UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОДОВОРОТЫ НА ПУТИ УКРАИНСКОГО ЭКРАНОПЛАНА

В последние годы научные круги все чаще будоражит идея создания совершенно нового вида транспорта - так называемых экранопланов...

Автор: Леонид Горлач

В последние годы научные круги все чаще будоражит идея создания совершенно нового вида транспорта - так называемых экранопланов. Как сообщают некоторые авторы публикаций, американские и российские конструкторы пытаются объединить усилия для строительства новейшего корабля, способного лететь над поверхностью воды со скоростью 800 километров в час и совершать мягкую посадку на воду, очень экономически выгодного в эксплуатации. Корабль по своим размерам должен быть в десять раз больше, скажем, того же пассажирского гиганта «Боинг», имеющего длину 70 метров и размах крыльев 65 метров.

Изобретатели считают, что экраноплан будет практически безопасным, благодаря использованию влияния поверхности Земли (так называемый эффект экрана). Высота полета составит от двух до десяти метров над поверхностью воды при помощи «воздушной подушки». Если в крылатых судах типа «Метеор» используется только один комплект двигателей, для создания «воздушного мешка» под собой в экраноплане используются передние и задние двигатели, обеспечивающие и необходимый набор скорости, и мягкую посадку, и маневрирование при причаливании. Всего двигателей предусматривается установить 20, по 10 на каждом крыле. При максимальной загрузке вес корабля составит 5000 тонн по сравнению с 435 тоннами у «Боинга-747». При необходимости этот воздушно-морской транспорт сможет подняться на высоту 3000 метров.

Как отмечает один из главных конструкторов Борис Чубиков, экранопланы могут двигаться в трех режимах - ползать, плавать и летать. Что касается плавания, то суда, созданные в свое время по проектам выдающегося инженера и ученого

Р.Алексеева, могли передвигаться при высоте волн до трех метров. Вообще россияне работают в этой сфере более тридцати лет и успешно испытали много прототипов экраноплана, начиная с 8-местных катеров на динамичной воздушной подушке.

По сообщению газеты «Мы», именно россияне в последнее время объединились с американскими конструкторами для разработки серии экранопланов. При финансировании Пентагона объединенная группа занимается разработкой военной версии необычного судна.

В свое время разведслужбы США узнали, что СССР работает в сфере создания нового типа воздушных судов, - в этом им помогли космические спутники, сфотографировавшие самолет длиной 100 метров и 40 метров по длине крыла с 10 реактивными двигателями, летящий над Каспийским морем со скоростью 800 километров в час. После этого его так и назвали «Монстр Каспия». Позже произошли переговоры между российскими конструкторами и заокеанскими сообщниками, демонстрация специального документального фильма. Пентагон уже выделил 600 000 долларов на исследовательские работы и создание экспериментальной модели, но на завершение работ нужно истратить добрых полтора десятка миллиардов «зеленых». Так что вопрос практического создания чудесных летательных аппаратов остается открытым...

А что же наши украинские изобретатели - ушли в тень или вообще отказались потягаться силами со своими иностранными собратьями? К счастью, этого не произошло, хотя масштабы поиска несоизмеримы.

В этой связи заслуживают внимания целенаправленные поиски бывшего главного конструктора судов технического флота ЦКБ завода «Ленинская кузница» Евгения Колодочки. Благодаря ему на Днепре и других реках бывшего Союза успешно работали и работают совершенные земснаряды, баржи-площадки и другие суда. Но параллельно с основной работой конструктор плодотворно работал и над созданием экраноплана. К великому сожалению, Евгений Васильевич рано ушел из жизни, так и не доведя свои опыты до создания действующего образца.

Эстафету инженера-речника успешно продолжает еще один ученый - Петр Петрович Слинько. В свое время успешно защитив докторскую диссертацию по медицине, киевский изобретатель полностью отдался поискам собственной модели экраноплана. Его изобретение подтверждено авторским свидетельством бывшего Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов под № 535186 и имеет название «Судовой движитель». Этому документу исполнилось уже около тридцати лет.

В последующие годы изобретение украинского ученого нашло мировое признание. В прошлом году оно запатентовано в России, Украине, США, в этом году подтвердил права изобретателя Китай, на очереди Англия, Италия, Франция. Таким образом, приоритет Украины на разработку гребного винта нового типа неоспорим. Начиная с далеких уже семидесятых годов П.Слинько продолжает практические исследования своего изобретения на тримаранах в акватории Днепра. Он работает на родную Украину, которой, к сожалению, не до рождения чуда, он не поддается на уговоры и предложения различных зарубежных фирмачей.

Как-то в фирму «Эмир», созданную П.Слинько, прибыли немцы. После ознакомления с принципиальными схемами гребного винта ему предложили перебраться в Дрезден, где специально для него обещали открыть исследовательский институт. Дальше был второй визит - с готовым контрактом. Но Петр Петрович не торопился покидать Украину, имея за правило анализировать все до мелочей. В третий раз гости положили перед ним готовый контракт, обещавший золотые горы, но требующий взамен одного - отказаться от авторского права. И тогда киевлянин показал гостям на порог, хотя знал, что за рубежом сможет работать в других условиях, что не будет думать о черствых сухарях непризнанного гения. Украинский приоритет остается для него определяющим!

Безрезультатными оказались и попытки японцев заманить киевского изобретателя на острова благоденствия.

А что же родная Украина? А ей не до того, она щедро выбрасывает огромные деньги на всякие политические шоу, на борьбу за портфели и накопление частного капитала. И нет ни единой души, готовой вложить средства в строительство экспериментального судна. Что ж, о нашей национальной ментальности мир наслышан.

В чем же состоит отличие изобретения украинского ученого от предыдущих образцов, широко используемых и на кораблях, и на суднах с подводными крыльями? П.Слинько характеризирует его в общих чертах, не вникая в чисто технические тайны.

Можно создать три типа новейших гребных винтов. При помощи тяговых можно создавать новые гидроэлектростанции, гидротехнические платформы для бурения скважин в открытом море, которые будут выдерживать любые штормы без опускания якорей на дно. На ГЭСах можно создать такие конструкции, которые будут собирать грязь из водного потока. Подобные винты не закручивают воду, как нынешние, не калечат рыбу, не рушат берега. При этом достигается большая экономия горючего.

При помощи скоростных винтов судно становится экраноходом или экранопланоходом. Первое сможет работать в аэродинамическом режиме, никогда не отрываясь от воды или гребней волн. Скорость хода достигает и в тех, и в других 200-400 километров в час.

Тягово-скоростные винты предназначены для транспортных средств различных модуляций. Особенно полезны они для речных судов, поскольку обеспечивают большую тягу, дают около 30% экономии горючего, большую скорость, маневренность, что при посадке на мель всегда даст возможность методом расшатывания выйти из аварийного положения без помощи буксира. В конце концов можно оснастить новыми гребными винтами существующие крылатые «Ракеты» и «Метеоры», дабы убедиться, насколько они облегчат работу дизелей.

Но все это, как говорят, надо увидеть самому. А пока что продолжается напряженная лабораторная работа по усовершенствованию аппарата, а Петр Петрович всматривается с надеждой в белый свет: не появится ли кто-то из богатых меценатов с деловым предложением - наконец поставить дело на производственный поток и дать отечественному транспорту мощный толчок по пути прогресса. Изобретателю же нужно очень мало - увидеть плод своего таланта не на водном полигоне, а на широких транспортных просторах Украины.