UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЗВРАТИТСЯ ЛИ ДЖИН В БУТЫЛКУ

Вот уже третий год мировое научное сообщество гудит, как растревоженный улей. С тех пор, как британ...

Автор: Дмитрий Киянский

Вот уже третий год мировое научное сообщество гудит, как растревоженный улей. С тех пор, как британские ученые во главе с доктором Уилмутом впервые осуществили клонирование животного, эта тема не сходит со страниц специальных научных изданий. Ее на все лады обсуждают средства массовой информации. Но если раньше газеты в основном рассказывали о грандиозных перспективах, появившихся в связи с «открытием века», то сейчас, пожалуй, они больше обсуждают его возможные отрицательные последствия. Речь прежде всего идет о клонировании человеческих существ. Немало ученых, политиков да и просто здравомыслящих людей понимают, что именно этот аспект открытия представляет реальную опасность.

Сегодня всем ясно, что будущее медицины связано с принципиально новыми технологиями. Они дадут возможность заменять клетки, применять искусственные органы, созданные биологическим путем, использовать поистине уникальные методы генной инженерии. Но как это уже случалось в истории, выдающиеся открытия могут быть использованы не только во благо, но и во вред. О некоторых биологических, социальных и этических последствиях последнего «прорыва» в области биологии корреспондент «Зеркала недели» беседует с известным украинским генетиком, заведующим отделом Института молекулярной биологии и генетики Национальной академии наук Украины, членом-корреспондентом НАН и АМН, профессором Виталием КОРДЮМОМ.

- Два года назад, комментируя сенсацию, вы, вопреки моим ссылкам на мировое общественное мнение, сомневались, что клонирование человека окажется под абсолютным запретом. Ведь и искусственное оплодотворение, и вынашивание ребенка чужой женщины, и то, что сегодня называется генной терапией, - в свое время было абсолютно неприемлемым этически и категорически запрещенным. Но все это оставалось под запретом лишь до тех пор, пока считалось трудноосуществимым и рискованным. Однако как только стало технически возможным, наша этика почти тотчас же сыграла отбой и все разрешила. «Думаю, то же самое произойдет и с клонированием, - говорили вы тогда. - В тот момент, когда оно дойдет до технического воспроизведения - достаточно безопасного и относительно приемлемого по цене, этические преграды рухнут». Сбылось ли ваше предсказание?

- Можно сказать, что да. Начнем с того, что в разных странах подобные этические преграды изначально были неодинаковыми. То, что в одном государстве считается абсолютно аморальным, в другом может быть вполне приемлемым. К великому сожалению, в мире всегда можно найти своего рода моральную нишу и делать там все что угодно. Сегодняшние запреты на работы по клонированию в большинстве высокоразвитых стран касаются лишь исследований, связанных с государственным финансированием. Если же такие работы проводят частные фирмы (на собственные деньги), запрет на них не распространяется. Я уж не говорю о том, что во многих малых государствах и странах третьего мира подобные исследования юридически вообще не запрещены.

Учтите еще и тот важный момент, что моральные принципы человека и его способности, талант и, если хотите, даже гениальность абсолютно не совпадают. Вспомните хотя бы изобретателя ракет «ФАУ» Вернера фон Брауна, который верой и правдой служил гитлеровскому рейху. То, что он сделал в Германии, поистине поразительно. Ведь «ФАУ-2» по сути была первой ракетой, выходящей в космос. Но не менее впечатляющи его достижения в другом, уже демократическом государстве - в Соединенных Штатах Америки. Здесь Вернер фон Браун создал ракету «Сатурн С-5», с помощью которой на Луну был запущен космический корабль «Аполлон».

В том, что работы над клонированием человека сегодня ведутся полным ходом, я ничуть не сомневаюсь. Здесь задействованы такие ресурсы, в том числе, естественно, и финансовые, что прорыв в будущее, если его еще не было, обязательно состоится. Но, конечно же, еще остаются сомнения, вопросы и неясности. Однако при всех обстоятельствах то чудо, которое мы называем воссозданием организма млекопитающего из соматической клетки, - явление неизмеримо большее, чем просто клонирование, хотя это слово включает в себя достаточно много понятий.

Дело в том, что все без исключения организмы, обитающие на Земле, рано или поздно обязательно погибают. В их генетическом аппарате накапливаются изменения. Если же воспроизвести организм из соматической клетки, все эти повреждения на генетическом уровне можно убрать. Иными словами, станет вполне технически возможным сколь угодно длительное существование индивида.

