец. В Философском энциклопедическом словаре (Абрис, 2002, с. 679) он утверждает, что "философия науки - область философии, исследующая феномен науки в историческом развертывании всех его социокультурных измерений". Такое толкование или не учитывает реального, хотя и нечеткого разделения труда между метанауками, или предлагает понимать философию науки как суперметанауку, объединяющую все другие метанауки о науке. Ни первая, ни вторая интерпретации не отвечают реальной истории и современному состоянию философии науки и отсутствуют в современных энциклопедических источниках по философии науки.

Признаки философии науки как науки

Если присущие науке признаки имеются и в философии науки, то ее вполне достоверно можно считать наукой.

В самом деле, как и любая наука, философия науки имеет свою более или менее определенную предметную область, которая была охарактеризована выше.

Как и любая наука, философия науки изучает и анализирует свою предметную область сквозь призму ее метасистем, то есть систем метазнания о системах научного знания. В литературе предложено много таких метасистем – от содержательных и культурно-исторических до логических и сугубо математических. Этот факт делает возможным классификацию направлений философии науки. В первом приближении можно выделить содержательно-концептуальное (знание как система понятий), пропозициональное или стандартное (знание как система утверждений), логистическое (знание как формальная система), инструменталистское, или операционалистское (знание как система операций с конструктами), эротетическое или интеррогативное (знание как система вопросов и ответов на них), семантическое (знание как языковая система), структуралистское (система знаний как система абстрактных моделей соответствующей предметной области), структурно-номинативное (знание как статическая полисистема) и модифицированное структурно-номинативное (знание как динамическая полисистема рождения нового знания) направления философии науки.

Любая наука выдвигает нетривиальные, доступные эмпирической проверке утверждения о ее предметной области. Модифицированная структурно-номинативная философия науки предлагает и обосновывает главные положения о системах научного знания.

В любой системе научного знания есть смысл выделить ее согласованные подсистемы:

1) онтическую (исходные представления о неопровержимых атрибутах реалий из предметной области соответствующей системы знания);

2) номинативную, назывную (названия реалий из предметной области системы знания и составных частей самой системы);

3) языковую (система языков, которую использует система знания);

4) логистическую (средства упорядочения подсистем системы знания);

5) номическую (законы, аксиомы, постулаты, представляющие в системе знания закономерности и регулярности ее предметной области, а также принципы самой системы);

6) модельную (абстрактные модели предметной области);

7) репрезентативную (модели, имеющие прообразами реалии из предметной области);

8) проблемную/интеррогативную/эротетическую (проблемы, вопросы, задачи, которые формулируются и решаются системой знания);

9) операционную (действия с составными частями и структурами системы знания);

10) процедурную (правила выполнения действий в системе знания);

11) оценочную, или аксиологическую (оценивание составных частей, структур, подсистем и системы в целом);

12) гипотетическую (предположение системы знания);

13) эвристическую (полезные, но не строгие соображения в пределах системы знания);

14) аппроксимационную (система приближений системы знания);

15) соединительную (система связей подсистем и их составных частей).

Подсистемы, их уровни, элементы и структуры взаимозависимы. Как правило, нетривиальное изменение любой составной части системы знания служит причиной закономерных изменений других составных частей. Примерами результатов таких изменений является модельно-проблемная и проблемная цепочки. Первые порождаются переформулированием имеющихся проблем в терминах новых моделей, вторые - решением имеющейся проблемы, обычно приводящим к формулированию новых проблем.

Подсистемы системы научного знания имеют типичное универсальное иерархическое многоуровневое построение и объединяют, уточняют и развивают разрабатываемые другими направлениями современной философии науки частичные представления о системах научного знания.

Реальные системы научного знания отличаются степенью развития их подсистем и осознанием учеными этих подсистем.

Как и любая наука, философия науки, основываясь на моделях статических структур систем научного знания, пытается рассматривать динамику и развитие систем научного знания. В частности, в ней обращается внимание на важность согласования подсистем отдельной системы научного знания. Кстати, один из малоисследованных путей развития системы знания заключается в устранении несогласованности ее подсистем.

Различные варианты развития системы научного знания происходят путем разноплановых взаимозависимых трансформаций ее подсистем, уровней, структур и составных частей. Триггером для развития может служить изменение любой составной части системы знания. Таким образом, любая система научного знания является динамической полисистемой.

Как и любая наука, философия науки проверяет эти и другие свои предположения "эмпирическим" анализом тех систем научного знания, которые раньше не попадали в ее поле зрения.

Как и любая наука, философия науки прогнозирует направления структурного совершенствования как минимум систем научного знания, находящихся на начальных этапах развития.

Как и любая наука, философия науки является субъектом уточнения, в частности математизации и изменений, то есть со временем меняются как ее системы метазнания о научном знании, так и представления о ее предметной области.

В той степени, в которой философия науки отвечает перечисленным признакам, ее можно считать наукой.

В некотором смысле почти все вышеуказанные направления философии науки являются науками с различными степенями полноты воспроизведения систем научного знания. На фоне этих вариантов структурно-номинативная философия науки и ее модифицированная версия отличаются, во-первых, более полным включением в системы научного знания форм его дифференциации, во-вторых, установлением между ними связей, благодаря которым они создают систему знания, способную продуцировать новое знание, и, в-третьих, синтезом в пределах одной системы знания различных форм его дифференциации, что естественно способствует ее дефрагментированному пониманию, согласно которому каждая ее отдельная составная часть находится на "своем" месте в необходимых связях с другими составными частями. Модифицированная версия идет дальше своего начального варианта в процессе выделения большего количества подсистем, более детального "микроскопического" рассмотрения как состава подсистем, так и их трансформаций, то есть открывает перспективы последовательного изучения динамики систем научного знания.