Владимир Копань - доктор сельскохозяйственных наук, заведующий лабораторией биотехнологии Института садоводства УААН, автор 78 сортов яблонь, груш, смородины, земляники, крыжовника, из которых 20 сортов уже включены в Государственный реестр, автор 243 научных и популярных статей в области садоводства. Вот лишь некоторые сорта селекции В.Копаня.
Яблоня: Аскольда, Быстрица, Тронка, Элегия, Фиалка, Амулет, Перлина Києва, Скифское Золото.
Груша: Роксолана, Золотоворотская, Смерічка, Трембіта, Этюд, Говерла, Вродлива.
Земляника ранняя: Десна, Русановка, Дарунок вчителю, Ольвия, Багряная.
Большинство сортов земляники выведены в соавторстве с женой К.Копань. Сорта земляники В. и К. Копаней занимают 80% площадей в промышленном и любительском садоводстве Украины.
Кстати, заметим, что на некоторые из сортов крыжовника, смородины черной и красной швейцарские менеджеры купили у Института садоводства УААН лицензию на эксклюзивное право их распространения в странах Западной Европы.
По актуальным проблемам садоводства В.Копань дал интервью корреспонденту «Зеркала недели».
- Владимир Павлович, если верить библейской легенде о грехопадении Адама и Евы, то яблоко старше, чем само человечество. И вот уже тысячи лет человечество не расстается с яблоком. Видимо, есть на то весомые причины?
- Несомненно. Это один из ценнейших земных плодов, который можно употреблять на протяжении всего года вплоть до нового урожая. В пищевом рационе яблоко имеет диетически лечебное значение из-за наличия глюкозы, фруктозы, кислот, пектинов, витаминов, многих микроэлементов, необходимых для жизнедеятельности человеческого организма. Широко распространенные яблочные диеты также свидетельствуют об уникальности этого плода. Известен принцип: «Съедай в день по яблоку и не будешь иметь проблем с сердцем». А объясняется это очень просто: глюкоза, необходимая для жизнедеятельности сердечной мышцы, есть во всех сортах яблок. Яблоко можно назвать аптекой лечебных препаратов, что и отражено в английской поговорке: «Съеденное яблоко отдаляет визит к врачу».
- Из первого вопроса вытекает второй: насколько ценным является яблоко, пролежавшее целую зиму.
- Безусловно, по истечении определенного (для каждого сорта своего) срока хранения пищевая ценность свежего яблока снижается. Однако время созревания в процессе хранения для различных сортов отличается и таким образом можно составить «яблочный конвейер» с оптимальными сроками их потребления. Назову сорта с нарастанием периодов созревания.
Ранние: Папировка, Мантет, Виста Белла, Мелба.
Осенние: Слава переможцям, Уэлси, Теремок, Алкмэнэ, Джеймс Грив.
Зимние: Кальвиль снежный, Спартан, Элегия, Світлиця, Амулет, Орнамент, Перлина Києва.
Позднезимние: Айдаред, Зимнее Плесецкого, Ренет Симиренко», Голден Делишес,
Киевское зимнее, Незалежність, Тронка, Фиалка.
Надо учесть, что на сроки созревания яблок, вкусовые качества очень влияют условия хранения, т.е. температура, влажность, вентилируемость помещений. Есть сорта, которые можно хранить полтора года после съема с дерева без особой потери качества.
- Я ошибаюсь, или на самом деле отечественные сорта уступают зарубежным?
- Как говорится, не бывает дыма без огня. После недоброй памяти сессии ВАСХНИЛ 1948 года, где генетическая наука была осуждена «как продажная девка империализма», наступил период гонения ее носителей и триумфа сторонников И.Мичурина и Т.Лысенко. Так продолжалось добрый десяток лет, а с учетом «железного занавеса» намного больше. Украинские ученые, как и все советские, не имели доступа к олигенным донорам - генетическим носителям конкретных хозяйственно-биологических признаков. Мы подключились к целенаправленному использованию олигенных доноров на несколько десятилетий позже, чем Запад. Это и стало главной причиной того, что в сортовом ряду яблонь (да и не только яблонь) есть очень немногие сорта украинской довоенной селекции, скажем Слава переможцям (1929 г.), а затем уже селекции семидесятых годов. Эту «селекционную дыру» шириной в несколько десятилетий и заполнили американские и западноевропейские сорта.
- А сейчас?
- Ныне сложились нормальные условия для информационного обмена между селекционерами разных стран, доступа к генетическим материалам. Но в Украине, да и в других странах СНГ, налицо неблагоприятная экономическая обстановка. И наука, относящаяся к бюджетной сфере, страдает в числе первых. Сейчас в Институте садоводства для завершения многих потенциально перспективных исследований нет минимальных средств, не за что покупать препараты, зарплата зачастую выдается со значительной задержкой. Вследствие этого шестеро моих лучших учеников сейчас работают в научных учреждениях Европы и Америки.
Наряду с этим готовые результаты своей работы - новые сорта - мы вынуждены отдавать посредникам.
В Польше по программе «Темпус» (ускоренное внедрение мировой науки в производство) испытываются 46 наших сортов с последующим отбором наиболее подходящих для распространения в Европе. Ясно, что такое посредничество - мера для института вынужденная и в конечном счете снижающая эффективность работы ученых. Но чтобы не забивать крест-накрест двери наших лабораторий, вынуждены идти и на это.