- Когда речь заходит о тех благах, которые может нам принести клонирование человека, прежде всего вспоминают о бездетных супругах, которые только таким способом могут стать родителями. Затем куда более робко говорят о возможности получить «запасные части» для замены вышедших из строя органов. Но сколь этична подобная процедура, ведь она подразумевает, что дублера, выращенного путем клонирования, потом придется распустить на отдельные органы?

- Начнем с того, что это будет не сборка из запчастей, а реконструкция организма, в котором старое заменяется молодым (от новорожденного или совсем юного существа). Кожу и хрящи можно получить и на сегодняшнем уровне клеточной инженерии, слизистую оболочку, по-видимому, тоже, печень и другие органы уже начали конструировать. Значит, в принципе рано или поздно станут заменять все, кроме головного мозга. Впрочем, будет вовсе не обязательно отрезать голову и пересаживать на новое, помолодевшее туловище. Реконструкцию можно осуществить постепенно. Но сначала из соматической клетки необходимо вырастить все, нужное для перечисленных выше замен. И вот в этом пока камень преткновения.

Но посмотрим на дело под углом морали и гуманизма. Давайте сначала выясним, что вы понимаете под словом «гуманизм»?

- Общепринятое и приемлемое с точки зрения человеческой этики.

- Но такого просто не существует. Однажды миссионер, обратив негров одного из племен Южной Африки в христианство, поинтересовался у своей паствы, как они поняли, что такое добро. Это когда мы собираемся все вместе, объяснили его подопечные, нападаем на соседей и забираем их скот. А что в таком случае зло? - спросил обескураженный миссионер. Это когда враги приходят к нам, ответили ему, и угоняют наш скот.

Гуманизм - понятие относительное. Когда я слышу, что органы, полученные путем клонирования, использовать аморально, мне хочется спросить: а когда их берут не у специально выращенного «безголового» существа, а, как сообщают некоторые газеты, в подпольных лабораториях у молодых и здоровых людей, пущенных под нож, - это что, лучше?

- Виталий Арнольдович, как скоро, по вашему мнению, начнут путем клонирования получать органы для пересадки, если такое, конечно, вообще случится?

- Случится, не сомневайтесь. Однако прежде необходимо из соматической клетки научиться выращивать человека, у которого в результате направленных мутаций не развивалась бы голова. Пока технически подобное неосуществимо, а сколько на такую работу понадобится времени, сказать невозможно.

Однако существует еще одна сложнейшая проблема, о которой почему-то никто не говорит. Для клонирования нужна женщина - чтобы имплантировать соматическую клетку. А кто на такое пойдет? Ну, допустим, за хорошие деньги согласие в наши дни можно купить. Но что вы будете делать, когда понадобятся сотни, тысячи женщин? Отлавливать их и содержать в специальных лагерях? Проводить операции в секретных тюрьмах и особых больницах? Как видите, за этим могут стоять очень мрачные вещи...

- Не собираются ли начать эксперименты по клонированию в Украине? Есть ли у нас такая возможность? Могли бы, к примеру, развернуть подобные исследования в вашем отделе (если бы, разумеется, выделили достаточно средств)?

- Думаю, что нет. Это совершенно своеобразная область. Хотя о клонировании соматической клетки у нас в последнее время говорят многие, такую проблему с наскока не возьмешь. Даже если начать работу, то, во-первых, непонятно, насколько зарубежные первопроходцы успели на сегодняшний день продвинуться вперед, во-вторых, вполне можно предположить, что через какое-то время появятся специальные (не исключено, что очень дорогостоящие) фирменные наборы, которые позволят в хороших лабораториях воспроизводить подобные «чудеса». Иначе говоря, чтобы догнать, не нужно будет повторять весь путь. Можно будет включиться в исследования на любом отрезке. Однако это крайне дорогостоящее занятие. И даже в том случае, если бы у нас на такую работу решили выделить деньги, их бы на многое не хватило: нельзя из рогатки запустить искусственный спутник Земли.

- По количеству дискуссий, надежд, сомнений, горячего одобрения и столь же энергичного отрицания с клонированием может соперничать, пожалуй, лишь генная инженерия. Но и здесь существует свой этический стоп-кран. Во всяком случае еще совсем недавно считалось недопустимым вторгаться в гены репродуктивных клеток и эмбриона, чтобы повлиять на потомство. Ведь тут, как и в экспериментах по клонированию человека, можно выпустить из бутылки свирепого джина, которого потом не загонишь назад никакими силами. Действует ли этот этический запрет сегодня?

