UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕРНОСТЬ НАУЧНОЙ ЦЕЛИ — ПРЕВЫШЕ ЧЕСТИ БЫТЬ АКАДЕМИКОМ

В этом году Главной астрономической обсерватории НАН Украины исполнилось 55 лет. Ее основатель, пе...

Автор: Алла Корсунь

В этом году Главной астрономической обсерватории НАН Украины исполнилось 55 лет. Ее основатель, первый академик-астроном Украинской академии наук (УАН) - Александр Яковлевич Орлов (1880-1954) шел к осуществлению своей мечты тернистым путем.

«Я вынужден отклонить от себя честь быть академиком...»

Путь в науку А.Орлова был первоначально прямым и успешным. Будучи 13-м ребенком в семье бедного священника из Смоленска, Александр получил прекрасное воспитание и образование благодаря попечительству дальней родственницы Е.Витте. Финансовая поддержка Е.Витте дала возможность Орлову совершенствовать свои знания по небесной механике, астрономии и сейсмологии в лучших университетах Франции, Швеции и Германии. После возвращения из заграничной командировки Орлов активно включился в научную и организационную деятельность. Ему поручают руководство Юрьевской (ныне Тартуской) обсерваторией, где он ведет астрономические наблюдения и организовывает сейсмическую станцию. Признавая его заслуги в организации сейсмических наблюдений, Российское сейсмическое общество поручает ему организацию Томской станции по наблюдениям над приливами и отливами в земной коре. В 1912 году А.Орлов получает приглашение на должность директора Одесской обсерватории и экстраординарного профессора Новороссийского (Одесского) университета.

С этого времени жизнь А.Орлова была тесно связана с Украиной. Будучи директором Одесской обсерватории, Александр Яковлевич превратил ее в авторитетное научное учреждение, к тому же очень популярное в Одессе - сюда тянулась молодежь, любители астрономии. Как вспоминал известный астрофизик, впоследствии также директор Одесской обсерватории В.Цесевич, здесь всегда находили радушный прием сурового на вид директора юные посетители.

В марте 1919 г. Орлова избирают действительным членом УАН. В рекомендациях в действительные члены УАН, составленных на основе отзывов таких известных ученых, как директора Пулковской обсерватории академика А.Белопольского, член-корра АН А.Иванова, проф. К.Штернберга, Г.Левицкого и др. отмечалось, что А.Орлов является выдающимся молодым ученым, широко известным своими работами в разных областях астрономии, геодезии и особенно сейсмологии и, кроме того, подчеркивалось, что он человек с большой энергией, с организаторским талантом, который умеет объединять людей на общий труд и находить учеников.

Став академиком, А.Орлов считает своей главной задачей организацию Центральной астрономической обсерватории Украинской академии наук. Строительство такой обсерватории было предусмотрено в первоначальном плане организации УАН, разработанном ее первым президентом В.Вернадским. (В Украине было несколько университетских обсерваторий, а академической не было.)

Для строительства обсерватории А.Орлов выбрал место вблизи Канева, которое еще в 1913 г. было отмечено особой комиссией Императорской академии наук по выбору места для наблюдения солнечного затмения как весьма благоприятное по климатическим условиям. В письме в Общее собрание УАН А.Орлов писал: «...Обсерватория могла бы быть связана с именем весьма чтимого украинцами поэта, для которого она могла бы быть наилучшим памятником». Для подготовительных работ по организации строительства обсерватории А.Орлов создает в Киеве астрономо-вычислительное бюро, руководство которым поручает известному астроному М.Диченко. Сам Орлов жил в Одессе и с большими трудностями добирался до Киева. Это было сложное время гражданской войны, интервенции и разрухи. В одном из писем в УАН он писал, что путешествие его из Киева в Одессу было крайне тяжелым: «...В назначенное мне по плацкарте купе меня вовсе не пустили, а от Казатина я ехал с арестантами при крайне тяжелых условиях...». При очередной реорганизации УАН и в отсутствие Орлова и без его ведома астрономо-вычислительное бюро было ликвидировано, а с ним и планы на строительство обсерватории. Это произвело на А.Орлова очень отрицательное впечатление, о чем он написал в УАН: «...Вычислительное бюро, руководимое столь опытным ученым, как М.Диченко, произвело целый ряд весьма важных работ и, несмотря на это и в мое отсутствие, без всякого предупреждения оно было закрыто самой же академией наук и более 10 человек сотрудников академии, самоотверженно работающих по астрономии, было вычеркнуто из списков научных сотрудников академии. Так как вверенное мне учреждение подвергается разрушению со стороны самой УАН и так как мотивы, по которым это произошло по отношению к астрономическому бюро, совершенно не вяжутся с моим высоким представлением об авторитете УАН, то я вынужден отклонить от себя честь быть академиком и прошу более меня таковым не числить». Решение об отчислении А.Орлова из УАН было утверждено Общим собранием УАН (после всех выяснений в том числе и возможности его переезда из Одессы в Киев) в июле 1922 г.

К ярким звездам Полтавы

Несмотря на все перипетии судьбы, А.Орлов остался верен науке. Он провел большую реорганизацию Одесской обсерватории. Но для энергичной, деятельной натуры А.Орлова рамки Одесской обсерватории были тесны. В 1922-1934 гг. помимо фундаментальных исследований по астрономии ученый с готовностью откликается на запросы практики. Так под его руководством была восстановлена триангуляционная сеть по берегу Черного моря от Днестра до Днепра и проведено повторное нивелирование в Одессе и ее окрестностях с целью изучения оползней. Он организовал издание морского астрономического ежегодника необходимого флоту. Для поиска полезных ископаемых в Украине первостепенное значение имело составление гравиметрической карты республики. А.Орлов принялся и за эту работу. Прежде всего необходимо было для этого выбрать гравиметрический центр и привязать его к центру европейской гравиметрической системы - Потсдаму.