- Интерес к результатам работы украинских ученых со стороны как Швейцарии, так и Польши, наверное, не исчерпывает научного потенциала ученых-садоводов?
- Несомненно. Дело в том, что, несмотря на гонения ученых-генетиков в тридцатые - начале пятидесятых годов, олигенная база для многих исследований находилась в значительной степени в нашей стране, на нее работало не одно поколение ученых - Лев Симиренко, Николай Вавилов, Владимир Симиренко и другие. И когда искусственное сдерживание генетической науки прекратилось, она стала развиваться на достаточно подготовленной почве. Например, уже многие годы в институте ведутся работы по созданию новых форм яблонь.
- Не идет ли речь о колонновидных яблонях, необычные качества которых в последние годы не дают покоя садоводам-любителям и привлекают пристальное внимание специалистов?
- В Институте садоводства УААН с 1982 года ведутся исследования генетики и селекции этих растений. Но именно здесь мы имеем яркий случай, где научный поиск пересекается с коммерческой торопливостью.
- Насколько можно, детализируйте эту фразу.
- Дело вот в чем. В 1962 году в Канаде была обнаружена ветка яблони Мекинтош необычного вида. Это был спонтанный мутант, получивший название Важек. Он и стал праотцом нынешних колонновидных яблонь. Наиболее впечатляющие результаты в использовании гена компактности, а именно это главное достоинство Важека, были достигнуты на Ист-Моллингской (Англия) станции плодоводства. Сорта яблонь Трайдент и Телеймон, созданные здесь, привлекли всеобщее внимание.
Можно сказать, что именно эта научная удача по сегодняшний день бессовестно эксплуатируется не обремененными моральными качествами бизнесменами у доверчивых и столь же не обремененных знаниями садоводов-любителей.
Благодаря компактной кроне, а ее проекция на землю была не более 1,5 м 2 , отсутствию боковых ветвей и плодам, густо облепившим вертикальные проводники, дерево выглядит очень «фотогеничным». Добавьте сюда органолептические показатели яблок: их нарядный вид и приятные вкусовые качества и, как говорится, дело сделано. Наконец, самое главное - схема посадки из-за компактности деревьев была очень уплотненной: междурядья - 1,45 - 1,6 м, а в ряду - 0,2 - 0,25 м. Колонновидные яблони Трайдент и Телеймон дали мировой рекорд урожайности - 400 т/га.
- Четыре тонны полноценных яблок с одной сотки! Что ж, можно понять садоводов-любителей, жаждущих хотя бы увидеть такое чудо!
- Не забывайте, что речь идет о вполне конкретных, притом рекордных колонновидных сортах - Трайденте и Телеймоне. На деле же происходит, как в цирковом фокусе, - показывают одно, а продают другое.
- Как понимать «другое»?
- В специализированных садоводческих магазинах продаются контейнерные культуры колонновидных яблонь серии КВ с различными номерными индексами: КВ-5, КВ-7, КВ-9, КВ-25, КВ-34, КВ-42, КВ-43 или под названиями Джин и Арбат, что соответствует КВ-5 и КВ-43. Это были колонновидные яблони первого десятка лет селекции в странах СНГ, еще достаточно сырые. Вкус их посредственный, плоды мелкие, в основном летних и осенних сроков созревания, они подвержены значительному поражению паршой и мучнистой росой. Но покупатели узнают об этом через три-четыре года.
- Выходит, что садоводов в очередной раз «купили»?
- Делают деньги, набивают карманы на очередной волне популярности, не заботясь ни о своем имени, ни о садоводе, ни о возможной компрометации самой идеи. А ведь подобное уже наблюдалось с ультрамодными сортами земляники зарубежной селекции. Теперь вот активно эксплуатируется идея колонновидных яблонь.
- С модой в области садовой коммерции немного разобрались. А каковы все-таки реальные результаты селекции колонновидных форм в Украине?
- Как уже говорилось, с 1982 года в Институте садоводства УААН ведется селекционная работа с привлечением яблони Вашека, формами КВ, сортами Трайдент и Телейман. В результате создан большой задел, достигли плодоносного возраста собственные элитные формы колонновидных яблонь Вертикаль, Спарта, Танцовщица. Их уже можно не только увидеть, но и попробовать.
- Когда же названные сорта яблонь смогут прийти к садоводам?
- Теперь можно сказать, что украинское потомство Вашека, несущее в себе ген компактности, уже на старте. И несмотря на коммерческую дискредитацию, обладает целым набором достоинств, ряд которых мы уже упомянули. Добавим еще одну, весьма существенную особенность колонновидных яблонь - они не требуют формирования кроны, что, как известно, занимает львиную долю труда в традиционных садах. Среди элитных форм колонновидных яблонь нашей селекции в настоящее время ведется наблюдение за урожайностью, товарностью, качеством плодов, устойчивостью к заболеваниям. Наиболее конкурентоспособные и будут переданы в государственные сортоиспытания. И только после присвоения сортового названия и занесения в Государственную сортовую книгу названные элитные формы можно передавать для распространения. Сорт, как и хорошее вино, должен созреть и завоевать свое право на существование и продолжительную жизнь, а уважающий себя селекционер никогда не отпустит в люди своих детей недорослями.