UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВРЕМЯ «ГОТОВНОСТИ №1»

Всемирно известная выставка ЦеБИТ-99 завершила свое ежегодное триумфальное шоу, но отголоски его е...

Автор: Сергей Азаров

Всемирно известная выставка ЦеБИТ-99 завершила свое ежегодное триумфальное шоу, но отголоски его еще долго будут будоражить деятелей мирового рынка информационных технологий, политиков и экономистов, профессионалов и журналистов. Это естественно, поскольку, называясь выставкой, ЦеБИТ давно стал местом политических встреч не только «граждан Глобального информационного сообщества», но и творцов этого сообщества, предопределяющих пути его развития, внимательно следящих за происходящим внутри самого сообщества и использующих трибуну ЦеБИТ.

К сожалению, Украина не только не входит в это сообщество, но и достаточно далека ментально от его идеологии и целей. В этом году ЦеБИТ посетила весьма представительная официальная делегация во главе с вице-премьером В.Смолием. О том, какие мысли вынесли члены делегации из посещения выставки и широких контактов с представителями Европейской комиссии по поводу позиции Украины в этом процессе, наш корреспондент обратился к вице-премьеру Валерию Смолию.

- Валерий Андреевич, каковы ваши общие впечатления от посещения ганноверского ЦеБИТА?

- Информационные и коммуникационные технологии являются критическими технологиями XXI столетия. Пожалуй, в мире нет другого сектора экономики, в котором производилось бы так много товаров и услуг. И так быстро. Разумеется, если вы имеете так много товаров и услуг, вам просто необходимо пользоваться любым способом, чтобы их продемонстрировать потребителю. Более того, следует объяснить потребителю целесообразность их использования. Особенно учитывая высокую наукоемкость этих товаров и услуг. Желательно иметь повод показать (для сравнения) это разнообразие возможностей все сразу. Вот зачем миру нужен ЦеБИТ. Его влияние на развитие индустрии информационных технологий трудно переоценить - это на самом деле мировая «ярмарка тщеславия», предопределяющая на годы пути развития сотен отраслей. Вот почему основной результат для участника выставки - это возможность быстро «подстроиться» под нужды заказчика.

Важность выставки для Германии подчеркивает тот факт, что ее открывал федеральный президент Германии Херцог. Вот почему у ЦеБИТа есть еще и определенный политический подтекст - это место встречи политических деятелей. Стремительные трансформации Информационного сообщества, которые декларировались во время церемонии открытия выставки и которые мы сами наблюдали на ЦеБИТе, воочию демонстрируют нам возможные «основные направления» по которым пойдет человечество в следующем веке. Я говорю «возможные» потому, что далеко не одинаковыми являются «стартовые» условия для различных стран даже среди стран ЕС. Поэтому Украине следует разумно использовать все случаи показать себя (включая ЦеБИТ) и определиться с путями собственного развития.

- Вы упомянули об Информационном сообществе. Каково ваше мнение об этом феномене?

- Это не только броский политический термин. В экономической теории этот феномен попадает под определение так называемого «цикла Кондратьева», который описывает временные формы «привыкания» населения к различным нововведениям. Следуя этой теории, история человечества проходит через периодические экстраординарные «встряски», порождаемые технологическими и промышленными нововведениями, которые протекают на достаточно длительных интервалах от «понимания», через «признание» и вплоть до «утилизации». Примерами могут служить «век Пара», «век Атома» или «век Кибернетики».

Подобные нововведения революционизируют сообщество людей, ставят перед его развитием новые задачи - вплоть до задач «выживания» в условиях нововведений, отказаться от которых (раз их приняв) человечество уже не в силах… Никто сегодня не может серьезно дискутировать вопрос о том, что «информационный век» - это новый цикл Кондратьева со всеми последующими проблемами.

- В чем состоит, на ваш взгляд, участие Украины в Информационном сообществе?

