UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вложенный миллион вернется миллиардом. Какая картографо- геодезическая служба нужна Украине?

В развитых странах картографо-геодезическая служба создается для надлежащего государственного управления и хозяйствования...

Авторы: Адам Гожий, Степан Бульба

В развитых странах картографо-геодезическая служба создается для надлежащего государственного управления и хозяйствования. Эта служба радикально не реформируется не только в случае смены правительств государств, но и в случае изменения самого государственного строя. Обычно она входит в двадцатку самых необходимых элементов структуры правительств (наряду со службами обороны, безопасности, образования, здравоохранения, транспорта, связи и т.д.). Более того, в развитых странах функционируют не только гражданские картографо-геодезические службы, но и военно-топографические, так как высокий уровень картографо-геодезических работ в государстве имеет большое оборонное значение.

Эти азбучные истины мы вынуждены в который раз напоминать, поскольку в нашем государстве власть относится к своей картографо-геодезической службе как к второстепенному органу государственного управления.

После провозглашения независимости в Украине были все предпосылки для создания хорошо организованной и дееспособной службы геодезии и картографии по самым лучшим мировым образцам. Однако недооценка украинским руководством значения Государственной службы геодезии, картографии и кадастра (Укргеодезкартографии) в жизни государства привела к постепенному ее упадку и, в конце концов, к полной ее ликвидации в 2004 году. Немногим более чем через год Укргеодезкартография была восстановлена как правительственный орган государственного управления в составе Министерства охраны окружающей природной среды. Но развернуть свою работу так, как этого требуют современные интересы государства, ей снова не удается. Прогрессивному развитию и усилению Укргеодезкарто­графии мешают следующие причины.

Как небольшую отрасль производства и науки картографо-геодезическую службу априори пытаются подчинить более мощным отраслям. Однако это ошибочный подход.

Ведомственное подчинение Укргео­дезкартографии ослабляет и обесценивает ее общегосударственную координирующую функцию, способствует сосредоточению ее внимания на решении кар­тографо-геодезических проблем того ведомства, которому она подчинена. В таких условиях картографо-геодезические подразделения начинают создаваться и в других ведомствах. А это путь к распылению и дублированию производственных усилий, к обесцениванию отрасли в целом. Разуме­ется, что ведомства при этом заботятся прежде всего о своих ведомственных, а не общегосударственных интересах. Были попытки отдельных ведомств полностью подчинить себе Укргеодезкартографию. Например, Госком­зем предлагал передать ему картографо-геодезическую службу и создать министерство земельной политики.

Ведомственное подчинение Укргео­дезкартографии не обеспечивает надле­жащего ухода, сохранения, развития и эффективного использования бесценного объекта национального достояния — государственной геодезической координатной сети, фундамента для решения многих проблем высшей и прикладной геодезии. Отметим, что, по нормам ЮНЕСКО, высококлассные координатные сети причисляются к памятникам и достоянию мировой культуры. Заброшенность государственной геодезической координатной сети, сосредоточенность Укргеодезкартографии на решении мелочных многотиражных ведомственных картографо-геодезических задач прикладного характера наносят непоправимый ущерб развитию фундаментальных геодезических работ и исследований в Украине, приводят к обесцениванию картографо-геодезической отрасли.

Значительное увеличение объемов картографо-геодезических работ низших классов точности, что обусловлено реформированием земельных отношений, способствовало возникновению в государстве огромного количества картографо-геодезических предпринимателей. Разумеется, что ни кадровый потенциал, ни объемы, ни качество работ такого количества субъектов картографо-геодезической предпринимательской деятельности нынешняя Укргеодезкартография проконтролировать не может.

В условиях ведомственного подчинения Укргеодезкартографии, недостаточного государственного ее финансирования, ненадлежащего законодательного обеспечения работ, слабо контролируемого государством разгула картографо-геодезического предпринимательства подавляющее большинство государственных производственных и научно-производственных картографо-геодезических предприятий вынуждены бороться за выживание, ожидая госзаказы и выполняя работы разных заказчиков далеко не государственного значения. Вынужденное участие государственных картографо-геодезических предприятий в выполнении работ негосударственных заказчиков дает основания определенным кругам государственных и коммерческих чиновников (не заинтересованных в развитии Укргеодезкартографии) говорить о целесообразности передачи всего комплекса картографо-геодезических работ в коммерческий сектор экономики. Однако полная или даже значительная коммерциализация картографо-геодезической отрасли производства и науки является абсурдной, даже преступной.

В отличие от других госслужб, Укргеодезкартография должна иметь в сво­ем составе не только административно-управленческие подразделения разрешительного и контрольного направления, но и производственные, научно-исследовательские. У нее должны быть издательские подразделения и даже заводы по изготовлению и ремонту геодезических инструментов. Она должна нести ответственность за созда­ние, пополнение, сохранение и эксплуатацию общегосударственного, специальных и региональных картографо-геодезических фондов. В условиях ведомственного подчинения Укргеодезкар­тографии эти фонды обречены на деградацию и исчезновение.