Одесса, прибрежный город, для этой цели не годилась. А.Орлов выбирает Полтаву и предлагает создать здесь гравиметрическую обсерваторию. Полтавская гравиметрическая обсерватория АН УССР была создана в 1926 г. Место для обсерватории на окраине Полтавы (район назывался Павленки) выбирал сам Орлов. Это была заброшенная бывшая усадьба известного художника-передвижника Г.Мясоедова (1834-1911). На огромной территории усадьбы, утопающей в фруктовом саду, находились старый двухэтажный дом, и новое здание, построенное в итальянском стиле сыном художника, также художником, И.Мясоедовым (1881-1953) для своей жены - танцовщицы из Италии. (В 1919 г. И.Мясоедов с семьей эмигрировал в Германию). В усадьбе находились огромные погреба (ходили слухи, что здесь молодой художник увлекался фальшивомонетничеством). Эти погреба и привлекли А.Орлова, поскольку очень подходили для установки в них гравиметров. Но не только этим руководствовался Орлов. В Полтаве в зените проходили две яркие звезды, которые можно было наблюдать и ночью, и днем, а такие наблюдения были особенно ценны для изучения короткопериодических колебаний широт и движения полюса Земли - в этом заключались косвенные (астрономические) методы изучения упругих деформацией Земли.

Под руководством Орлова Полтавская обсерватория АН УССР стала известным центром по геодинамике, здесь в комплексе велись исследования гравитационного поля и вращательного движения Земли. В 1939 г. А.Орлов повторно был избран академиком, на этот раз уже АН УССР. И он вновь с энтузиазмом принялся за создание академической обсерватории, что считал делом большой государственной важности.

Сквозь тернии Голосеевского леса

В письме в президиум АН УССР, датированном 24.10.1938 г., Орлов писал, что считает необходимым создание первоклассной астрономической обсерватории, и подходящим местом для нее является так называемый «Зверинец» (ныне там Ботанический сад НАНУ в Киеве), где имеется недостроенное здание церкви, пригодное для обсерватории. В декабре 1938 г. президиум АН УССР принял решение о строительстве обсерватории. Но осуществлению планов помешала вторая мировая война.

Сразу же после освобождения Киева от фашистских захватчиков Орлов направляет в президиум письмо, в котором возвращается к строительству обсерватории. И вот, наконец, 17 июля 1944 г. постановлением Совнаркома УССР было предписано создать Главную астрономическую обсерваторию АН УССР (ГАО). На этот раз местом для обсерватории Орлов выбрал поляну в Голосеевском лесу, которую пересекала поредевшая с веками аллея могучих дубов, уходящая в гущу Голосеевского леса.

Рассказывают, что эта аллея была посажена монахами из монастырского скита в Феофании, что недалеко от Голосеевского леса, и ею был отмечен путь из Феофании в Киево-Печерскую лавру. Существует несколько легенд о большой поляне в Голосеевском лесу, называемой еще Голосеевской пустынью. Одна из легенд гласит, что Илья Муромец именно здесь одержал победу над Соловьем-разбойником. Так это или не так - неизвестно, но что место, выбранное для обсерватории, сказочно красиво - неоспоримый факт.

Председатель Совета Народных комиссаров УССР Н.Хрущев весьма одобрительно отнесся к идее строительства обсерватории и считал, что она должна стать украшением Украины. Проект поручили известному архитектору академику архитектуры А.Щусеву. Это был грандиозный проект со всеми архитектурными излишествами, присущими стилю тех времен. Интересно отметить, что при обсуждении технического плана строительства обсерватории на ученом совете ГАО было принято решение строить так, чтобы «не повредить ни одного векового дуба». Однако до осуществления строительства был долгий и тернистый путь. Отсутствовало финансирование, кроме того, группа астрономов из Киевского университета вдруг стала возражать против избранного места в Голосеевском лесу. Пошли письма во все инстанции, комиссии, проверки... Орлову приходилось отстаивать свой выбор в разных инстанциях союзных и республиканских ведомств, на разных заседаниях и собраниях... А время шло... Согласно запросу и научным планам стали поступать по репарации из Германии первые телескопы, для них пришлось строить временные павильоны. Помимо определения научных задач обсерватории, подбора кадров, организации наблюдений, Орлов считал своей обязанностью заботиться об устройстве жилья для сотрудников и даже о приобретении спецодежды для наблюдателей. В то же время он не оставляет руководство и Полтавской гравиметрической обсерваторией.

Но человеческие силы не беспредельны. В ту пору А.Орлову исполнилось 67 лет. Он обращается с просьбой к президенту АН УССР академику А.Палладину об освобождении его от должности директора Главной астрономической обсерватории АН УССР. При этом он пишет: «Прошу освободить меня от звания действительного члена Академии наук УССР, так как во главе ГАО должен стоять академик. Мой уход даст свободу избрать преемника на занимаемую мной должность и звание». Эта просьба Орлова в 1947 году не была удовлетворена. Только в 1952 г. А.Орлов вышел на пенсию. Но до последнего дня жизни он не прекращал научной деятельности. Умер ученый за письменным столом при подготовке итоговой статьи о движении полюса Земли. Похоронен на Лукьяновском кладбище в Киеве. На его надгробии вычерчена полодия - путь земного полюса, вычислением которого он занимался многие годы.

Основанная А.Орловым обсерватория стала со временем одним из крупных научных учреждений не только в бывшем СССР, но и Европе. Его мечта осуществилась и в этом была также заслуга последующих поколений, среди которых немало его преемников и внучатых учеников.