- Экономисты не утверждают, что «циклы Кондратьева» носят характер закона «железного детерминизма», и нам только и остается, что сидеть и ждать, когда остальной мир укажет нам в этом процессе соответствующее место. Это далеко не так. Закон предполагает от его «участников» большого количества усилий, направленных на планирование и координацию своей деятельности для реализации потенциальных возможностей, чтобы самостоятельно определить и занять достойное место в историческом процессе развития человечества.

Глобализация экономики и интернационализация деловых отношений, которые демонстрируют новые информационные технологии, открывают для Украины новые горизонты. Я особенно хочу подчеркнуть, что в этой связи наиболее важный для нас вывод состоит в том, что рассматривая наши новые возможности, мы не должны парализовать себя беспредметными дебатами и надуманными проблемами… Основной проблемой для Украины в Информационном сообществе является развитие отечественной науки и технологий, интеграция в мировое сообщество и мировой рынок информационных и коммуникационных технологий.

В то же время следует принять как неоспоримый факт необходимость симбиоза глобальных тенденций и национальных исторических коренных традиций, космополитизма и декларируемой открытости мирового сообщества с нашим 70-летним наследием тоталитаризма и централизации. Разрешение этих противоречий - это и есть особенности «нашего» цикла Кондратьева.

Индустрия информационных технологий демонстрирует наибольший рост и, соответственно, наилучший способ увеличения ВНП. Некоторые эксперты даже утверждают, что это единственный сектор, который будет продолжать неуклонно развиваться и расти в следующем столетии. Например, как нам стало известно из доклада президента Херцога, Германия приобрела благодаря рынку информационных технологий за последние три года 100 тысяч рабочих мест. Однако, несмотря на такие «радужные» перспективы, прежде чем начать «управляемое» движение в рамках цикла Кондратьева, нам следует ответить на три основные вопроса:

- где мы находимся сегодня (имеется в виду точное место на рынке информационных технологий и услуг, а также социальные предпосылки развития)?

- какие первые шаги мы должны предпринять с тем, чтобы в случае ошибок их легко можно было исправить в дальнейшем?

- каким образом мы можем достигнуть широкой поддержки населения для ускорения технологических и экономических реформ в Украине?

- Первый ваш вопрос предполагает оценку, а любая оценка, в свою очередь, предполагает критерии. Что, на ваш взгляд, может послужить критерием для оценки «где мы сегодня»?

- Я не специалист и ответить на ваш вопрос мне трудно. Однако мне представляется что один такой объективный критерий все же есть - это степень развития Интернета.

Интернет - конечно, очень модная тема. Однако у него есть и явные особенности, которые невозможно оспаривать. Во-первых, Интернет как феномен - это «объективная реальность», не зависящая от наших пристрастий. Фигурально выражаясь - «джина выпустили из бутылки». Во-вторых - это совершенно нетрадиционная политическая тема, стоящая вне традиционных дискуссий таких политических направлений, как дискуссии «аграриев», «промышленников», «демократов», «консерваторов» и других направлений. В этой связи Интернет - показатель уровня развития демократии в стране.

Сугубо информационный аспект феномена Интернета можно сравнить с открытием книгопечатания, однако он не идет ни в какое сравнение по скорости распространения. Например, если радио для достижения 50-миллионной аудитории понадобилось 38 лет своего развития, телевидению - 13 лет, то Интернету понадобилось только четыре года, чтобы число его абонентов перевалило за 60 миллионов.

Феномен Интернета порождает новые социальные проблемы. Например, Интернет повышает скорость внедрения нововведений во всем мире, что по-новому ставит проблему интеллектуальной собственности и делает ее ключевой проблемой XXI века. А объясняется это просто: поскольку благодаря Интернету доля рынка для конкретного нового товара или услуги может «сразу и вдруг» вырасти в несколько сот раз и очень быстро, то в результате массового потребления это может привести и к лавинообразному росту «рынка лицензий». Или к массовому нарушению авторских прав.