- Cейчас, судя по научной литературе, табу относительно исследований на уровне эмбриона сняты. А в области работ с наследственным аппаратом репродуктивных клеток моральный запрет еще существует. Но, с моей точки зрения, причина кроется только в том, что в результате введения нужного гена, как показывают опыты с так называемыми трансгенными животными, у части организмов появляются какие-то нарушения. Если имеешь дело с животными, то нет проблем. Дефектную особь отбраковали - и вся недолга. А что делать с человеком? Значит, нужно ждать, пока технология будет отработана до стопроцентной надежности - полного отсутствия побочных эффектов.

- Какие направления генной инженерии развиваются в научных учреждениях Украины?

- Отвечу вам вопросом на вопрос. А что можно сделать без денег? К сожалению, специалистов в данной области с каждым годом в Украине остается все меньше. Тем не менее у нас ведутся исследования, направленные на получение нужных продуктов и микроорганизмов. Например, методом генной инженерии вырабатывается интерферон. Одна из фирм выпускает диагностикумы, делая по такой же технологии антигены. Но, увы, это капля в море.

Нам по силам намного большее. Но это дорогое занятие. Кроме того, нет никакой уверенности, что результаты исследований будут востребованы. Недавно я обратился «в инстанции» с просьбой дать нам социальный заказ: «Мы выполним работу бесплатно, но гарантируйте, что продукцию будут покупать». Однако и таких обещаний дать не смогли.

Ко всему прочему мы испытываем жестокий прессинг западных фирм. Как только в нашей стране появляется конкурентоспособное производство, мы тут же получаем бесплатную гуманитарную помощь - именно те препараты, которые у нас могут быть изготовлены методом генной инженерии. Совпадение? Случайность? Не думаю. Не хочу, чтобы меня обвинили в неблагодарности, а тем более в клевете, но все же допускаю, что это могут делать вполне сознательно. Борьба за рынки сбыта в мире идет нешуточная.

В Украине ведутся интересные исследования в области генной терапии. Но подобные вещи на голом энтузиазме не сделаешь. Поэтому такие работы в последние годы резко затормозились. Хотя есть и умы, и руки, и неплохой задел. На специалистов в этой области сейчас большой спрос. Их готовы принять многие страны. Еще несколько лет - и мы не досчитаемся последних из оставшихся талантливых ученых. А тот, кто не уедет, без постоянного тренинга быстро потеряет квалификацию. В молекулярной генетике даже несколько месяцев бездействия могут дорого обойтись исследователю.

- Хочу задать вам вопрос из области научных прогнозов. Появится ли в обозримом будущем возможность при помощи методов генной инженерии конструировать по заданной программе живые организмы и, в частности, человека?

- Вне всякого сомнения. Собственно, с растениями и животными это делается уже и сегодня. У трансгенных животных воспроизводят наследственные заболевания человека, чтобы потом отработать методику их лечения. Что же касается тех, которых могли бы выращивать для потребностей рынка, то, по-моему, такие работы блокируются прессингом общественного мнения и конкуренции. В подобной ситуации высказываются опасения, что новый генетический материал (какие-то дополнительные белки), попадая в пищу, могут принести вред.

- Но конструировать человека все же неизмеримо сложнее?

- Принципиально это вполне возможно. В свое время, когда подобная задача считалась абсолютно невыполнимой, такая проблема обсуждалась в научно-популярной литературе. В качестве возможных целей называли людей, генетически приспособленных жить и работать под водой или в условиях постоянной невесомости. Говорили и о том, что, сделав организм устойчивым к большим дозам радиации, можно значительно расширить область обитания homo sapiens. Конечно, все это в принципе вполне достижимо. Однако мне кажется, что таких людей создавать никогда не станут. Появятся другие...

- Какие именно?

- Не знаю. Но человека непременно будут реконструировать. Чтобы выжить в нашем суровом мире, он просто обязан себя изменить.

- Фантасты уже давно взяли на вооружение «генетическую бомбу». Но буквально на днях радиостанция «Свобода» сообщила, что, по мнению некоторых специалистов, биологическое оружие нового типа якобы тайно разрабатывается в Китае, Израиле, Северной Корее, Иране, Ираке и Ливии. Работа над созданием новых биотехнологий и методов генной терапии ведется в лабораториях многих крупных фармацевтических фирм. Однако условия жесткой рыночной конкуренции требуют строгой секретности таких исследований. Конечно, их проводят в мирных целях, но генетическое оружие, предупреждают эксперты, может обладать той же биотехнологией, что и, скажем, лечение рака.

