UA / RU
Поддержать ZN.ua

Взгляд. Украина на карте научного мира

Практически все правительства новой Украины демонстрировали свою приверженность инновационному курсу развития страны.

Автор: Вячеслав Хаврусь

Практически все правительства новой Украины демонстрировали свою приверженность инновационному курсу развития страны. Не стал исключением и нынешний президент Украины, определивший амбициозную цель - до 2020 года вывести Украину в число лидеров среди стран мира. Очевидно, что достичь этой цели невозможно без современных науки и образования, используя их потенциал для развития украинского бизнеса, базирующегося на высокотехнологическом производстве. По словам высоких должностных лиц, Украина имеет мощный научный и образовательный потенциал для решения поставленных задач, проблема только в финансировании. Непосвященному трудно проверить справедливость этих утверждений, поэтому попробуем разобраться в нынешнем положении вещей и возможных путях решения неединичных проблем.

Любая успешная научная и образовательная деятельность ведется в тесном сотрудничестве с коллегами внутри страны и за границей, она включает общение (как личное, так и путем публикаций), а также участие в образовательной деятельности для подготовки следующих поколений исследователей, преподавателей и высококлассных специалистов. Одним из самых важных результатов такой деятельности являются качественные научные публикации, свободно доступные коллегам для обмена новой информацией и ее критического осмысления. Именно генерация, доступность и эффективный взаимообмен научной и образовательной информацией внутри страны и с внешним миром являются ключевыми для того, чтобы утверждать, что страна имеет современную науку и образование, потенциал для их развития. К сожалению, если исходить из этих критериев, то, несмотря на попытки украинских высоких должностных лиц демонстрировать прогресс, украинские образование и наука находятся преимущественно в состоянии упадка на задворках научного мира.

Чтобы прийти к такому выводу, достаточно ознакомиться с отчетом SIR World Report 2010, обнародованным в конце 2010 года авторитетной организацией SCImago Research Group. Отчет, составленный на основе базы данных Scopus, содержит количественные данные для 2833 учреждений во всем мире относительно публикаций и их цитирований в период 200–2008 гг. Кроме того, указанная группа принимает участие в развитии нескольких средств информационного анализа для оценки влияния научных журналов стран SCImago Journal & Country Rank. Результаты более подробного анализа с использованием нескольких критериев для периода 1996–2009 гг. есть в открытом доступе и предназначены для использования политиками, администраторами, исследователями, СМИ и заинтересованными гражданами для сравнения исследовательской активности многих стран и их учреждений.

Также обратите внимание на рис.1 и стремительное развитие отдачи египетской науки. Автору в свое время представился случай посетить один из университетов в глубинке Египта, и он убедился, что уровень оборудования лабораторий там не хуже того, который есть в Украине, а свои результаты они печатают на английском языке преимущественно в международных изданиях. Во время общения с коллегами оказалось, что необходимым условием получения диплома о высшем образовании или научной степени в естественных науках является написание всей работы на английском языке с краткой аннотацией на арабском. Кроме того, в стране работает система отбора талантливых молодых людей, которым предоставляется возможность получить гранты на поездку за границу для стажировки или получения научной степени. Очевидно, что такие относительно мало затратные шаги привели к стремительному росту качества научной продукции, свидетельством чего является несколько Нобелевских лауреатов, которые учились в Египте или родом из этой страны.

Другое важное направление - популяризация научного мнения в обществе, развенчание лженаучных представлений и предрассудков. НАН Украины самоустранилась от участия в этой деятельности, и к тому же разрешила работать под своей крышей аферистам, которые ведут открытую антинаучную пропаганду. В информационном пространстве Украины из-за упомянутой бездеятельности практически нет научно-популярных программ, публичных лекций и журналов, хотя еще есть люди, готовые доносить знания до подрастающего поколения. В Германии, например, очень популярны технические музеи (см., напр., этот), где на простых моделях объясняется история открытий и явления окружающего мира. Автор несколько раз принимал участие в увлекательных фестивалях науки в Германии, где научные сотрудники с помощью демонстрации простых и ярких экспериментов, которые проводятся в исследовательских институтах, пробуждают интерес молодежи к знаниям, образованию и науке, пополняя таким образом свои ряды новыми исследователями.

Неужели все это так сложно? Амбициозная цель 2020 года остается пока что только провозглашенной мечтой...