Неудивительно, что сегодня на Западе (мы это постоянно слышали и на ЦеБИТе) все говорят об «Интернет-экономике», или как ее называют иначе, - об «электронной коммерции». Однако и здесь следует подходить с позиций «национальных условий» развития общества. Особенно с точки зрения особенностей рынка рабочей силы

Электронная коммерция будет иметь мощное влияние на ментальность делового мира - а эта ментальность у нас сегодня только складывается. Причем, похоже, она в своем развитии повторяет (пусть и более быстрыми темпами) все фазы развития деловых отношений, которые уже давно оставили за плечами развитые страны мира…

Электронная коммерция - это цены и квоты, возможности для «малого и среднего бизнеса» получения доступа к кредитам, либерализация телекоммуникационного рынка и многое другое, что хорошо известно сегодня любому школьнику. Причем электронная коммерция «работает» в любой отрасли, а значит, стремительное развитие отрасли информационных технологий в Украине - первоочередная задача. И решение ее - в силу ее наукоемкости - является необходимым первым шагом развития Украины.

Впрочем, поскольку мне ближе область науки и образования, я хотел бы прокомментировать влияние Интернета и Информационного сообщества вообще на кардинальные изменения, которые ожидают наши системы подготовки научных кадров и образования. Традиционный взгляд на карьеру, когда некто долго учится, а потом всю жизнь применяет свои знания в определенной области, - скорее всего уходит в прошлое. Теперь научная и образовательная системы будут «жить» в другой среде - среде Интернета, среде звука и видео, мгновенного доступа к электронным библиотекам и базам данных, в среде дистантного и домашнего обучения. Роли преподавателя и учителя изменятся кардинально, а процесс обучения станет постоянным. Западные аналитики утверждают, что Интернет привел к необходимости менять профессию, полученную в институтах или колледжах, каждые 5-6 лет. Это означает не полную смену профессии, а ее непрерывную «подстройку» под требования времени или «изучение на ходу» (learning by doing).

Следует учесть, что новые информационные технологии наиболее сильно влияют на молодое поколение, поскольку возможные применения тех или иных новинок ограничиваются не только нашими знаниями, но и… воображением. Людям с «устоявшимися» взглядами довольно трудно «раскрепоститься» - это естественно. Электронная коммерция приведет и к появлению большого количества ранее неизвестных, новых профессий, что чревато социальными последствиями, которые могут напоминать события, происходившие в развитых странах в металлургических и добывающих отраслях.

Кстати, определенные параллели мы можем наблюдать в экономическом и политическом мышлении представителей различных поколений. Своего рода «стрессы» нас ожидают в будущем в зависимости от «скорости» протекания процессов технологических и экономических изменений в Украине.

- Ваш последний тезис заставляет задуматься о новых задачах, которые ожидают правительство в «эпоху Интернета». Не могли бы вы как-то оконтурить круг этих задач?

- Это слишком серьезная тема. Ответом может быть только глубокий анализ. Однако мне представляется, что кое-что сказать можно и сейчас. Вице-президент США Гор однажды по этому поводу сказал, что Интернет создал условия для появления новой формы «афинской демократии», когда каждый гражданин сможет оказывать достаточно ощутимое влияние на принятие решений в области формирования политики всего государства.

Разумеется, к таким заявлениям следует относиться очень спокойно и пропускать их «через призму» реальностей и традиций. Однако утверждение Гора привело к необходимости изучения в США вопроса о взаимоотношениях Сообщества Интернета и Государства. На самом деле, доля информационных технологий в ВНП в США составляет 7,6%, а оснащенность школ США компьютерами - 80% (для сравнения - в Германии доля информационных технологий в ВНП 4,3%, а обеспеченность школ компьютерами 40%.)

Поэтому в силу «естественности» для гражданина США доступа к Интернету стало ощущаться влияние Интернета на высказывания политиков в средствах массовой информации - имеется в виду «обратная связь от «народа», которая легко реализуема в Интернете и все еще труднодоступна через СМИ. Разумеется, нас все это еще только ожидает, но быть готовым к этому надо, поскольку тезис «больше информации - больше демократии» работает во всех странах одинаково.

В этой связи, на мой взгляд, весьма плодотворным шагом была бы разработка «закона об Интернете» для Украины.