Петр Горлей |
История знает немало примеров, когда страны с малоразвитой или разрушенной дотла экономикой в достаточно короткий срок поднимались до уровня мощных индустриальных государств. Но, очевидно, немного примеров «экономического чуда наоборот», когда, имея большой научно-практический потенциал и владея мощным производством в сфере высоких технологий, за каких-то десять лет с передовых позиций страна скатилась в шестой десяток в мировом рейтинге по индексу человеческого развития. Не в последнюю очередь это произошло из-за упадка электронной промышленности — отрасли экономики, определяющей научно-технический прогресс хозяйственного комплекса любой страны. Существенное сокращение производства в электронной промышленности привело к остановке сотен отечественных отраслевых предприятий. Вместе с тем Министерство образования и науки Украины сократило значительную часть специальностей направления подготовки «Электроника». Все это отображало отношение молодого государства к электронной науке и промышленности.
— Вспоминать те времена невыразимо больно, — рассказывает заведующий кафедрой физической электроники и нетрадиционной энергетики Черновицкого национального университета, доктор физико-математических наук, профессор Петр ГОРЛЕЙ. — Из 150 научных сотрудников на кафедре осталось 24 вместе с преподавателями. Остальные, не выдержав нищей жизни, разошлись кто куда. Одни — на Калиновском базаре торговали китайским ширпотребом, другие асфальтировали дороги в Португалии и Греции, а кое-кто вообще спился. Наши достижения стали никому не нужны. Черновицкие предприятия электронной промышленности, с которыми мы сотрудничали — «Кварц», «Гравитон», «Электронмаш», остановились, а их работники — инженеры, рабочие высокой квалификации — пополнили армию безработных и базарников.
— Многие убеждены, что это все — «рука Москвы» или «подступы Вашингтона», которым не нужна сильная и экономически мощная Украина.
— Не нужно искать внешних врагов, как мы привыкли, поскольку в нашем упадке виноваты в первую очередь мы сами. Кто тормозил нашу экономическую поступь и процветание, для которых в начале 90-х были все предпосылки? Отвечу: наше сознание, еще «не доросшее» до развития государства. Скажу больше: мы — нация с хуторянским, а не державосозидающим сознанием. И построили «в своем доме», подаренном нам судьбой, не государство с мощной экономикой и соответственно высоким уровнем жизни, а хутор с мотыгой, с помощью которой не можем справиться с самыми богатыми в мире черноземами. Мы уцепились в эту мотыгу и не хотим выпускать (это не образ, а реалии, посмотрите, чем сегодня возделывают крестьяне землю), хотя держали в руках технологии мирового уровня. По развитию, в частности, электронной промышленности Украина входила в десятку передовых стран мира.
Я был в свое время страшно удивлен, даже поражен заявлением первого лица нашего государства, что Украина — сельскохозяйственная страна, и нам необходимо развивать сельское хозяйство. Конечно, нужно, но нельзя на этом делать ставку в развитии государства мирового уровня. Развивать прежде всего следует промышленность и производство в отраслях новейших технологий — информационных, электронных, энергетических, дающих высокую прибыль и формирующих основную часть государственного ресурса, в том числе и государственного бюджета. Мы привыкли, что слову «украинский» сопутствуют разве что слова «сало», «горилка», «песня». Между прочим, первые наши компьютеры были лучшими в мире. Но кто сегодня об этом знает? У нас на слуху изделия зарубежных фирм ІВМ, «Макинтош», а мы и представления не имеем, какие уникальные возможности развития компьютерной техники потеряла Украина из-за неумной политики еще тогдашнего советского руководства. Кстати, черновицкий завод «Электронмаш» строился когда-то именно для выпуска отечественных компьютеров.
— Петр Николаевич, если мы такие умные, почему наши военные ракеты с электронных пусковых установок попадают в жилые дома и сбивают пассажирские самолеты?
— Потому что интеллектуальный потенциал нации, а он действительно высокий, не подкрепляется практическими делами и умной державосозидающей политикой властных структур. Электронная аппаратура, особенно военная техника должна постоянно работать и обновляться, иначе через достаточно небольшой промежуток времени выходит из строя, и тогда от нее можно ожидать чего угодно, любых сбоев и поломок. Поэтому каждое уважающее себя государство удерживает свой военно-промышленный комплекс и свою армию в состоянии постоянного научно-технического обновления. ВПК — это своеобразный полигон для опробования научных идей и технических новинок. Необходимо срочно опомниться и возродить свою электронную промышленность. Еще можно все наверстать и снова занять почетное место среди передовых стран мира. Коллектив нашей кафедры, замечу не без гордости, уже делает свой посильный взнос в это благородное дело.
— Какой именно?
— Мы сохранили и обладаем уникальными технологиями создания полупроводниковых материалов, а они служит основой электронного приборостроения. Недаром научными разработками коллектива (мы занимаемся вопросами полупроводникового материаловедения уже почти полвека и достигли здесь определенных высот) интересуются другие страны, предлагая сотрудничество, особенно в сфере производства высококачественных солнечных элементов. Когда-то черновицкие заводы ППК «Кварц», «Гравитон», «Ритм» обладали высокой технологической базой для промышленного выпуска таких элементов. Это производство вполне можно возобновить в короткие сроки и выйти с нашими солнечными батареями на мировой рынок, где приборы для нетрадиционных видов энергетики имеют большой спрос. Продает же Россия всему миру солнечные элементы. Почему же мы не можем этого делать?
Высоким мировым стандартам отвечают и разработки ученых Черновицкого отделения Института проблем материаловедения Национальной академии наук Украины, с которыми наша кафедра тоже сотрудничает, — конденсаторы и аккумуляторы экстракласса на базе слоистых полупроводниковых материалов. Среди достижений наших научных сотрудников и промышленников — высокочувствительные приборы для наблюдения за состоянием окружающей среды, а также полумагнитные полупроводники и приборы на их основе, являющиеся очень перспективными в новом направлении электроники — спинэлектроники, развивающейся сейчас в мире бешеными темпами и обещающей человечеству неслыханные технические возможности.
Но основное богатство кафедры — ее преподаватели и студенты. Несмотря на трудности, мы сохранили у себя высокий уровень преподавания фундаментальных дисциплин, благодаря чему наши воспитанники быстро овладевают новыми мировыми технологиями. Ежегодно несколько наших выпускников получают приглашения на работу или учебу от солидных научных и учебных заведений Европы.
Мы пережили нелегкий период становления молодого государства, но, очевидно, те трудности все-таки были нам нужны для самоосознания, самопознания. А наше спасение и наше будущее — в развитии экономики, особенно в сфере высоких технологий.