Насколько, по вашему мнению, реальна подобная опасность? Не появилась ли угроза похлеще атомной бомбы? Недаром по инициативе Великобритании уже начались переговоры между странами - членами Европейского союза о срочной разработке дополнений к Международной конвенции о бактериологическом оружии. Но позволят ли они взять под контроль ведущиеся сейчас в разных странах исследования в области биотехнологии и генной инженерии?

- Запретить работы над генетическим оружием можно. Но как это проконтролировать? Давайте взглянем внимательнее на предмет нашего разговора. Когда человек заражается вирусом и заболевает, в его организме от вируса появляется дополнительная генетическая информация. Часто болезнь, вызванная вирусом, имеет ярко выраженные острые симптомы. Но они могут быть и скрытыми, проявляющимися очень медленно, например, в виде дегенерации нервной системы. Это тоже результат воздействия дополнительного генома (вирусного).

Таких геномов великое множество. Их введение способно, к примеру, постепенно превратить человека в дебила или нарушить репродуктивные функции. В результате прекратится рождаемость, начнут появляться уроды, повысится количество спонтанных мутаций. Иными словами, можно сделать все, что угодно. Но никто с уверенностью не докажет, что действует генетическое оружие. Мне страшно даже говорить на эту тему.

- Как считают специалисты, оно может быть дифференцированным - смертельно опасным для одних и совершенно безвредным для других. Каков механизм подобной избирательности?

- Известно, что носитель генетической информации - ДНК у разных людей имеет свои отличия. Но они могут быть и этническими, о которых в научной литературе предпочитают не распространяться, а если и говорят, то лишь в самой общей форме. Это слишком опасно. Можно создать оружие, не только выборочно поражающее различные расы, но даже представляющее угрозу для разных этнических групп в пределах одной расы.

- Мне кажется, подобное оружие опасно для всего человечества. Ведь результаты его воздействия могут быть непредсказуемыми.

- Безусловно. Как только станет известно о его применении, сразу же начнется работа над блокирующими системами. Ведь генетические изменения можно заблокировать только другими генетическими изменениями.

- Но обычно легче создать оружие, чем защиту от него.

- Я с вами согласен. Разработать надежный щит всегда неизмеримо сложнее, чем само средство нападения. Тем более что точкой его приложения станет все, что есть в нашем организме. Но ареной противодействия будет тоже человек. Вот вам и непредсказуемые изменения.

Генетическое оружие фантастов - лишь детские забавы по сравнению с тем, которое появится в действительности. И самое страшное, что оно легко может попасть в руки людей, у которых нет никаких моральных запретов. Несколько лет назад проведены интересные исследования. Например, оказалось, что у кальмаров есть фермент, разрушающий нервно-паралитические газы. Теперь представьте, что случится, если такой ген ввести человеку. Вместо автомата он сможет стрелять в противника из пульверизатора. Ведь газы на него самого будут действовать не более, чем щекотка...

- А каким способом генетическое оружие можно доставлять на место? С помощью бомб, снарядов или при содействии диверсантов?

- Здесь, к сожалению, тоже огромное количество вариантов. В 30-е годы в Германии проверялись возможные пути распространения бактериологического оружия. Агент, который условно должен был заразить город, находясь на одной из станций берлинского метро, раздавил в кармане ампулу и несколько раз загрязненной рукой взялся за поручни. Больше от него ничего не требовалось. Когда в разных местах взяли пробы и высеяли микроорганизмы, оказалось, что они за короткое время распространились по всему городу. Конечно, эти бактерии были абсолютно безвредными. Но они убедительно продемонстрировали, каковы возможности подобной акции.

Генетическое оружие без обратного адреса. И это самое страшное. Нельзя предвидеть, как оно распространится, где проявится, определить, кто его носитель. Ведь им может стать ничего не подозревающий человек, которому перед тем, как послать в заграничную командировку, сделали невинную прививку. По сравнению с генетическим оружием «традиционное» биологическое - это древняя катапульта рядом с новейшей ракетной системой.

Мне очень жаль, что нашу беседу приходится завершать в столь минорной тональности. Но что поделаешь - мы живем в тревожное время. И все же я верю в человеческий разум, в здравый смысл людей, населяющих планету Земля.