Живучесть большой части всех этих проблем ведомственного подчинения обусловлена ненадлежащим законодательным обеспечением картографо-геодезических работ в государст­ве. Ведь действующая законодательная база картографо-геодезических работ была разработана еще в начале становления Укргеодезкартографии. После перехода службы в ведомственное подчинение экономические условия ее функционирования существенно изменились. В 2007 году мы разработали проект усовершенствования законодательного обеспечения картографо-геодезических работ в государстве. Однако его рассмотрение в Верховной Раде было заблокировано лицами, не заинтересованными в усилении Укргеодезкар­тографии. Нынешние попытки «латания» Закона Украины «О топографо-геодезической и картографической деятельности» не способны улучшить законодательное обеспечение всего спектра картографо-геодезических работ в государстве.

Перечень проблем ведомственного подчинения Укргеодезкартографии можно продолжить, но и упомянутых достаточно, чтобы понять, какой ущерб они наносят развитию картографо-геодезической отрасли производства, науки и образования в Украине.

Непонимание в высших эшелонах украинской власти значения отрасли породило в Украине крайне серьезные потребности в выполнении таких огромных объемов картографо-геодезических работ, которых не знала ни одна из стран с хорошо организованными национальными картографо-геодезическими службами. Назовем только основные из этих потребностей.

Известно, что наши плодородные земли — одно из самых ценных нацио­нальных богатств Украины. Некоторые желают как можно скорее сделать это богатство товаром и прибрать его к своим рукам. Но ведь у государства нет объективных данных ни о количестве, ни о качестве этого товара, он не инвентаризован, на него не установлена объективная цена. Не сформированы нормальные условия торговли этим товаром. А установить объективную цену на товар «земля» можно только на основе совершенной карты почв, которой у государства нет. Торговля землей без установления ее природной (объективной) стоимости — очередной грабеж украинского народа.

Необходимы совершенные карты не только почв, но и водных, лесных, растительных и других природных ресурсов в масштабе, по крайней мере, 1:10000. Таких карт тоже пока нет, как и крупномасштабных карт полезащитных лесонасаждений, мест технологических загрязнений и свалок на территории страны. Все это не позволяет рационально и безопасно использовать природные ресурсы Украины. Более того, отсутствие таких карт обуславливает невозможность регулярного контроля за состоянием окружающей природной среды на территории страны, а это может привести к чрезвычайным экологическим ситуациям, на преодоление которых понадобится намного больше средств, чем на создание карт и организацию регулярного наблюдения за состоянием окружающей среды.

Крупномасштабное картографирование нужно не только для наблюдения за состоянием почв. Сейчас по всей Украине происходит стихийное пользование водными ресурсами: изменяются береговые линии водоемов и рек, углубляются и обмеливаются их русла, неконтролируемо отбирается вода из подземных водных горизонтов через скважины. В использовании водных ресурсов нужно наводить порядок. А это следует начинать с крупномасштабного картографирования.

Еще один природный ресурс, требующий наблюдения за своим состоянием, — растительные ресурсы, в первую очередь лес. И здесь не обойтись без крупномасштабного картографирования.

Отметим, что топографические карты, на основе которых организовывается наблюдение за изменениями состояния окружающая среды, — очень специфическая производственно-техническая или научно-техническая продукция. Ее нельзя где-то купить, ее нужно создать самостоятельно, и не с кавалерийского наскока, а затратив на это определенное время, определенные финансовые и человеческие ресурсы.

Нельзя забывать и о своевременном и высококачественном обеспечении специфических картографических потребностей украинской армии, у которой нет своей собственной совершенной военно-топографической службы.

В этой ситуации представляется совсем абсурдной реанимация старой идеи крупноблочного реформирования Укргеодезкартографии путем организации объединений «Севергеодезия», «Юггеодезия», «Востокгеодезия», «Западгеодезия». Эта идея прежде уже блуждала по коридорам ведомств, которым была подчинена Укргеодезкартография и которые привели ее к упадку.

Украине нужна такая картографо-геодезическая служба, которая могла бы, во-первых, обеспечить сохранение, обогащение и оптимальное использование всего созданного в предыдущие десятилетия производственного и научно-технического потенциала; во-вторых, координировать, контролировать и обобщать результаты картографо-геодезических работ, выполняющихся и в государственном, и в негосударственных секторах хозяйствования; в-третьих, создавать и эффективно использовать базы геопространственных данных, общегосударственный, специальные и региональные картографические фонды; в-четвертых, обеспечивать выполнение всех видов картографо-геодезических работ различными исполнителями на высоком производственном и научно-техническом уровнях; в-пятых, своевременно и качественно обеспечивать потребности всех отраслей производства и науки государства в необходимой для них картографо-геодезической продукции.

Картографо-геодезическая служба страны должна иметь в своем составе соответствующие административные, производственные, научно-исследовательские, издательские подразделения. Она должна быть балансодержателем государственной геодезической координатной сети, государственных картографических фондов и другого общегосударственного картографо-геодезического имущества.

Для оперативного выполнения всего комплекса картографо-геодезических работ в государстве служба должна иметь свои отделения во всех областях и в городах с населением свыше одного миллиона человек. Картографо-геодезическая служба страны должна называться «Национальная служба гео­дезии и картографии Украины» и подчиняться непосредственно Кабинету министров.

Национальную службу геодезии и картографии можно создать на базе нынешней Укргеодезкартографии. Разуме­ется, на ее создание нужно потратить миллионы гривен. Но каждый вложенный в создание такой службы миллион в будущем вернется государству миллиардом.

А если Украина все же не создаст национальную службу геодезии и картографии? Тогда через пять—десять лет в стране возникнет острая необходимость в еще нескольких мощных министерствах по чрезвычайным ситуациям.